Власти Венесуэлы выдвинули претензии на богатый нефтью регион Гайаны. Последняя — в полной боевой готовности

В последние недели возросла напряженность в отношениях между Венесуэлой и Гайаной. Первая заявила о территориальных претензиях к Гайане — хочет контролировать регион Эссекибо, богатый нефтью.
Об этом пишут BBC, CNN, The Guardian и The New York Times.
Обнаружение нефти в водах у побережья Эссекибо в 2015 году помогло разжечь спор. Напряжение еще больше усилилось в сентябре этого года, когда Гайана провела аукцион на лицензии для исследования этих вод.
Богатство Гайаны в основном базируется на добыче и экспорте нефти, что сделало ее экономику одной из самых быстрорастущих в мире за последние годы.
А 4 декабря в Венесуэле провели референдум о принадлежности Эссекибо. Венесуэльские власти заявили, что более 95% избирателей одобрили контроль над регионом, который контролирует Гайана.
«Хотя проголосовало только два миллиона человек, что составляет примерно 10% избирателей, имеющих право голоса, претензии Венесуэлы на Эссекибо пользуются широкой поддержкой в стране», — отмечает BBC.
После этого президент Венесуэлы Николас Мадуро приказал государственной нефтяной компании выдать лицензии на добычу в Эссекибо и предложил парламенту принять законопроект о том, чтобы этот регион стал частью Венесуэлы. Гайана в ответ привела свои силы обороны в полную готовность.
И что, будет еще одна война?
Аналитики сомневаются. Хотя Венесуэла с населением в 28 миллионов имела бы очевидное военное преимущество, дипломатические расходы из-за возможного вторжения будут высокими.
«Мадуро будет полностью изолирован, потому что у него практически нет поддержки нигде в мире — даже среди своих традиционных союзников, таких как Куба», — сказал Фил Гансон, старший аналитик Международной кризисной группы.
В то же время министр иностранных дел Гайаны говорит, что в Венесуэле использовали референдум для повышения политического имиджа президента Мадуро.
«Аналитики считают, что возобновление территориальных претензий Венесуэлы, вероятнее всего, станет временным отвлечением и не увеличит популярность Мадуро», — пишет The New York Times.
По словам аналитика Россио Сан Мигель, которая изучает военное дело, если Мадуро считает, что может проиграть на выборах, которые пройдут в 2024 году, он может «применить кнопку войны» и приостановить выборы, объявив чрезвычайное положение.
«Авторитарное правительство, которое сталкивается со сложной политической ситуацией, всегда испытывает искушение искать патриотическую проблему вокруг, чтобы собрать поддержку. Я думаю, это большая часть того, что делает Мадуро», — сказал Фил Гансон.
Больше контекста
Современный спор по поводу Эссекибо берет начало примерно в 1899 году. Тогда в Париже состоялся трибунал для определения границ, когда Гайана была британской колонией.
Но венесуэльцы не принимали участия в трибунале, и многие считают это решение несправедливым. Также они говорят, что регион Эссекибо был частью Венесуэлы во времена Испанской империи.
В 1966 году правительства Великобритании, Венесуэлы и уже независимой Гайаны подписали соглашение, по которому территориальные споры должны были решаться через ООН.
Дело сейчас рассматривается Международным судом ООН, хотя Венесуэла говорит, что у него нет полномочий выносить по этому поводу решение. Суд предупредил Венесуэлу не предпринимать никаких действий, которые могут изменить статус-кво в Эссекибо.
- Поделиться: