Водный путь из Балтики в Черное море: экологи судятся, работы на украинской части завершились, открытие отложили
Национальный экологический центр Украины (НЭЦУ) 30 марта подал кассационную жалобу на решение предыдущих инстанций по поводу строительства водного пути Е40 в Украине, который должен соединить Черное и Балтийское моря. Однако пока дело еще не назначено к рассмотрению.
Об этом нам сообщил юрист НЭЦУ Виталий Цокур.
«О перспективах сложно говорить, учитывая решение предыдущих инстанций, которые нам отказали. Несмотря на очевидную однозначность ситуации, прежде чем углублять русло реки Припять, необходимо провести оценку воздействия на окружающую среду и получить разрешение для работ на землях водного фонда», — отметил Цокур.
Работы по дноуглубления украинского участка реки Припять, которые провели в 2020 году, обеспечили глубину на уровне 1,6 метра — безопасную для судоходства и минимально необходимое для водного пути Е40.
В ответе на наш запрос Мининфраструктуры сообщило, что проведенные мероприятия являются регулярными работами по техническому обслуживанию судоходных путей, но «не предусматривают проведение капитальных работ и не относятся к плановой деятельности».
Однако эколог НЭЦУ Георгий Веремийчук с Министерством не согласен — уверяет, что оно вводит людей в заблуждение: «Внешним потребителям они говорят, что проводят мероприятия по внедрению проекта Е40, а внутреннему потребителю говорят: "Нет, мы пока что этот проект не внедряем, мы просто восстанавливаем наше водное сообщение с Беларусью"».
Министерство защиты окружающей среды Веремийчук называет беззубым. Говорит, что на судебном процессе представитель Министерства поддерживал требования НЭЦУ по поводу того, что работы по углублению дна должны выполняться в соответствии с действующим законодательством, однако сами они этого не добиваются.
«Действенных механизмов и практики защиты окружающей среды у нас в Украине нет. Но мы продолжаем борьбу», — заключает Веремийчук.
А что говорит закон?
Согласно украинскому законодательству, еще до начала работ по углублению дна Припяти нужно было провести оценку их влияния на окружающую среду (ОВОС).
По состоянию на 28 декабря 2020 года в Едином реестре ОВД отсутствуют данные об осуществлении таких оценок для строительства Е40. Соответственно, Министерство защиты окружающей среды не дало своих выводов по поводу работ, которые они подтвердили в ответе на наш запрос.
Еще в ноябре 2020 года министр инфраструктуры Владислав Криклий говорил журналистам hromadske, что все необходимые для начала работ экоэкспертизы были проведены совместно с Министерством охраны окружающей среды.
«Лабораторные анализы, экспертиза — все это проводилось, там все выводы есть, и только после этого там были проведены работы. Но это не углубление, фактически там восстанавливали до первоначальной глубины, поскольку было заиливание из-за того, что определенное количество лет просто никто за этим не следил», — говорил Криклий.
Однако единственным исследованием были пробы «Экоцентра» Государственного агентства по управлению зоной отчуждения, которые показали, что уровень радиационного загрязнения в местах проведения работ — в пределах нормы.
По словам министра инфраструктуры, ранее планировалось открыть часть пути Е40 совместно с Беларусью, однако из-за политической ситуации там это откладывали.
«Е40 у нас, по понятным геополитическим причинам с Беларусью, сейчас... Ну, планировали же сказать, что совместно откроем. Работы с нашей стороны на Припяти мы выполнили, но сейчас чисто из-за непонятной ситуации там сотрудничество как бы приостановлено, чтобы официально дать этому старт», — отмечал Криклий.
Что известно о E40?
Это водный путь, который должен соединить Балтийское и Черное моря. О планах реализовать этот проект уже несколько лет заявляют правительства Польши, Беларуси и Украины.
Однако эту инициативу часто критикуют экологи, которые считают, что E40 негативно повлияет на окружающую среду. Они даже организовали кампанию «Стоп Е40», к которой присоединились эксперты из Украины, Беларуси, Польши и Германии. Подробнее об этом проекте читайте в нашем материале.
- Поделиться: