Вызовы реинтеграции: кто и как теперь возьмется за оккупированные территории
Приближается начало работы Верховной Рады Украины и формирование правительства, поэтому неудивительно, что громкие заявления предвыборной кампании по реинтеграции оккупированных территорий сменяются более сдержанными комментариями народных избранников.
Сейчас создание отдельного комитета Верховной Рады по реинтеграции Донбасса и работе с оккупированными территориями по результатам обсуждения в Подготовительной группе объединено с вопросами защиты прав человека. Это не является чем-то новым для Украины, потому что именно Комитет по правам человека в прошлом созыве парламента отвечал за законодательство в сфере обеспечения прав внутренне перемещенных лиц, пропавших без вести, политических заключенных и заложников.
Этим же комитетом были инициированы и проведены парламентские слушания «Стратегия реинтеграции в Украину временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополь: проблемные вопросы, пути, методы и способы» в феврале 2016 года, частью рекомендаций которых было создание профильного министерства по временно оккупированным территориям (МинВОТ).
МинВОТ было образовано в апреле 2016 года, в июне того же года было утверждено положение о его деятельности, а в конце 2016-го был укомплектован штат сотрудников.
Однако за три года существования МинВОТ говорить о существенных достижениях министерства в сфере формирования государственной политики по отношению к оккупированным территориям не приходится.
Министерство имеет минимальный политический вес, незначительный бюджет и откровенно слабого министра, его присутствие на территории Донецкой, Луганской и Херсонской областей имело скорее церемониальный характер, чем являлось системной работой.
Министр Вадим Черныш выбрал для развития нового центрального органа исполнительной власти несколько странный формат, став министром иностранных поездок и изучения опыта постконфликтного урегулирования в Хорватии и других странах бывшей Югославии, Грузии и Колумбии.
Такие оценки деятельности министра Вадима Черныша, плюс последний коррупционный скандал с заместителем министра Юрием Грымчаком дают основания представителю новой команды «Слуги народа» Дмитрию Разумкову поставить под сомнение необходимость существования самого министерства: «Мы можем создавать много комитетов, мы можем создавать много министерств, учреждений, центральных органов власти, но, к сожалению, создание этих учреждений или комитетов, порой не помогает ни ветеранам, ни временно оккупированным территориям. Когда мы видим, что создаем министерство, а после этого его руководители попадаются правоохранительным органам на взятках, то иногда мне кажется, не стоит создавать такие министерства, чтобы там работали такие люди».
Но здесь стоит разделить людей, которые были не способны поставить политику по отношению к временно оккупированным территориям на повестку дня, и важность существования самого института во время вооруженного конфликта и военной агрессии Российской Федерации.
Новое правительство, которое будет формировать «Слуга народа», должно не ликвидировать МинВОТ, а заменить его руководящий состав, предоставив возможность работать политикам именно в направлении реинтеграции оккупированных территорий.
Прошлая власть оставляет нам долги в отношении оккупированных территорий:
· Закон о «деоккупации», принятый в феврале 2018 года, предусматривал создание при Кабмине координационного органа с целью обобщения правовой позиции государства в вопросе отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации и подготовки консолидированной претензии Украины к Российской Федерации по реализации ее международно-правовой ответственности за вооруженную агрессию против Украины. Однако договориться министерствам так и не удалось, а комиссия существовала только на бумаге, проведя одно заседание, и требует срочной реанимации, поскольку в международных судебных инстанциях мы уже переходим в стадию коммуникации;
· Принятый в августе 2018 года закон о пропавших без вести предусматривал создание специальной комиссии при Кабмине, которая дала бы возможность вести учет пропавших во время вооруженного конфликта, запустить работу поисковых групп, в том числе на оккупированных территориях, и помогать родственникам пропавших без вести. Персональный состав комиссии был утвержден, однако не было проведено ни одного заседания;
· В период передачи власти также произойдут изменения и в порядке пересечения контрольных пунктов въезда-выезда на границе с оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей (КПВВ), порядок уже определен Радой 17 июля 2019 года, однако до сих пор не подписан Гройсманом. А именно в соответствии с новым порядком должны быть выделены средства из госбюджета на 2020 год на содержание и обустройство пропускных пунктов.
Если говорить о парламенте, то для него также есть определенные задачи:
· Парламент VIII созыва обещал законодательно урегулировать вопрос политических заключенных и пленных, однако смог сделать это только в последние недели своего существования, приняв в первом чтении законопроект авторства Шухевича № 8205 («Проект Закона о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, которые незаконно лишены свободы, взяты в заложники, или осуждены на временно оккупированных территориях Украины и за ее пределами»), так что депутатам придется определиться с его дальнейшей судьбой или предложить свое видение;
· То же касается и вопроса гармонизации Уголовного кодекса Украины с нормами международного гуманитарного права, и фиксации военных преступлений, что предусматривает законопроект № 9438, а также вопросы ратификации Римского статута;
· Но главным вызовом для новой команды станет формирование позиции в отношении закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», потому что этот особый порядок установлен сроком до 31 декабря 2019 года, и народным избранникам придется принимать решение, продлевать срок действия закона или предложить альтернативные варианты. Но именно на этом законе держатся Минские договоренности и санкционная политика по отношению к РФ.
Плюс есть еще выполнение предвыборных обещаний, таких как предоставление права голоса внутренне перемещенным лицам на местных выборах, а также вопросы социальных и пенсионных выплат на временно оккупированных территориях.
Пока не ясно, кто именно из команды «Слуги народа» возьмется за временно оккупированные территории, по крайней мере, сейчас ни от кого о готовности не слышно, однако важно не дать узурпировать тему оккупированных территорий пророссийским силам, которые, кстати, имеют вторую по количеству фракцию в новом парламенте.
- Поделиться: