«Военная техника мешала ходить по грибы. Так мы узнали о лагере под Воронежем». Интервью с расследователем CIT

Россия продолжает наращивать военное присутствие неподалеку от границы с Украиной. С начала апреля подробности того, где именно дислоцируются войска, о каком вооружении идет речь и каковы масштабы угрозы, публикуют расследователи из исследовательской группы Conflict Intelligence Team (CIT). Они анализируют данные из открытых источников и составляют из них целостную картину. CIT, например, были первыми, кто представил доказательства расположения лагеря российских войск вблизи Воронежа.
Мы расспросили расследователя группы Кирилла Михайлова, как CIT собирает и анализирует информацию, связанную с нынешним обострением и насколько сейчас все серьезно.
Какой была первая реакция, когда вы начали фиксировать продвижение российских войск к границам? Сразу ли вы заподозрили, что это не похоже на военные учения, как заявляет Кремль?
Мы видели большое количество военных учений в России с 2015 года, однако такой концентрации войск, столь масштабной их переброски вне рамок стратегических учений не наблюдали никогда. А стратегические учения «Запад-2021» планируются не раньше сентября, поэтому такую значительную переброску войск было бы сложно объяснить учениями.
Это скорее напомнило 2014-2015 годы, когда тоже появлялись фото и видео продвижения колонн военной техники. Тем более мы выяснили, что части перебрасываются из разных концов России: и из Сибири, и из Пскова (неподалеку от эстонской границы), и с Северного Кавказа.
Реально ли сейчас оценить — то вооружение, которое перебрасывают, скорее наступательное или все же оборонительное? Ведь Россия подчеркивает, что она ожидает провокаций с украинской стороны и будет защищаться.
Любые части в состоянии действовать как в обороне, так и в наступлении. Это касается всех — и мотострелковых и артиллерийских, и десантных частей. Мы скорее можем делать выводы из того, куда доставляется вооружение и в каких количествах.
Определенный страх вызывают кадры из лагеря неподалеку от Воронежа. Воронежская область не граничит с так называемыми «ЛНР» и «ДНР». Она граничит с территорией, подконтрольной Украине. Логичными действиями Кремля в случае какой-то «украинской провокации» или ее имитации было бы введение сил непосредственно на территорию оккупированного Донбасса в поддержку действующих там сейчас формирований. Но войска под Воронежем сосредотачиваются примерно в 150 километрах от подконтрольных Украине территорий, и это вызывает некоторое беспокойство.
То же и с концентрацией сил в Крыму. Туда перебросили элитную 76 десантно-штурмовую дивизию. Некоторые ее элементы наблюдали в районе станции «Нижнегорская», которая расположена к северо-востоку от Симферополя и всего в 150 км по железной дороге от административной границы с Херсонской областью.
Кроме того, там сейчас концентрируются и 136 мотострелковая бригада с Северного Кавказа, и 291-я артиллерийская бригада, в которой есть тяжелое артиллерийское вооружение — самое мощное в постсоветских армиях. Эти части принадлежат к 58 общевойсковой армии, которая участвовала в российско-грузинской войне 2008 года.
Такая концентрация вооружений вызывает определенные опасения, но сложно сказать, что сейчас эти части готовы к полноценному вторжения на подконтрольную Украине территорию.
Правда, стоит отметить: то, что мы сейчас видим — еще далеко не конец, мы постоянно фиксируем какие-то новые эшелоны, новые части.

Вы говорите, что берете информацию из открытых источников — но каким из них вы больше всего доверяете?
Спутниковые снимки, конечно, это очень здорово: на них мы видели сотни единиц военной техники под Воронежем. Но чтобы получить спутниковые снимки, надо знать, где искать. А для этого мы пользуемся методами, проверенными в 2014-2015 годах. Тогда, как вы знаете, было огромное количество материалов во «Вконтакте», в Instagram, на YouTube.
А сейчас, наверное, добавился TikTok...
Да, я даже не ожидал: думал, что это такая молодежная соцсеть, а оказалось, что там сейчас сидят дальнобойщики, сотрудники РЖД, которые фиксируют колонны, фотографируют поезда и выкладывают в TikTok.
Как я заметил, сама соцсеть в определенной степени это одобряет. В TikTok главное, чтобы видео попало в рекомендации и получило больше лайков — для этого надо прежде всего снимать на какие-то трендовые темы. А подготовка к возможной войне сейчас одна из них: в TikTok очень много всего по хэштегу «война», «танки».
Создание контента на трендовую тему позволяет пользователям выйти в топ — и мы этим просто нагло пользуемся. К тому же, в TikTok очень хорошая система поиска.
Конечно, мы не просто фиксируем какие-то эшелоны, а обращаем внимание на то, какая именно там техника, сравниваем это с другими фотографиями. Есть фото, где определенные подразделения находятся на военных учениях под Псковом: мы сверяем фото — что это за дивизия, та же самая техника или другая.
Есть еще один полезный сервис, который стал популярным среди расследователей как раз в этом году — GdeVagon. Это открытая база данных, куда вводится уникальный идентификатор железнодорожного вагона или платформы. И тогда, заплатив два доллара за вагон, ты через 15 минут получаешь информацию, где этот вагон находится, какую категорию груза перевозит, откуда везет, куда и от кого.
Иногда мы видим, что в качестве отправителя или получателя указана определенная воинская часть. В России военные части являются юридическими лицами на тот случай, если надо заключать какие-то локальные контракты с местными подрядчиками на строительство, уборку, питание. Благодаря такому контракту мы видим, что вагон находится в распоряжении определенной воинской части.
Не всегда нам так везет, но вот как мы отследили 120 артиллерийскую бригаду, которая была переброшена из Юрги — это Кемеровская область, Сибирь. Мы посмотрели, что эшелон с ракетными системами залпового огня «Ураган» идет из Юрги: он был зафиксирован где-то на Урале. Мы посмотрели: что находится в Юрге, какие военные части центрального военного округа там базируются? Увидели 74 мотострелковую бригаду и 120 артиллерийскую. Нашли новость на сайте Минобороны РФ о том, что в 2015-м эта бригада проходила обучение, где применяла системы залпового огня «Ураган«, которые мы там и видим.
Так мы понимаем, что это именно та 120-я бригада, она едет на станцию «Трехсвятская» неподалеку от Воронежа. Далее мы находим в TikTok видео, где есть указатель на Воронеж и другие населенные пункты к востоку от него. Мы смотрим: да, все логично, если это та же колонна «Ураганов», которая едет от станции «Тресвятская».
Потом мы смотрим на номера. А в России на номерах двузначный код, (именно на гражданских номерах) означает конкретный регион. Это тоже очень полезно, чтобы понять, хотя бы приблизительно — где снято видео. На военных номерах он указывает на военный округ.
В России есть Западный и Южный военные округа, граничащие с Украиной, а также Центральный и Восточный, которые с Украиной не граничат. Например, все части, которые наблюдались под Воронежем, в основном принадлежат Центральному военному округу: мы видим там коды 76 или 87, что указывает на принадлежность именно к нему.
Как подсчитали наши коллеги из Sky News, до Воронежа им нужно было проехать более 1100 км — это довольно много, и это сложно объяснить какими-то рутинными учениями.

Вы упомянули о номерах на вагонах, но мы еще видим видео, где по трассам рядом с машинами едут танки или БМП — разве на технике номера не маскируют?
Знаете, сейчас это крайне странно выглядит. В 2014-2015 годах поголовно отсутствовали номера на автомобильной технике, где они должны быть, бортовые номера на бронетехнике были скрыты. Понятно, с какой целью это делалось — чтобы выдать эту технику за сепаратистскую. А сейчас мы видели только одну колонну, где был заклеен скотчем или чем-то синим код военного округа. Но это лишь одна — на других мы такого не видим.
Например, стягиваются средства радиоэлектронной борьбы (комплексы «Инфауна»), комплексы ПВО «Стрела-10»: там, как ни странно, видны тактические знаки, по которым можно установить с точностью до полка, кто это едет (речь идет о 74 десантно-штурмовом полке, базирующимся во Пскове).
Возможно, некоторые командиры, имеющие опыт войны на Донбассе, по инерции маскируют свою технику, хотя какого-то массового приказа по армии не было. В любом случае, они могут сделать это уже в лагере — снять номера, закрасить.
Лагерь российских войск под Воронежем, о котором вы рассказывали, сейчас — единственная такая точка концентрации, которую вы зафиксировали, или уже есть подозрения насчет других?
Зафиксировать этот лагерь нам помогло то, что он расположен близко к городской черте. А военные из условной Юрги и понятия не имеют, где именно расположен полигон, на котором им приходится базироваться. Они стоят прямо в поле рядом с дачами. И военные перекрыли воронежским дачникам дорогу в лес, куда они ходили по грибы, из-за чего те начали возмущаться на все соцсети — и это помогло нам его найти.
Мы уверены, что есть еще как минимум два лагеря на территории Крыма: один из них — где-то на Керченском полуострове, где выгружается вся техника, и второй — в районе Симферополя. Поскольку 76 десантно-штурмовая бригада в основном разгружается на станции «Симферополь-грузовой», то где-то там должен быть и лагерь этой дивизии, и отдельно — лагерь частей 58 армии, которые тоже переброшены в Крым.
Вы, наверное, видели эти кадры, где едут большие колонны техники по Крыму. Если присмотреться — все это происходит на небольшом участке трассы «Таврида» к западу от Керчи. После этого они исчезают — куда? Мы думаем, что где-то на Керченском полуострове, где есть военные полигоны, должен быть и какой-то лагерь.
Конечно, это сложнее проверить, потому что мы не можем это точно узнать: речь идет о полностью безлюдной местности, и мы не очень понимаем, как и кто туда едет. Во-вторых, конечно, даже западные журналисты не готовы ехать в Крым, потому что это представляет для них слишком большую опасность.

Наводит ли это все на мысль, что вероятное наступление, если оно все-таки будет, начнется именно со стороны Крыма? Или пока это слишком поспешные выводы?
Конечно, появление такой группировки в Крыму не может не вызвать беспокойство. Но я сразу должен отметить, что я не сторонник теории, согласно которой ожидается наступление, чтобы взять под контроль Крымский канал. И что это якобы делается для того, чтобы решить проблему с водой на полуострове.
Ведь проблема воды не фигурирует сейчас в кремлевской пропаганде так сильно, как тема каких-то «провокаций» со стороны Украины или обвинений Украины в гибели мирных жителей. Зато в Крыму постоянно говорят о том, какие относительно мирные способы ее решения могут быть — бурение скважин, строительство опреснительных установок. Нет позиции, что, мол, все у нас так ужасно, и надо напасть на Украину, чтобы это исправить.
В одном из недавних интервью глава CIT Руслан Левиев говорил, что сейчас нет каких-то объективных оснований для наступления и что это просто «игра мускулами» со стороны России. Вы тоже поддерживаете это мнение?
Пока это выглядит именно так. Но определенные дивиденды Кремль с этого уже получил.
Например, предложение Байдена о саммите, которая выводит Путина на один уровень с американским президентом. Путин хочет говорить с американцами на равных и хочет делить с ними Европу, несмотря на отсутствие как экономического, так и военного паритета между РФ и условным Западом, с которым Россия считает, что воюет.
Конечно, я буду смотреть выступление Путина (21 апреля президент РФ обратится к Федеральному собранию, — ред.) — наверное, впервые за долгое время. Сейчас говорят, что понадобятся еще какие-то действия от Совета Федерации, и все вспоминают, что именно Совет Федерации должен согласовать применение военных сил за рубежом. Но стоит напомнить, что Совет сделал это в 2015-м в отношении Сирии, и это положение никто не отменял. Кремль может, по сути, действовать где угодно и сейчас: нигде не было указано, что речь идет именно о территории Сирийской Арабской Республики.
Наконец, есть причины сомневаться, что это будет что-то историческое, масштабное выступление с целью объявления войны. Но, конечно, до 21 апреля нужно внимательно наблюдать за тем, что происходит.
- Поделиться: