Высшее образование и гендерные стереотипы: почему девушки не выбирают технические специальности?

Среди зачисленных в учреждения высшего образования выпускниц и выпускников школ в 2020 году девушек и юношей почти одинаковое количество. Однако зачисленных на дневную форму девушек на так называемые STEM-специальности (наука, технологии, инженерия, математика) значительно меньше, чем мужчин. Из зачисленных на обучение в университеты на математически интенсивные специальности в 2020 году в среднем только каждая четвертая — девушка. В целом, только 23% зачисленных в университеты девушек поступили на STEM-специальности, при этом почти 13% из этих 23% — на медицинские специальности. По оценкам ЮНЕСКО, во всем мире около 30% девушек получают высшее образование по STEM-специальностям, в том числе 15% — по специальностям, связанным с медициной и уходом.

Менее способные?

Почему, несмотря на то, что девушки в Украине получают высшее образование наравне с юношами, их намного меньше на технических и математически интенсивных специальностях? Показательно, что исследование о выборе высшего образования, которое провел аналитический центр Cedos, не выявило существенных гендерных различий в выборе места или специальности обучения. Как первокурсницы, так и первокурсники, выбирая университет и специальность, руководствовались преимущественно своими предпочтениями и представлениями о возможности трудоустроиться после получения диплома. Следовательно, причины нужно искать глубже.

Первое, что приходит на ум, — возможно, девушки менее способны к математике, чем юноши? Недавнее международное оценивания качества образования PISA, проведенное в 2018 году, показало, что в Украине нет различий в математической и естественно-научной грамотности между 15-летними юношами и девушками, в то время, как в странах ОЭСР юноши в среднем достигают несколько лучших результатов, чем девушки. Именно в этом возрасте, по данным Cedos, каждый десятый ученик уже определился с будущей специальностью, а в последующие два года до получения результатов ВНО — определится еще половина учеников. Поэтому вряд ли знание математики — это фактор, ограничивающий выбор девушек по сравнению с юношами. Об этом свидетельствуют и результаты внешнего независимого оценивания по математике и физике, где девушки получают примерно такие же баллы, как и юноши. Вот только выбирают эти предметы для ВНО девушки реже.

Действительно ли девушкам не нравятся технические специальности?

Скорее всего, девушки не выбирают математически интенсивные специальности именно потому, что они им нравятся меньше. Этому может быть несколько причин. Одна из них — это отсутствие «ролевых моделей». Важную роль в выборе играют профессии родителей. Исследования в других странах показывают, что девушки, у которых родители (особенно матери) работали в науке или технических профессиях, с большей вероятностью выбирали STEM-специальности. «Ролевой моделью» могут быть и учителя естественно-математических дисциплин в школе. Если девушки видят других успешных женщин в «неженских профессиях», это помогает разрушать стереотипы о закрытости некоторых профессий для женщин.

Также исследования показывают, что мнение других влияет на девушек сильнее, чем на юношей. Даже если девушки не имели стереотипов в отношении той или иной специальности, на них могут влиять стереотипы ближайшего окружения, например, учителей или других учеников. В частности, поэтому в школе девушкам чаще, чем юношам, важно быть успешными. Как следствие — они могут обходить вниманием те профессии, где есть большая конкуренция, или в которых к женщинам и мужчинам относятся неодинаково.

Надежда есть: что нужно сделать учебным заведениям и работодателям?

Важно, чтобы и девушки, и юноши могли делать осознанный выбор высшего образования. Сегодня неравенство женщин и мужчин на рынке труда Украины частично обусловлено именно тем, что женщины менее представлены в STEM-профессиях, которые лучше оплачиваются и с которыми связывают развитие экономики, а следовательно, ожидается и рост спроса на таких специалистов в ближайшие десятилетия.

Может ли помочь объявление этого учебного года годом математики увеличить число девушек, поступающих на STEM-специальности? Даже если бы такая инициатива действительно будет способствовать улучшению качества математического образования в школе, она вряд ли уменьшит гендерное неравенство в выборе высшего образования. Девушки реже выбирают математически интенсивные специальности не из-за худшего знания математики.

Более действенными, но одновременно и более сложными являются меры, направленные на изменение общественного представления о STEM-профессиях. При этом, о трансформации на рынке труда должны, в первую очередь, задуматься работодатели. От удобных рабочих мест, возможности совмещать работу и семейную жизнь и вообще здоровой атмосферы на рабочем места выигрывать будут все работники, не только женщины. Собственно, именно эти изменения и вводят технологические компании, которые не хотят терять таланты, как во всем мире, так и в Украине.

Другая группа мер лежит в плоскости улучшения школьной среды. Это, в частности, развитие профориентации в школе и введение института школьных советников, которые будут помогать сделать осознанный выбор и знакомить с «ролевыми моделями» в STEM-профессиях в частности. Это и антидискриминационная экспертиза школьных учебников, и повседневная работа учителей над предупреждением гендерных стереотипов в высказываниях и различных ожиданий от девушек и юношей.