Война не только объединяет, но и разъединяет

Война не только объединяет, но и разъединяет
hromadske

Война не только объединяет, но и разъединяет. Разъединяют опыт, боль, поступки или их отсутствие.

Эти расколы не идеологические, не географические, они экзистенциальные. Иногда они буквально проходят по телам и душам. Ушел в армию или нет, уехал или остался, живешь у себя дома или нет, есть дом или нет, делаешь для фронта что-то или нет (больше или меньше), продолжаешь жить со своими детьми здесь или вывез их за границу и т.д. И самое главное: еще живешь или нет.

Кругооборот чувства вины в природе и обществе. И соблазн свое собственное чувство вины вылить на других.

Не знаю, можно ли эти трещины преодолеть. Но, возможно, их можно убавить, сузить, зашить. Шрамы останутся навсегда, но, возможно, не будут так болеть.

Не думаю, что мы должны стремиться к абсолютному «единству». «Единство» никогда не возможно в свободных обществах, а во время войны оно возможно еще меньше. Думаю, вместо «единства» мы должны стремиться к пониманию. Самотрансценденции — то есть выходу за собственные пределы. Способности сопереживать другому опыту. Способности действовать — в пределах собственных возможностей или сверх их. Спрашивать «что могу сделать я» вместо «что сделали/не сделали они»... Быть полезным там, где можешь — каждый день.

Некоторые вещи мы друг о друге никогда уже не поймем. Потому что порой понимание упирается в опыт. А опыт — это не болезнь, он не передается.

Но мы всегда должны пробовать. И чувствовать, что мы все-таки общий организм. Где тыл зависит от фронта, фронт от тыла, «внутри» от «снаружи» и т.д.

Не знаю, возможно ли, но пробовать, кажется, стоит.


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.