Земли нет, но вы держитесь: почему до сих пор не оборудованы пункты пропуска на границе с Крымом

Фактическая граница на административной границе Херсонской области и временно оккупированного Крыма существует уже почти пять лет. Но и до сих пор население Крыма прочно связано с материковой частью Украины: по данным Министерства по вопросам временно оккупированных территорий, только в декабре 2018 года административную границу Крыма и Херсонской области пересекло почти 120 тыс. человек.

Сергей Мокрушин


Фактический рубеж на административной границе Херсонской области и временно оккупированного Крыма существует уже почти пять лет. Но до сих пор население полуострова не разрывает связей с материковой частью Украины: по данным Министерства по вопросам временно оккупированных территорий, только в декабре 2018 года административную границу Крыма и Херсонской области пересекло почти 120 тысяччеловек, в ноябре —на треть больше. Всего за год границу в обоих направлениях пересекают более двух млн украинцев.

***

Пересечь крымскую границу можно в трех пунктах въезда-выезда, оборудованных возле Чаплинки, Каланчака и на полуострове Чонгар. Крымская и херсонская стороны этой границы очень отличаются.

«Росграница» начала капитальное строительство пограничной инфраструктуры сразу после российской оккупации Крыма, попутно используя захваченную украинскую инфраструктуру: весовые станции, посты ДПС и тому подобное. Построение незаконной границы продолжалось все годы оккупации, и вот — в декабре 2018 года ФСБ отчиталась о завершении строительства «стены» — забора с колючей проволокой и датчиками движения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему пенсионеры умирают наКПВВ вочередях запенсией?

После 2014 года статус Крыма в украинском законодательстве закреплен, как временно оккупированная территория. Поэтому капитально строить границу на материке не торопились. Только через четыре года после начала оккупации, весной 2018 года, Кабинет министров Украины утвердилдокумент, который предусматривает развитие двух КПВВ, которые берут на себя почти весь трафик — «Каланчак» и «Чонгар».

Люди в сервисной зоне КПВВ «Чонгар», которые пересекают административную границу с аннексированным Крымом, Херсонская область, 9 сентября 2018 года.Фото: Сергей Мокрушин/ГромадскоеКПВВ «Чонгар» на административной границе с аннексированным Крымом, Херсонская область, 9 сентября 2018 года.Фото: Сергей Мокрушин/Громадское

Согласно утвержденному правительством плану, навесы, медпункты, пункты обогрева и питания, мусорные баки — все это должно было появиться уже в третьем квартале 2018-го года, такой установили дедлайн. Деньги на строительство — а это почти 106 млн гривен ($ 3,8 млн), Кабмин в июле прошлого года постановил найти в Резервном фонде.

Но 2018-й закончился, КПВВ «Каланчак» и «Чонгар» так и не оборудовали согласно этому плану. В ответе заместителя министра финансов Украины Андрея Градиля на информационный запрос Громадского отмечается, что средства Резервного фонда на строительство КПВВ фактически не выделялись, поскольку в министерство не поступили необходимые документы и сведения, такие как смета строительства.

106 млн гривен ($ 3,8 млн), предусмотренных на строительство в 2018-ом году, в 2019-ом бюджетном году использовать уже нельзя.

Как так получилось, и почему?

Пограничник в защитной маске на КПВВ «Чаплинка», Херсонская область, 11 сентября 2018года. На севере аннексированного Крыма в ночь с 23 на 24 августа 2018-го произошел выброс неизвестного вещества. В начале сентября оккупационная власть аннексированного Крыма решила остановить завод «Крымский титан» из-за неконтролируемых выбросов.Фото: Сергей Мокрушин/Громадское

Коллективная волокита

Первое в перечне ответственных за строительство КПВВ — Министерство инфраструктуры Украины. Бюджетные средства должны были поступить на счета ГП «Укринтеравтосервис».

В Мининфраструктуры Громадскому сообщили, что план использования средств (на проектные работы) направили Минфину 30 июля, почти через месяц после решения правительства выделить деньги.

Прошел еще один месяц, пока этот план согласовал Минфин.

Еще почти через месяц Минфин сообщил — в государственном бюджете изменения: ГП «Укринтеравтосервис» заложили 1 млн 999 тыс. гривен ($ 72,8 тыс.) на выполнение проектных работ.

В октябре 2018 года Херсонская облгосадминистрация выделила землю под строительство КПВВ: под «Чонгар» — более полутора гектара земли, под «Каланчак» — всего 18 соток, на которых невозможно построить КПВВ с сервисной зоной.

Эту проблему теперь планируют решить за счет земель Северо-Крымского канала, а именно той его части, которая перестала работать после оккупации Крыма. Но с них сначала нужно снять охранный статус и изменить назначение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Темная сторона Кремля»: мы исследовали 100 гигабайт хакерских сливов и нашли немало информации об Украине

После отвода земли ГП «Укринтеравтосервис» заключило соглашение с проектным институтом СБУ на разработку документации. Сейчас готовы первые тома проектной документации двух КПВВ.

Люди пересекают административную границу с аннексированным Крымом на КПВВ «Каланчак», Херсонская область, 21 февраля 2017 года.Фото: ВЯЧЕСЛАВ ГУСАКОВ/УНИАН

Что дальше?

Несмотря на то, что средства резервного фонда 2018-гогода в 2019-ом потратить уже нельзя, в Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий убеждены — развитие админграниц не прекращено.

«Если государство начинает некий процесс, то я уверен в том, что этот процесс когда-то... Я просто не хочу говорить конкретные сроки, я много их называл... должен логически завершиться. ЦНАПы (от укр. Центри надання адміністративних послуг, Центры предоставления админуслуг — ред.) будут, КПВВ будут обустроены, мы надеемся, что к концу этого года КПВВ будут обустроены, — говорит заместитель главы МинТОТа(от укр. Міністерство з питань тимчасово окупованих територій та внутрішньо переміщених осіб, Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц — ред.) Юсуф Куркчи. — Есть разные люди с разным отношением к этой проблеме. Не всегда это отношение такое, как мы хотим. Поэтому не удалось нам оперативно решить вопрос о выделении земли, который является первоочередным».

Громадское написало запрос и в Херсонскую ОГА, в котором просило объяснить, почему не нашлось достаточного количества земли за пределами Северо-Крымского канала, и почему так долго тянули с отводом. Также мы просили сообщить результаты выполнения еще одного пункта правительственного плана по развитию транспортного сообщения на админгранице — организации пассажирских перевозок между КПВВ иближайшими транспортными узлами.

В Херсонской ОГА Громадскому ответили только на часть запроса. О земле умолчали.

Этот материал также доступенна украинском языке.

Подписывайтесь на наштелеграм-канал.