Выборы в Нидерландах и Украина: 5 вещей, которые нужно знать

Выборы в Нидерландах и Украина: 5 вещей, которые нужно знать

Владимир Ермоленко

В среду, 15 марта, в Нидерландах состоятся всеобщие выборы. Формировать новый состав нижней палаты парламента (так называемой "второй палаты" - или "Палаты представителей"), который будет определять новый состав правительства Нидерландов.
Нидерланды остаются единственной страной ЕС, где не завершился процесс ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной.
Громадское анализирует, как выборы в среду могут повлиять на процесс ратификации.
1. Ратификация ассоциации: полпути пройдено
Интрига выборов состоит в том, что нижняя палата нидерландского парламента ратифицировала Соглашение.
21 февраля, в конце работы прошлой каденции Палаты, договор с Украиной поддержали 89 депутатов из 150.
Поэтому выборы непосредственно не повлияют на то, как нижняя палата будет голосовать за ассоциацию: результатов голосования пересматривать не будут.
Впрочем, остается еще голосование в верхней палате парламента - Сенате. И вот тут могут быть сюрпризы. Несмотря на то, что выборы не изменят состав Сената, они могут изменить конфигурацию нового правительства. А это может повлиять на судьбу ассоциации.
Как именно - мы попробуем объяснить далее в статье. А сейчас - коротко о том, что было после нидерландского референдума год назад.
2. Референдум и дополнительное "решение" об ассоциации: что изменилось?
Как известно, в апреле 2016 года в Нидерландах состоялся совещательный референдум по Соглашению об ассоциации. Результаты были отрицательными для Украины: большинство из тех, кто пришел на участки, проголосовали против соглашения: 61% против 38%.
Около 95% Соглашения касается торговли и других сфер, подпадающих под компетенцию надгосударственных институтов Евросоюза - Европарламента и Совета ЕС. Поэтому именно они, а не национальная власть или национальные референдумы, обладают компетенцией ратифицировать такие документы. Поэтому влияние национальных референдумов на ратификацию данного соглашения очень ограничено.


Стратегия премьера Марка Рютте после референдума заключалась в том, как дать ответ на ожидания избирателей, в то же время реализовав обязательства правительства (котороеподписало Соглашение об ассоциации) и завершив ратификацию.
Для этого был разработан документ, который был в декабре 2016 года принят всеми государствами ЕС, в частности Нидерландами.
В украинском информационном пространстве документ сразу оброс мифами. Но несмотря на опасения, он ничего не добавляет к Соглашению об ассоциации и ничего не убирает из нее.
Он даже не имеет названия - его называют просто "решением" (decision) государств Евросоюза. Он не является ни "протоколом", ни "приложением" к Соглашению об ассоциации - скорее просто разъяснением его содержания для нидерландских избирателей.
К примеру, документ говорит о том, что Соглашение об ассоциации не дает Украине статуса кандидата на членство в ЕС. Но это было известнои так: в преамбуле Соглашения об ассоциации говорится, что она "не предрешает и оставляет открытыми будущие форматы отношений между ЕС и Украиной" - то есть, не гарантирует членства, но и не исключает его (все здесь зависит от успеха процесса ассоциации).
Другой пункт "решения" в том, что Соглашение не накладывает на ЕС гарантий по безопасности или военных гарантий. И здесь также ничего нового: ассоциация с ЕС не создает для Украины "зонтабезопасности". Документ также утверждает, что соглашение не дает права украинским гражданам на проживание и работу в ЕС наравне с гражданами Евросоюза. Это тоже соответствует содержанию Соглашения: Украина пока не вступает в Евросоюз, а потому ее граждане не могут на территории ЕС иметь одинаковые права на проживание и трудоустройство с гражданами самого ЕС.
В то же время это никак не влияет на перспективы безвизового режима для украинцев: он возможен и без уравнивания этих прав.
Поэтому значение дополнительного решения не стоит преувеличивать. Оно было тем компромиссом, который был нужен премьеру Рютте для завершения ратификации в нижней палате парламента. И этот компромисс был успешным.

3. Ратификация в Сенате: как на нее повлияют выборы?
Но сейчас возникает другой вопрос: как выборы в среду повлияют на ратификацию Соглашения об ассоциации в верхней палате нидерландского парламента?
Формально прямого влияния нет: выборы проходят в нижнюю палату, и состав верхней палаты они не изменят.
Но есть несколько косвенных воздействий. Во-первых, в результате выборов может измениться конфигурация правительства.
"Уже видно по опросам, что выборы изменят правительственную коалицию", - говорит Громадскому Александр Снидалов, активист украинского сообщества в Нидерландах.
"Может вообще измениться премьер-министр и главные партии в правительстве", - добавляет Снидалов. А это может повлиять на процесс - ведь именно Марк Рютте сыграл ключевую роль в нахождении компромисса после референдума.

Во-вторых, процесс создания коалиции может занять длительное время: в нижнюю палату могут пройти 10-11 партий, ни одна из которых не будет иметь абсолютного большинства. И в формировании коалиции вопрос ратификации Соглашения об ассоциации может отложиться.
Впрочем, есть основания для сдержанного оптимизма. Премьер Рютте заявлял накануне выборов в Сенате есть предпосылки для большинства в поддержку ратификации Соглашения.
Для понимания нюансов можем посмотреть на распределение сил внимательнее.


4. Распределение сил: кто важен и почему?
Голосование в Палате представителей 21 февраля показало, что премьер Рютте получил поддержку нескольких партий. Прежде всего двух правительственных - Партии за свободу и демократии (VVD), где он является лидером, и Партии труда, партнера по коалиции. Но поддержка была и в двух партияхвне правительственной коалиции - у "Зеленых и левых" и у либеральной партии "D66".
В Сенате (верхней палате) эти партии тоже присутствуют. Очень вероятно, что они будут голосовать так же, как и в Палате представителей. Если это так, то у партий, которые поддерживают ассоциацию с Украиной, вместе набирается 35 голосов. В Сенате 75 мест, следовательно для большинства нужно 38 голосов, а потому Рютте надо найти еще 3 голоса.
Против ассоциации точно будет голосовать правая "Партия свободы" (PVV, 9 голосов), ультралевые социалисты (9 голосов), Партия в защиту животных (2 голоса) и некоторые другие.
В этом контексте ключевую роль будет играть Христианско-демократическая партия (CDA), которая имеет в сенате 12 голосов.
Ее позиция по Ассоциации с Украиной особая: христианские демократы поддерживали ассоциацию перед референдумом. Но после него начали утверждать, что результаты референдума следует соблюдать, следовательно Ассоциацию надо отклонить. Поэтому во время голосования в Палате представителей 12 из 13 депутатов от христианских демократов голосовали против.
Впрочем, в нидерландской политике не существует "императивного мандата". Сенаторы от христианских демократов могут голосовать иначе, чем их коллеги в Палате представителей.


Кроме того, нидерландская пресса сообщала о влиянии на нидерландских христианских демократов со стороны их европейских коллег - немецкого канцлера Ангелы Меркель или президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера. Это влияние также может сработать в мобилизации христианско-демократических голосов.
Кроме того, в Сенате среди христианских демократов есть ряд людей с выраженной проевропейской позицией: некоторые медиа говорят, что их может быть даже 8-9 из 12.
Премьеру "не хватает только нескольких голосов в Сенате, и я думаю, что они придут от проевропейских христианских демократов", - говорит Громадскому Тони ван дер Тогт, старший эксперт Нидерландского института международных отношений (Clingendael).
"Есть также несколько независимых сенаторов, которые тоже могут проголосовать за соглашение", - добавляет эксперт.
5. Европа: состоится ли выход Нидерландов из ЕС?
Но главная интрига нидерландских выборов касается не Украины.
Предвыборные дискуссии идут вокруг вопросов социальной политики и миграции. И здесь ключевой темой является Европа: следует ли Нидерландам выходить из ЕС и зоны евро?
Прежде всего здесь нужно следить за показателями ультраправой "Партии свободы" (PVV) Геерта Вильдерса. Ведь на выборах 15-го марта впервые в истории Нидерландов подобная антиевропейская и антимигрантския партия может победить.
По самым свежим социологическим данным (13 марта), PVV Вильдерса идет вровень с VVD Рютте. Обоим прогнозируют около 22-25 мест.
Это серьезно изменит баланс сил: в прошлом парламенте (выборы были 5 лет назад) у VVD Рютте было 40 мест, у PVV Вильдерса - только 15.
Рютте и Вилдерс сейчас активно борются за избирателей. Поэтому на обострение голландско-турецких отношений премьер Рютте реагирует очень жестко - возможно, таким образом он "стремится отвоевать симпатии некоторой части правого электората", - говорит Громадскому Александр Снидалов.
Важны также результаты других партий. Уже точно можно говорить об ослаблении "Партии труда" (нидерландских лейбористов) - вместо прошлых 38 мест они получат около 10. Зато поднимаются другие партии с левого фланга, прежде всего "Левые зеленые": вместо 4 мест они получат около 20.
Также на подъеме либералы из D66: вместо 12 мест они могут получить около 18. "Левые зеленые" и D66 голосовали за ассоциацию с Украиной.

Впрочем, если ультраправые Вильдерса, все-таки, будут первыми, это будет означать для них большую символическую победу. Подобно "Национальному фронту" Марин Ле Пен во Франции, Вилдерс сможет называть себя "первой партией Нидерландов".
Однако здесь его успехи могут закончиться. Ведь в нынешней ситуации PVV никак не удастся единолично сформировать правительство. 25 мест в парламенте из 150 депутатов - это далеко от большинства.
От коалиции же с ультраправыми другие крупные партии в основном отказываются. "Все остальные партии исключают возможность создания коалиции с "Партией свободы" (Вильдерса)", - говорит в комментарии Громадскому Тони ван дер Тогт. "Премьер Рютте четко заявил на последних дебатах, что коалиция с Вильдерсом не очень хорошая идея и исключил такую ​​возможность", - добавляет он.
Без получения полной власти, Вилдерсу будет сложно продвигать свою повестку дня. Он может пойти британским путем, оказывая давление на правительство для организации референдума о выходе из зоны евро или по ЕС в целом. Но для этого ему нужна поддержка обеих палат парламента - то есть, опять-таки, большинства, которого у него не будет.
Вилдерс может стать заложником ситуации, в которой оказались другие популистские партии Европы: их голос очень сильный, но недостаточный для того, чтобы получить большинство и управлять страной.
Зато силы, противостоящие популизму, постепенно учатся на своих ошибках.