«Я навсегда останусь украинкой, не важно, где я буду жить», — олимпийская чемпионка Алена Савченко
О непростом жизненном пути Алены Савченко написали уже немало. Громадское рассказывает эту историю из первых уст — словами самой чемпионки и ее мужа, британского художника Лиама Кросса.
Василий Пехньо, Остап Ярыш
«Возможно, это был мой последний шанс», — говорит фигуристка Алена Савченко, немка украинского происхождения. Чтобы получить золото на пятой Олимпиаде за свою карьеру, она прошла немало.
Будущую чемпионку Владимир, ее отец, начал воспитывать в три года. В 19 лет из-за травмы партнера Алена покинула Украину. На протяжении 15 лет в Германии Савченко меняла тренеров и партнеров, чтобы достичь своей цели — олимпийского золота.
О непростом жизненном пути Алены Савченко написали уже немало.
Однако Громадское рассказывает эту историю из первых уст — словами самой чемпионки и ее мужа, британского художника Лиама Кросса.
Эмоции
«У нее достаточно вспыльчивый характер. Ее эмоции или взлетают очень-очень высоко, или наоборот — падают очень низко. И когда они высоко, она любит их проявлять. Невозможно было передать всю бурю охвативших ее эмоций на лице, и она начала показывать их своим телом: махала руками, била ими по воздуху, проявляя свое счастье», — муж Алены Савченко Лиам Кросс смотрел выступление своей жены с трибун ледовой арены в Пхенчхане. Как только он понял, что Алена — чемпионка, побежал к ней.
Немецкая фигуристка Алена Савчено с мужем Лиамом Кроссом на ледовой арене в Пхенчхане, Южная Корея, 15 февраля 2018 года. Савченко и его партнер Бруно Массо завоевали золотую медаль в парном катании на Зимней олимпиаде 2018.Фото:EPA-EFE/TATYANA ZENKOVICH
«Когда объявили результаты, я начал плакать и кричать от радости. Я стоял на самом верху, на трибунах, а потом побежал вниз, прошел охрану — аккредитации не было, но это не помешало — и вылетел прямо на лед, к Алене и Бруно, чтобы поздравить лично. Я так кричал, что у меня до сих пор болит в груди», — вспоминает Лиам.
Алена Савченко и ее партнер, француз Бруно Массо, идеально откатали произвольную программу, установив мировой рекорд в дисциплине: 159,31 балла и общую сумму 235,90. Серебряные призеры китайцы проиграли победителям лишь 43 сотых балла. Алена Савченко рыдала, махала кулаками и обнимала Бруно. Осуществилась ее мечта — к олимпийскому золоту она шла 31 год.
«Я до сих пор не верю в победу. Видимо, для осознания еще понадобится немного времени. После завершения соревнований меня разрывали журналисты. Я бегала на интервью и так устала, что два дня просто лежала и не двигалась. Тело просто сказало: «Знаете, что? А пошли вы все ... Мне надо отдохнуть», — говорит Алена Савченко. Она нашла возможность пообщаться с Громадским только спустя несколько дней после победы.
Переезд из Украины
Савченко говорит по-русски с акцентом. Она уже 15 лет постоянно проживает в Германии. Под флагом этой же страны Алена и получила главные награды в парном фигурном катании — 4-кратная чемпионка Европы, 5-кратная чемпионка мира, дважды бронзовый призер Олимпиад и наконец олимпийская чемпионка. На первую Олимпиаду Савченко ездила еще под флагом Украины — в 2002 году в Солт-Лейк-Сити.
«Наша со Станиславом Морозовым пара получала очень ограниченное финансирование. Когда мы приехали с Олимпиады-2002, то решили разойтись. Мне нужен был новый партнер. Но никто не хотел мной заниматься. Всем было все равно. Приезжали партнеры из-за рубежа, а здесь никто ничего не хотел оплачивать. Все держалось на финансировании моих родителей. Но оплатить все было нереально. Мы говорили: хотим кататься. Нам отвечали: ну давай, плати. То есть никто не проявлял к этому интерес. Тогда я решила, что надо искать что-то новое», — вспоминает Алена Савченко.
Везде одни мужчины
В Германии не было мощной пары фигуристов. Савченко поставили в пару к Робину Шолкову. Наставником стал ранее известный фигурист Инго Штойер. Впоследствии тренера заподозрили в связях со Штази [служба безопасности ГДР — ред.] и правительство Германии отказалось выделять паре средства на содержание менеджера.
Фигуристы Алена Савченко и Робин Шолковзавоевали золотую медаль на Чемпионате мира по фигурному катанию в Японии, 27 марта 2014.Фото:EPA/KIMIMASA MAYAMA
Пара Савченко-Шолков собирала деньги для оплаты тренера собственными силами. И они делали это 10 лет. В 2014-м Шолков закончил карьеру, Савченко нашла нового партнера, а Штойер выставил новоиспеченной паре неподъемную цену.
Савченко нашла нового наставника и начали готовить к новому олимпийскому циклу — к Олимпиаде-2018. За год до победы Алена вышла замуж. Мужчины всегда играли в ее жизни важную роль, начиная с отца, который в 3 года привел на каток, и до партнера и мужа, которые привели к чемпионству в 34.
«Я никогда даже об этом не задумывалась! А ведь действительно — везде одни мужчины. — удивляется Алена. Она говорит, что мы первые обратили на это внимание. — Они делали как хорошо, так и мешали мне. Так сложилось, что в жизни везде мужчины, даже в семье была я и три брата. Мама — это единственная женщина в моей жизни! Я уже привыкла работать только с мужчинами. Теперь с мужчинами легче, чем с женщинами».
Свадьба Алены Савченко и Лиама Кросса. Фото: страницаLiam Crossв Facebook
«Алена — настоящий лидер. Нам с ней всегда сложно найти общий язык, — признается Лиам Кросс. — Она постоянно думает, что права, — и ладно, пусть будет так! Она выиграла Олимпийское золото, поэтому может быть правой настолько, насколько хочет».
Поднимать фигурное катание на родной земле
Каждый день Алена тренируется по 8 часов, кроме воскресенья. Лиам рассказывает, что днями не видит жену, но относится к этому с пониманием и вовсе не ревнует к партнерам:
«Иногда она ссорилась с Бруно, своим партнером, и тогда было сложно выходить на лед. Были моменты, когда они думали прекратить выступать вместе. Но все это ожидаемо — ты должен пережить сложные времена. Никто не говорил, что будет легко. В конце концов, они очень хорошо справились».
В таком напряженном графике Алена Савченко жила годами. Теперь многие говорят: олимпийское золото — идеальное время для завершения карьеры. Впрочем, сама спортсменка точку еще не поставила:
«В марте планируем поехать на чемпионат мира в Милан. Потом уже будем решать, что делать дальше. Медаль — это моя жизненная цель, но я не буду останавливаться на этом. Кто знает, возможно, когда-то я буду работать в Украине, поднимать на родной земле этот вид спорта. Ведь в моей медали большая часть украинского. Я там начинала. Там живут мои родители. Последние четыре года у меня был жесткий график и я концентрировалась только на Олимпиаде. Поэтому они приезжали ко мне в Германию. Как только представится возможность, я поеду в Украину. Я навсегда останусь украинкой. Не важно, где я буду жить».
- Поделиться: