ВОЗ пытается выяснить истинное происхождение коронавируса, хотя Китай этому и не рад. Каковы шансы узнать правду?

Более года мир сосуществует с коронавирусом, однако окончательного ответа на вопрос, откуда он взялся и как попал в организм человека, до сих пор нет. На прошлой неделе международная команда экспертов Всемирной организации здравоохранения прибыла в КНР, чтобы исследовать первые вероятные источники распространения коронавируса.
Вышло не с первой попытки: Китай долго не допускал расследователей, но при этом регулярно заявлял о давлении мирового сообщества и о политической мотивированности такого расследования. Каковы шансы узнать правду на этот раз?
Что будут делать эксперты ВОЗ в Китае?
Главная локация, интересующая экспертов ВОЗ, — Ухань, город, где в конце 2019 года зафиксировали вспышку неизвестной пневмонии, а впоследствии официально подтвердили первый случай COVID-19.
Команда из десяти экспертов во главе с Питером Бен Эмбареком — ведущим экспертом ВОЗ по заболеваниям животных, которые передаются другим видам, — уже приехала на место, сделала тесты на коронавирус и теперь отбывает двухнедельный карантин.
Летом 2020-го эксперты ВОЗ уже были в Ухане — но тогда успели только разработать техническое задание для дальнейших исследований. Теперь ученые должны скоординироваться с китайскими коллегами: уже во время карантина они начали обсуждать с местными учеными, что тем известно на сегодня и какие шаги стоит планировать первым делом. На протяжении нескольких недель эксперты ВОЗ должны опросить сотрудников научно-исследовательских институтов, больниц и людей с рынка морепродуктов в Ухане (откуда, как считается, и распространился коронавирус).

Как объясняет член команды ВОЗ Фабиан Лиендерц, биолог из немецкого Института Роберта Коха, эксперты изучат также сохраненные медицинские образцы и рентгеновские снимки, чтобы выяснить, не были ли уже связаны с коронавирусом первые случаи пневмонии, которая распространилась в Ухане. Также возьмут образцы тканей летучих мышей и других животных (в перечне «подозреваемых» ВОЗ — почти 500 (!) видов), чтобы попытаться отследить животное, которое и передало коронавирус человеку. По крайней мере в такую версию верят сейчас большинство ученых и ее будет проверять ВОЗ.
Все это должно помочь воссоздать события, с которых началась пандемия коронавируса. А еще, возможно, выявить случаи инфицирования, не записанные в официальной статистике.
Стоит заметить, что официальный Пекин, которому очень не нравились обвинения в неточной статистике, теперь и сам признает: количество случаев коронавируса в Ухане на самом деле может быть в десять раз больше. Правда, в Китайском центре по контролю и профилактике заболеваний не говорят, скрывалось ли истинное количество больных умышленно.
Сможет ли Китай помешать расследованию?
То, что экспертов наконец допустили в Китай, — уже немалое достижение: этому предшествовали месяцы дипломатических споров.
В конце концов власти КНР согласовали прибытие экспертов 5 января — но опять что-то пошло не так. В последний момент двум экспертам, отправившимся ранее, запретили въезд, а другим участникам команды не одобрили визы. Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебреисус высказывал по этому поводу возмущение.
На заявления Гебреисуса Пекин поспешил заверить, что «просто произошло недоразумение». «Проблема происхождения вируса очень сложная. Чтобы работа международной группы экспертов в Китае была успешной, нам нужно провести необходимые процедуры и подстроить конкретные планы», — заявили в пресс-службе министерства иностранных дел КНР.

Эпизод с визами и недопуском экспертов ВОЗ — не единственное свидетельство того, что Китай не хочет утечки за пределы страны информации, которая бы свидетельствовала, что правительство недостаточно эффективно боролось с коронавирусом и вовремя не среагировало на эпидемию. Как говорится в расследовании Associated Press, недавно группе, которая исследовала летучих мышей (якобы именно от них люди начали заражаться коронавирусом), в Ухане удалось взять образцы тканей у животных, однако их сразу же конфисковали.
Экспертам местных медицинских учреждений якобы вообще запрещено общаться с прессой. Да и сами расследователи из Associated Press неоднократно замечали преследования со стороны полицейских. Кроме того, по их информации, китайское правительство «выдает гранты на сотни тысяч долларов ученым, исследующим происхождение вируса на юге Китая. К тому же отслеживает их выводы и требует, чтобы публикация любых данных была одобрена специальной рабочей группой, созданной по приказу лично Си Цзиньпина».
Могут ли почувствовать на себе ограничения и эксперты ВОЗ? Вполне возможно, хотя сами они говорят, что надеются только на эффективное сотрудничество с китайскими коллегами. Несколько подозрительно выглядит уж тот факт, что состав экспертной группы — хотя ВОЗ и называет ее независимой — был согласован с китайским правительством.
Еще один неоднозначный момент заключается в том, что экспертов согласились впустить в страну именно тогда, когда в Китае начали фиксировать новые очаги инфицирования, а в провинции Хубэй зафиксирована первая за последние почти восемь месяцев смерть от COVID-19. Главный принцип оперативного реагирования китайских властей — закрытие целых городов или регионов на жесткий карантин, даже если речь идет о сотнях или только десятках случаев инфицирования. Такие ограничения тоже могут помешать расследованию ВОЗ.
Даже если не учитывать готовность Китая сотрудничать, расследование и само по себе не будет простым делом. Глава экспертной группы отмечает: эта поездка приблизит к выяснению происхождения коронавируса, но может не дать четких ответов. Его слова подтверждает и Майк Райан — начальник отдела чрезвычайных ситуаций ВОЗ. «Окончательно установить происхождение вируса является трудной задачей, и иногда может понадобиться две, три, а то и четыре попытки», — говорит он.

Действительно ли речь идет о давлении? И кто на кого давит?
На самом деле когда китайские власти говорят, что вопрос происхождения коронавируса очень политизирован, они правы.
Весомым фактором влияния стало политическое противостояние США и Китая. Администрация Дональда Трампа и ее союзники ставили под сомнение прозрачность заявлений Пекина об эффективной борьбе с коронавирусом в начале вспышки. А еще пропагандировали необоснованные достаточными доказательствами теории происхождения вируса из китайской лаборатории (кстати, ВОЗ утверждает, что пока даже не будет проверять такие версии).
Трампа возмущало и то, что на ранних этапах эпидемии, когда коронавирус еще почти не распространился за пределы Китая, ВОЗ неоднократно публично хвалила действия китайских властей по его сдерживанию. В частности, глава ВОЗ Гебреисус подчеркивал «редкостные лидерские качества» главы Китая Си Цзиньпина.
15 апреля Трамп объявил, что США останавливают финансирование ВОЗ, обвинив ее в несвоевременном информировании населения о коронавирусе и в подыгрывании Китаю и «воспроизведении пропаганды» китайского правительства. Оно в начале эпидемии утверждало, что вирус не может передаваться от человека к человеку.
Решение должно было действовать до завершения расследования реакции ВОЗ на распространение коронавируса. Однако, похоже, теперь это уже не важно: в первый же день своего президентства Джо Байден подписал указ о возвращении США в ВОЗ.
Но в любом случае к Китаю тоже есть немало вопросов. В государственных медиа КНР уже пытались продвинуть информацию о «завозе коронавируса из другой страны в упаковке морепродуктов». Достаточных оснований рассматривать эту версию ВОЗ пока не видит. А еще китайские власти неоднократно предпринимали попытки устранить тех, кто говорил слишком много.
Самый известный эпизод — преследование уханьского врача Ли Веньяна, который одним из первых пытался рассказывать о коронавирусе еще в конце 2019-го. Среди недавних примеров — арест журналистки Жань Жан, которая в феврале 2020 года распространяла видеозаписи о вспышке COVID-19 в Ухане.
Но вот что важно: ВОЗ отмечает, что в своем расследовании не ставит целью поиск виновных в распространении коронавируса. В то же время она хочет выяснить все обстоятельства, чтобы уменьшить риски подобных пандемий в будущем или не допустить их вовсе.
- Поделиться: