Вакцинация начинает и выигрывает. 225 лет назад сделали первую прививку против оспы. Рассказываем, что из этого вышло

14 мая 1796 года английский врач Эдвард Дженнер начал эксперимент, который в будущем станет выдающимся. Он завершился созданием вакцины против оспы. hromadske рассказывает, как это дало возможность полностью искоренить одну из самых страшных инфекционных болезней в истории человечества.
Если бы про натуральную оспу нужно было рассказать одним числом, это было бы «300 миллионов». Именно столько человек, по данным ВОЗ, умерли от этой болезни только в XX веке. Для сравнения, эпидемия испанки сто лет назад, по разным оценкам, унесла до 50 миллионов человеческих жизней (хотя есть и более высокие цифры). От сезонного гриппа ежегодно умирают до 650 тысяч человек, а эпидемия COVID-19 чуть больше чем за год стала причиной смерти 3,3 миллиона человек.
К счастью, уже больше 40 лет ни один человек в мире не болел натуральной оспой. Это первая и пока единственная инфекционная болезнь, которую человечеству удалось полностью искоренить. Благодаря вакцинации.

Предшественник вакцины: лучше, чем ничего
Возбудитель натуральной оспы — вирус, и он довольно устойчивый, хорошо держится на поверхностях и предметах. Передается от человека к человеку воздушно-капельным путем, через физический контакт, например, прикосновения, объятия, а также через вещи, например, одежду. Головная боль, сильная слабость, лихорадка, боль в спине и рвота — первые симптомы болезни, которые появляются через 12-14 дней после заражения. Два-три дня спустя температура спадает, и на теле появляется сыпь. Оспа может давать осложнения — от них умирают примерно 30% больных. Во время отдельных эпидемий этот показатель был даже выше.
Еще до создания вакцины против оспы для профилактики болезни применяли похожую процедуру, которая называется вариоляция. Ее технические детали могли отличаться в разное время в разных странах, но общая идея заключалась в том, чтобы специально заразить здорового человека с помощью навоза или высушенных струпьев. Так, чтобы он переболел оспой в сравнительно легкой форме.
Часто вариоляция действительно помогала бороться с распространением болезни. Но процедура не была вполне безопасной: оспа, вызванная вариоляцией, приводила к смерти примерно 2% людей. Бесспорно, это много, но гораздо меньше, чем умирало от оспы без вариоляции. Поэтому ее продолжали использовать.

Английский врач, сын его садовника и крестьянка, больная коровьей оспой
Настоящую революцию в борьбе против оспы совершил английский врач Эдвард Дженнер. Он знал, что доярки, которые заражались коровьей оспой, после, как правило, не болели «человеческой», натуральной оспой. Его идея заключалась в том, чтобы специально заражать людей этой коровьей болезнью. Она не могла сильно навредить человеку, но в дальнейшем предохраняла его от заражения натуральной оспой.
14 мая 1796 года он поставил эксперимент, который впоследствии станет одним из самых известных и важных в истории медицины. Дженнеру понадобились двое участников. Первой стала крестьянка Сара Нелмс, которая болела коровьей оспой. У нее на руке появилось несколько образований на коже, наполненных гноем. Их содержимое врач втер в царапину на теле второго участника эксперимента — восьмилетнего мальчика по имени Джеймс Фиппс. Он был сыном садовника, который служил у врача.
Сегодня многие могут возразить: подобный эксперимент как минимум не этичен. Но более двухсот лет назад представления о медицинской этике отличались. Эксперимент оказался успешным, следовательно, риск — вполне оправдан.
Мальчик ожидаемо заболел коровьей оспой. Через некоторое время Дженнер попытался заразить его уже натуральной оспой. Но безуспешно — организм выработал иммунитет против возбудителей болезни.

Исключительно человеческая болезнь
Так была создана и успешно испытана первая в истории вакцина. Вскоре ее стали применять в других странах. И хотя она демонстрировала результаты, искоренить натуральную оспу окончательно не удавалось. Еще в 1960-х годах, более чем через полтора века после изобретения вакцины, оспой болели в странах Азии и Африки.
Натуральной оспой болеют только люди. Если не останется ни одного больного, у болезни не будет шанса вернуться (если конечно, не считать возможность биотерроризма или «бегства» вируса из лаборатории). Со многими другими недугами, например, с чумой, подобного сделать не получится — кроме людей, возбудитель живет в организмах других животных и может снова и снова заражать людей. В этом смысле на оспу похож полиомиелит. Его можно полностью искоренить, и этим занимаются врачи по всему миру.

Последняя жертва
В 1967 году ВОЗ усиливает борьбу с оспой и уже через 10 лет достигает невиданного результата — последний случай заболевания зафиксирован в Сомали. ВОЗ вот-вот была готова объявить о победе, но случилась история, которую до сих пор никто не может полностью объяснить. В 1978 году оспой заразилась женщина. И не в Африке или Азии, а в Великобритании, где о болезни давно успели забыть.
Заболевшая 40-летняя Дженет Паркер — фотограф кафедры анатомии медицинского факультета Бирмингемского университета. В университете действительно исследовали возбудителя натуральной оспы, но как Дженет Паркер могла заразиться, никто не понимал. Никто точно не знает этого до сих пор.
Чтобы избежать вспышки, врачи вакцинировали примерно полтысячи людей, которые могли контактировать с больной. Заболела и мать Дженет Паркер, но в легкой форме. Чего нельзя было сказать о самой Паркер. Она, несмотря на все усилия врачей, в конце концов умерла.
Умер также ее отец, хотя и не от оспы, а от сердечного приступа, который случился, пока дочь лежала в больнице. Также покончил с собой Генри Бедсон — начальник лаборатории в Бирмингемском университете, которая исследовала возбудителя натуральной оспы. Бедсон понимал, что так или иначе он виноват в случившемся, и это его угнетало.

Призрачные перспективы возвращения оспы
Дженет Паркер стала последней в истории жертвой натуральной оспы. В 1980 году ВОЗ официально объявила о победе над заболеванием. Уже четыре десятилетия прививки против этой болезни не делают, потому что для этого нет нужды. Есть только два места на планете, где вирус сохранился (для научных исследований) — лаборатория Центра по контролю и профилактике заболеваний в США и научный центр «Вектор» в России.
Это официально. Ведь нельзя исключить, что в какой-то из лабораторий образцы вируса хранятся нелегально, пусть даже и непреднамеренно. Например, в одной лаборатории штата Мэриленд, где его нашли в 2014 году. О пробирках с вирусом просто забыли, но к счастью, беды они не успели натворить.
И все же, возвращения натуральной оспы нельзя исключить на 100%. Именно поэтому, например, в США хранится запас вакцины для всего населения страны. В случае, если вирус оспы попадет в руки террористов, и они используют его в качестве биологического оружия. Впрочем, оспа уже не так страшна — против нее есть эффективная вакцина.
- Поделиться: