Венеция: Между «Делом Дрейфуса», «Прачечной» и украинской «Атлантидой»

Открылся 76—й Венецианский кинофестиваль. Громадское рассказывает о программе и истории легендарной Мостры – самого старого фестиваля из мировых.
Венеция — официально самый старый кинофестиваль мира, зачинатель фестивальной культуры. Основанный еще Бенито Муссолини в 1932 году, Мостра — так называют Венецианский кинофестиваль сами венецианцы, это попытка старой Европы уже тогда противостоять мировому господству Голливуда.
Но к середине 1930-х Венеция стала стремительно превращаться в арену пропаганды национал-социализма и к концу десятилетия вся либеральная часть Европы уже подыскивала себе другое место, чтобы сделать свой собственный фестиваль. Так появились Канны. Но Венеция не исчезла, не была заклеймена как нацистский смотр. Перезагрузившись после войны, фестиваль стал уверенным конкурентом Каннского. С тех пор они идут ноздря в ноздрю, оставляя несколько позади своего третьего конкурента — Берлинале.
К тому же, в Венеции — именно в Венеции — неофициально стартует оскаровская компания: большинство американских фильмов, попадающих в фестивальную программу, потом идут на «Оскар».
Мало того, очень часто именно победители Венецианского фестиваля становятся триумфаторами оскаровской церемонии. Так было и с «Повелителем бури» (2008) Кэтрин Бигелоу, и «Формой воды» Дель Торо, и с «Ромой» Альфонсо Куарона. Свое парадное оскаровское шествие с Венеции начал и «Ла-ла-лэнд» (2016), который хоть и не взял венецианское золото, ограничившись лишь актерской наградой для Эммы Стоун, но добрал свое на Оскарах и Глобусах.
Так что Венеция, как ни крути, важная и влиятельная площадка.
Время Поланского
Открывшийся накануне 76-й по счету фестиваль снова демонстрирует блестящую программную выправку.
Здесь случится премьера «Дела Дрейфуса» («Я обвиняю») — новый фильм Романа Поланского, чье имя сейчас у всех на слуху по вине Квентина Тарантино: опальный автор «Ребенка Розмари» — один из ключевых фигурантов истории «Однажды в Голливуде».
Новый фильм классика — 35-тый по счету, посвящен скандально известному делу Дрейфуса: французского капитана, которого в конце 19-го века обвинили в шпионаже и оправдали лишь спустя 12 лет. Тут печальную историю, сильно всколыхнувшую Европу, разыгрывают на экране Луи Гаррель, Жан Дюжарден, Эммануэль Сенье (приходящаяся женой режиссеру) и Матье Амальрик, похожий на молодого Поланского как две капли воды.
Поланский адаптировал для экрана книгу британского писателя Роберта Харриса «Офицер и шпион». Основным рассказчиком здесь выступает некий Жорж Пикар, бывший наставник обвиняемого капитана Альфреда Дрейфуса. Глава одного из отделов департамента разведки, Пикар начинает собственное расследование этого сфабрикованного дела о шпионаже, где не обошлось и без антисемитских мотивов.

Спецпоказы и украинские дебюты
Другой крупный скандал — панамский, в фокусе еще одного конкурсного фильма Венеции, американской драмы Стивена Содерберга «Прачечная». Оскароносный автор «Траффика», «Секса, лжи и видео», раскручивает историю про незаконные денежные сети мировой элиты, опираясь на пулитцеровский хит писателя Джейка Бронштейна «Секретный мир». Его главный герой — журналист Международного консорциума журналистских расследований, придает огласке документы, связанные с офшорами и финансовыми махинациями крупных мировых элит, где фигурируют большие имена; обнародует доказательства сомнительных бизнес-практик банкиров с Уолл-Стрит.
У Содерберга играют Гари Олдмен, Антонио Бандерас и Мерил Стрип.
«Прачечная» — еще один фильм онлайн-платформы Netflix, главного на сегодня конкурента голливудских меджоров. После того, как два года назад с Netflix разошлись Канны, Венеция заполучила дополнительный козырь. В прошлом году платформа подала на конкурс оскароносную впоследствии «Рому» Альфонса Куарона и «Балладу Бастера Скраггса» братьев Коэн.
Венеция уже лет пять подряд устраивает большие театральные премьеры крупных сериалов. Здесь давали и «Вершину озера» Джейн Кэмпион и «Оливию Киттеридж» Лизы Холоденко. В эти дни покажут продолжение «Молодого папы», его первые серии. Режиссер Паоло Соррентино поставил сиквел своего супер-хита про плутоватого понтифика Пия XIII с лицом артиста Джуда Лоу. Кроме его и Джона Малковича в новом фильме играет еще и Шэрон Стоун. «Новый папа» — такое название получил сериал, Венеция дает его в программе «специальных показов».
Брэд Питт везет в Венецию спродюсированную им космическую драму «К звездам» режиссера Джеймса Грэя («Маленькая Одесса», «Хозяева ночи»). В отличие от «Однажды в Голливуде», где ему пришлось несколько оттенять Леонардо Ди Каприо, здесь Питт играет центральную роль — астронавта Роя МакБрайда, разыскивающего посреди космических просторов пропавшего два десятилетия назад отца в исполнении Томми Ли Джонса. В ноябре «К звездам» обещают выпустить в украинский прокат.
Сама Украина впервые в истории оказалась в венецианской программе. Это если не считать опыта Лео Моги — французского, а впоследствии американского режиссера украинского происхождения, обожаемого Тарантино Леонида Могилевского. В 1938-м его фильм «Тюрьма без решеток» выиграл в Венеции трофей как «лучший иностранный» .
В 2019-м культурными дипломатами Украины в Венеции стали сразу три фильма: «Атлантида» Валентина Васяновича — фантастическая драма про одиночество перевозчика радиоактивных отходов. А еще «Стасис» — игровой дебют автора «Мариуполиса» Мантаса Кведаравичюса. Снятый в копродукции Украины, Литвы и Франции, этот фильм повествует о приключениях четверки героев, преодолевающих пространство и время, и таким образом с легкостью оказывающихся то в Стамбуле, то в Софии, то в Судане.

Во внеконкурсной программе покажут премьеру нового документального фильма украинского режиссера Сергея Лозницы «Государственные похороны». Автор «Донбасса», «Процесса» и «События» снова обращается к историческим кино-свидетельствам, а именно к пленкам, на которых засняты с 5 по 8 марта 1953 года похороны Сталина. Материалы должны были стать фильмом «Великое прощание» но в итоге осели в архивах.

Еще в Венецию едут Пенелопа Крус и Гаэль Гарсия Берналь. Актеры представят здесь новый фильм французского режиссера Оливье Ассаяса («Персональный покупатель») «Осиная сеть» — про кубинскую шпионскую организацию, которая действовала в США в 1990-х. Своими героями бывший кинокритик Ассаяс сделал кубинских политзаключенных, мотающих срок в американской тюрьме по обвинению в шпионаже.

Также будет представлена большая программа и кино-классики. В диапазоне от «Белого шейха» Федерико Феллини и «Калины красной» Василия Шукшина, до «Стратегии паука» Бернардо Бертолуччи, который еще пару лет назад ездил по Венеции в своей инвалидной коляске и улыбался прохожим, и «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Мартина Скорсезе. Последний, вероятно, сам наведается в Венецию, чтобы представить свой классический хит. У Скорсезе с Венецией связаны не слишком приятные воспоминания: в 1988-м устроенная здесь премьера его фильма «Последнее искушение Христа» спровоцировала грандиозный скандал, с акциями протеста и попыткой сжечь кинотеатр.
76-й Венецианский кинофестиваль открыла картина «Правда» — французский дебют японца Хирокадзу Корээда, взявшего в прошлом году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за своих «Магазинных воришек».
Вооружившись Катрин Денев, Корээда рассказывает историю стареющей кинодивы, только что издавшей книгу собственных воспоминаний под броским названием «Правда». Читатели взахлеб обсуждают откровения звезды, а ее дочь Жульетт Бинош возмущена материнской ложью, заполнившей страницы бестселлера. Недоволен написанным и агент актрисы, увольняющийся сразу после прочтения книги. Корээде, хоть и на французском материале (фильм снимался в течение 10 недель в Париже), продолжает исследовать излюбленную им тему, условно, кровеносных сосудов непростых семейных отношений, изящного обмана, загримированного под броскую правду.

- Поделиться: