Вчетвером в купе, не считая ребенка: как «Укрзализныця» отменила карантин и не сообщила об этом

Пассажиры на перроне Киевского железнодорожного вокзала, архивное фото
Пассажиры на перроне Киевского железнодорожного вокзала, архивное фотоEPA/ROMAN PILIPEY

«Укрзализныця» с середины июля неожиданно запустила в продажу 100% мест в поездах дальнего следования с Киева и в тех, которые проходят через столицу транзитом. Ранее продавалась лишь половина — по два в купе (и только на одну нижнюю и одну верхнюю полки), и в шахматном порядке в поездах «Интерсити».

Это было сделано из-за карантинных ограничений — чтобы пассажиры в длительном путешествии соблюдали дистанцию. Именно так правительство разрешило «УЗ» возобновить пассажирские перевозки с 1 июня.

Движение восстанавливали с ограничениями как на продажу билетов, так и маршрутов. В частности, только в регионы, где областные комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности ослабляли карантин.

10 июля пресс-служба «УЗ» сообщила, что с августа планирует полноценно восстановить пассажирские перевозки, если «в августе количество заболеваний коронавирусом пойдет на спад».

Цифры заболеваемости не сильно упали, текущий срок адаптивного карантина завершается лишь 31 июля, но с середины июля «УЗ» начала продавать билеты на оставшиеся невыкупленные ранее 50% мест.

«Восстановление полноценной продажи билетов стало возможным благодаря разрешению Киевской городской государственной администрации», — сообщили в «УЗ». Но не уточнили, с какого точно времени вводится эта полная продажа. Лишь впоследствии на сайте «Укрзализныци» разместили новость, что «с сегодняшнего дня». Но, как оказалось, продажа началась днем ранее.

«Сюрпризы» уже в пути

«О том, что с нами сегодня в купе всю ночь будут ехать еще двое пассажиров, я узнала от проводника, — говорит Любовь Солдатенко, у которой с двумя детьми и мамой было два билета на 15 июля в Киев, — Я, мама, малыш 1,5 года и малышка 5 лет. В нашем распоряжении одна нижняя и одна верхняя полки (так продавались билеты). И двое соседей навеселе на всю ночь».

Любовь онлайн оперативно нашла свободное купе в другом вагоне. Но пришлось выбегать на остановке и менять билеты в кассе, поскольку после отправления поезда «УЗ» онлайн продает лишь бланки заказа на билет.

За последние дни в соцсетях множество историй, как люди сдают билеты, меняют на другие, а «Укрзализныця» к тому же получает дополнительную выручку за счет комиссии с возвращенных билетов.

«Что делать, если один ребенок 6 месяцев, второй 5 лет? Брали верхнее-нижнее с учетом того, что ребенок 5 лет будет также на нижнем. Теперь нижнее место кто-то купил. Что делать маме с двумя малолетними детьми и одним нижним местом???», — возмущаются люди на странице «Укрзализныци».

Проблемы могут быть и у владельцев собак, которые по правилам перевозок должны выкупить все купе. Если они не успели докупить оставшиеся билеты, которые внезапно поступили в продажу, им придется отказаться от путешествия, если не будет другого свободного купе.

«На звонки горячая линия «Укрзализныци» не отвечает. Хочу спросить у них, нормально ли продавать билеты на одних условиях, а потом резко их менять», — возмутился один из собачников Дмитрий Раевский.

Кто дал разрешение?

На сайте продажи билетов «УЗ» до сих пор не выложила сообщение, что условия изменились. Но ответила, что все вопросы не к ним, а к Министерству здравоохранения и Киевской городской администрации.

Действительно, еще 3 июля Минздрав позволил полную посадку пассажиров. С одним уточнением, что это не касается регионов, где до сих пор не ослаблены противоэпидемические мероприятия.

«Укрзализныця — перевозчик, получивший согласование об открытии 100% билетов от Киевской городской государственной администрации 13 июля. Это решение не зависит от Укрзализныци, а зависит от решений региональных комиссий по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций», — объясняют в «УЗ».

Предоставить копию этого решения или же назвать его выходные данные в комментариях на ФБ-странице «УЗ» отказалась. Мол, пишите запрос о доступе к публичной информации и ждите ответ до 30 дней.

В пресс-службе КГГА hromadske на вопрос, собиралась ли 13 июля комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, порекомендовали пересмотреть на сайте последние протоколы ее заседаний. Последний протокол там датирован еще 30 июня.

Также на странице КГГА среди перечня решений за 13 июля нет ни одного, которое касалось бы противоэпидемических мероприятий.

В переписке с пассажирами КГГА опровергает наличие такого распоряжения.

В конце концов появился документ — ответ департамента транспортной инфраструктуры КГГА «Укрзализныце» от 13 июля. Там указано, что еще 8 июля «УЗ» обратилась к Киевской администрации относительно возможности продажи всех 100% мест в поездах, которые едут по Киеву. То есть, фактически, которые проезжают через город.

На что департамент КГГА ответил, что еще 30 мая в Киеве разрешено посадку пассажиров в пределах количества мест для сидения. Но речь шла именно о железнодорожном транспорте городского сообщения, а не о поездах с остановкой в столице, которые курсируют в другие регионы, не во всех из которых ослаблен карантин

Так, по состоянию на 19 июля семь областей (Винницкая, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Одесская и Харьковская) считаются такими, где еще нельзя ослаблять карантин. Но туда и оттуда уже ездят заполненные вагоны.

Сейчас в «УЗ» лишь один ответ на возмущение пассажиров: «Вы всегда можете отказаться от поездки и сдать билеты».

Уменьшат ли стоимость билета

Еще одна причина возмущений — билеты по более высокой стоимости, чем были до карантина.

«Стоимость во время карантина подняли, а когда карантин закончился и купе заполнено полностью — стоимость не уменьшилась. На горячей линии "Укрзализныци" ответили, что пока возвращать стоимость билетов к предыдущим значениям не планируют», — рассказывает Ирина Журавкевич.

По ее словам, она купила билет на поезд №097 «Киев-Ковель» за 321 гривну, хотя до карантина на тот же поезд он стоил 221 гривну.

Перед восстановлением движения поездов в июне министр инфраструктуры Владислав Криклий обещал, что цены не будут поднимать.

«"Укрзализныця" не повышала тарифы на пассажирские перевозки. Цена билета меняется в зависимости от расстояния поездки, категории вагона и поезда, а также коэффициента фирменности», — пояснили на странице «Укрзализныци».

Блогер и менеджер «УЗ» Александр Рудоманов пояснил hromadske, что выросли цены лишь там, где старые вагоны заменили на новые с кондиционерами и вакуумными туалетами. Поэтому возросла и цена.

Свободные вагоны с повышенным уровнем комфорта, говорит Рудоманов, которые простаивали из-за того, что в регионе с высоким уровнем заболеваемости не восстановлен маршрут, перебросили на другие маршруты. Таким образом, фактически «УЗ» компенсирует предыдущие убытки от простоя в 2,5 месяца.

Пассажиры возле расписания движения поездов киевского железнодорожного вокзала, архивное фотоEPA/ROMAN PILIPEY

Что делать пассажирам

Можно подать иск с целью защиты своих прав как потребителя. Тем более, что за иски такого вида не надо платить судебный сбор. Но исполнительный директор ОО «Союз потребителей Украины» Максим Несмиянов говорит, что с претензиями к «УЗ» не все так просто — один билет не дает права претендовать на две полки, два сиденья. То есть «УЗ» и не гарантировала, что продав клиенту одно место, автоматически за ним закрепляет соседнее.

«Это же было понятно, что речь идет о временном ограничении, теперь его сняли. Раньше была одна рекомендация по санитарным требованиям, ее заменили и запустили в продажу все билеты», — говорит Несмиянов.

Хотя, по его мнению, из-за изменения условий перевозки «УЗ» должна была бы дать возможность людям без комиссии сдавать билеты. В марте, когда прекратилось движение поездов, «УЗ» эту комиссию отменила.

По мнению Несмиянова проще через суд апеллировать о нарушении карантинных требований и о том, кто именно разрешил «УЗ» полную посадку людей: «Если действительно КГГА и Минздрав разрешили “УЗ” продавать все места, то претензии следует предъявлять именно к ним. И судиться о моральном вреде, потому что пассажир вынужден идти на риск для здоровья, не имея возможности соблюдать безопасную дистанцию».