В России арестовали вернувших из Сирии женщин
Кавказские женщины возвращаются домой из зоны боевых действий в Сирии — и рискуют попасть в тюрьму за участие в незаконном вооруженном формировании ИГИЛ. В правоохранительных органах поначалу заявляли, что к тем, кто добровольно решил вернуться к мирной жизни, не будет применяться уголовная ответственность. Но на практике это работает не всегда. «Кавказский узел» разбирался, почему были арестованы
Материал «Кавказского узла»
Кавказские женщины возвращаются домой из зоны боевых действий в Сирии - и рискуют попасть в тюрьму за участие в незаконном вооруженном формировании ИГИЛ. В правоохранительных органах поначалу заявляли, что к тем, кто добровольно решил вернуться к мирной жизни, не будет применяться уголовная ответственность. Но на практике это работает не всегда. «Кавказский узел» разбирался, почему были арестованы вернувшиеся домой россиянки.
21 октября в аэропорт Грозного из Сирии были доставлены 14 детей и семь жительниц Чечни, Дагестана и Красноярского края, которых встретили родные. В МВД заявили, что женщинам будет оформлена явка с повинной, и это позволит им избежать уголовной ответственности за участие в незаконном военном формировании (НВФ). Правозащитники одобрили решение МВД об освобождении от уголовной ответственности этих женщин.
В то же время, две жительницы Дагестана из этой группы, были взяты под стражу. 24 октября Советский райсуд Махачкалы приговорил 34-летнюю Загидат Абакаровой и 25-летнюю Муслимат Курбановой к двум месяцам ареста. По словам родственников, эти решения приняты несмотря на то, что у каждой из арестованных есть грудной ребенок. Абакарова и Курбанова находились в федеральном розыске за участие в НВФ. Их адвокат Джума Магомедова рассказала, что им грозит от 8 до 15 лет тюрьмы.
«В материалах дела информации о явке с повинной нет. Мне сообщают [родственники арестованных], что такие материалы есть, но я их не видела. Будем разбираться по этому обстоятельству», - сказала она.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Из России чаще всего едут воевать в ИГИЛ, — доклад американских аналитиков
26 октября была подана апелляционная жалоба на решение суда об аресте Абакаровой и Курбановой. Родным арестованных девушек не позволено видеться с ними, рассказали их матери.
«Видеться с дочкой нам не позволяют, на кормление ребенка ей не передают. Нам сообщили, что ее обвиняют по ст. 208 УК РФ (Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем). В материалах дела информации о добровольной сдаче, о явке с повинной нет», - рассказала Аматула Курбанова.
«Дочь под стражей, я ее не видела. Я видела ее, когда она была в Советском райотделе, мы туда ходили с детьми, чтобы их кормить, а теперь ее закрыли в СИЗО и туда без разрешения следователя не пускают», - сообщила Петимат Абакарова.
Опасный прецедент
По мнению правозащитников, случай с Абакаровой и Курбановой окажет негативное влияние на процесс возвращения с Ближнего Востока россиян, участвовавших в иностранных НВФ, но желающих вернуться к мирной жизни.
Власти России пытаются вернуть на родину детей, попавших в Сирию и Ирак с родителями, предположительно, примкнувшими к террористам. В эту работу активно вовлечены власти Чечни. Опрошенные «Кавказским узлом»эксперты считают, что эта работа приносит неплохие результаты.
«Статья [Уголовного кодекса] указывает на то, что если человек сам пришел, сотрудничал, то против него не могут возбудить уголовное дело. Естественно, ситуация с этими женщинами скажется на этом процессе», - считает адвокат Елена Денисенко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:На пути из ИГИЛ: как бывшие боевики «Исламского государства» оказываются в Украине
В примечании к ст. 208 УК РФ говорится, что когда человек сдался и не участвовал при этом в совершении каких-либо преступлений, то он освобождается от уголовной ответственности, отметила она. В ситуации, когда женщины изъявили желание вернуться самостоятельно, им не должна была вовсе избираться мера пресечения. А наличие малолетних и грудных детей - это достаточное основание для избрания меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей.
В то же время, не всякое добровольное возвращение на родину означает добровольное прекращение совершения лицом преступления, утверждает адвокат бюро «Мусаев и партнеры» Надежда Ермолаева.
«Правоприменительные органы и суды в разных регионах России также по-разному толкуют нормы уголовного закона... Многое зависит не только от фактических обстоятельств каждого конкретного случая, но и от сложившейся в регионе правоприменительной практики. Если же говорить о заключении под стражу женщин с грудными детьми и многодетных матерей — это, с моей точки зрения, за пределами добра и зла. Однако статья, связанная с террористической деятельностью, по которой обвиняют этих людей, обеспечивает следственным органам карт-бланш на любые действия», - говорит Ермолаева.
Материал «Кавказского узла»
- Поделиться: