«Я от вас никуда не уйду»: какую модель управления страной строит Зеленский

Президент Украины Владимир Зеленский во время торжественного заседания Верховной Рады девятого созыва, Киев, 29 августа 2019 года
Президент Украины Владимир Зеленский во время торжественного заседания Верховной Рады девятого созыва, Киев, 29 августа 2019 годаEPA-EFE/SERGEY DOLZHENKO

В первый день работы новая Верховная Рада де—факто согласилась перейти из парламентско—президентской в президентско—парламентскую форму правления.

Между прошлым и настоящим

Вид сессионного зала Верховной Рады из ложи прессы наглядно демонстрирует ситуацию, в которой оказались депутаты от «Слуги народа». Позади них — Петр Порошенко, Юлия Тимошенко и Виктор Медведчук, впереди — Владимир Зеленский.

Фракции «предшественников» посадили на парламентской галерке, вместе с новичком Рады Святославом Вакарчуком и его «Голосом». Зато монобольшинство «Слуги народа» сконцентрировано вокруг парламентской трибуны, рядом с которой находится место президента.

В первый рабочий день парламента Владимир Зеленский буквально заставлял парламент работать — ночевал в Верховной Раде вместе с депутатами, пока они не приняли все необходимые ему решения. Из президентского кресла он подгонял спикера Дмитрия Разумкова и время от времени комментировал поведение депутатов.

Торжественное заседание Верховной Рады девятого созыва, Киев, 29 августа 2019 годаEPA-EFE/SERGEY DOLZHENKO
Слева направо в центре: генпрокурор Руслан Рябошапка и президенты Украины — Петр Порошенко, Виктор Ющенко, Леонид Кучма и Леонид Кравчук, заседания Рады, 29 августа 2019 годаМусиенко Владислав/POOL/УНИАН

Почти без дискуссий народные избранники, для большинства из которых 29 августа 2019 года стал первым днем в большой украинской политике, утвердили правительство, которое хотел президент, назначили силовиков, которых также избрал президент и сделали первый шаг, чтобы лишить себя неприкосновенности. Отмена неприкосновенности депутатов — популярный шаг и предвыборное обещание президента. Впрочем, международные эксперты не разделяют такого энтузиазма. Достаточно вспомнить рекомендации Венецианской комиссии, которая предупреждает — в странах «молодой демократии» оно может сделать депутатов, в первую очередь от оппозиции, уязвимыми от преследованиям силовиками.

Слева направо: министр обороны Андрей Загороднюк, премьер-министр Алексей Гончарук и министр иностранных дел Вадим Пристайко во время заседания Рады, Киев, 29 августа 2019 годаEPA-EFE/SERGEY DOLZHENKO

За несколько часов до голосования за состав Кабинета министров, Давид Арахамия, которого избрали главой фракции «Слуга народа», в кулуарах не мог вспомнить фамилию кандидата на должность Министерства здравоохранения: «Знаю, что ее зовут Зоряна, но фамилию не припомню» .

За полчаса до того Владимир Зеленский встретился со своей фракцией и объявил претендентов на правительственные кресла. Еще за несколько часов фамилия Зоряны — Скалецкая — объявил Алексей Гончарук, которого вчера назначили главой Кабинета министров. Состав правительства утвердили «пакетом», без обсуждения кандидатуры каждого из его членов.

Глава Офиса президента Андрей Богдан с заместителем Кириллом Тимошенко, генпрокурор Руслан Рябошапко и главой СБУ Иван Бакановым (сверху), Киев, 29 августа 2019 годаEPA-EFE/SERGEY DOLZHENKO

Первые компромиссы

Не привела к дискуссии и кандидатура одного из «предшественников» — Арсен Аваков в четвертый раз за пять лет назначен Министром внутренних дел. Он единственный из постмайданных политиков до сих пор остается во власти.

Кандидатура Авакова вызвала вопросы у отдельных депутатов от «Слуги народа». На заседании фракции, которое состоялось в перерыве между торжественным и первым заседаниями новой Рады тот же Давид Арахамия предлагал проголосовать за Авакова отдельно от остальных министров. Президент убедил коллег Арахамия этого не делать.

Комментируя тему Авакова «Слуги народа» становятся осторожнее и просят не авторизовать цитаты.

«Аваков построил систему, которой может управлять только он. Президент убедил всех, что это временное решение», — говорит не для записи один из руководителей «Слуги народа». «Юристы сказали, что голосовать за главу МВД отдельно от всего состава правительства нельзя. Это временно — минимум до Нового года, но скорее речь идет о мае, не раньше. Для подготовки нового министра внутренних дел нужно как минимум полгода», — добавляет другой его коллега и так же просит не ссылаться на него. После чего делает паузу и добавляет: «ничто не длится дольше, чем временное».

В посольстве США, которое на протяжении нескольких лет системно поддерживали реформу полиции, на назначение Авакова реагируют сдержанно. Собеседники Громадского характеризуют его как «человека с непростой репутацией», который все же успел многое сделать, в частности — обеспечить прозрачность выборов.

Поэтому по крайней мере пока Аваков продолжит выполнять роль рычага, который балансирует влияние президента на силовиков. После вчерашнего голосования Владимир Зеленский, как в свое время его предшественник Порошенко, получил лояльных руководителей СБУ (Иван Баканов) и Генеральной прокуратуры (Руслан Рябошапка). Кроме того, президент хочет, чтобы депутаты изменили процедуру назначения глав Государственного бюро расследований и Национального антикоррупционного бюро. Зеленский уже подал в Раду проект закона, который среди прочего позволит ему самостоятельно назначать и увольнять руководителей этих органов — сейчас они избираются на открытых конкурсах.

Министром внутренних дел Украины остался Арсен Аваков (в центре), заседание Рады, Киев, 29 августа 2019 годаГонтар Владимир/УНИАН

Аваков — не единственный министр правительства Гончарука, который диссонирует с обещанием Зеленского «привести к власти новых людей». Оксана Маркарова продолжит руководить Министерством финансов. Последний год она — главный переговорщик с Международным валютным фондом, поэтому должна на практике передать опыт этих переговоров новому премьеру.

Гончарук уже пообещал подписать новое соглашение с Фондом на 3-4 года. Новый глава Кабмина декларирует намерение выполнить давнюю рекомендацию МВФ и ввести в Украине рынок земли. Наглядная демонстрация этого намерения — ликвидация министерства аграрной политики и передача этих функций министерству экономического развития, торговли и сельского хозяйства. Его должен создать Тимофей Милованов, директор «Киевской школы экономики» и последовательный сторонник введения рынка земли.

Сохранение преемственности экономического курса ориентированного на сотрудничество с МВФ балансирует решению Зеленского не брать в правительство Ульяну Супрун, которая исполняла обязанности министра здравоохранения и начала реформу отрасли. Как глава Минздрава у Супрун была подавляющая поддержка посольств стран-членов «Большой семерки».

И.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун фотографируется с пятым президентом Украины Петром Порошенко, заседание Рады, Киев, 29 августа 2019 годаГонтар Владимир/УНИАН

Сам премьер Гончарук — лучшая иллюстрация нового состава правительства. Он отвечал требованиям, которые еще до парламентских выборов объявил президент: профессиональный экономист, способный общаться с международными партнерами на английском языке и без опыта в большой украинской политике.

В посольстве США в Украине его характеризуют как «амбициозного человека, в хорошем смысле этого слова». С другой стороны, Гончарук в хороших отношениях с руководителем главы Офиса президента Андреем Богданом, который вместе с президентом и его первым помощником Сергеем Шефиром при формировании правительства согласовал кандидатуры будущих министров.

В дополнение у Гончарука есть еще один знакомый — Дмитрий Дубилет. Сын главы «Приватбанка», когда тот еще принадлежал олигарху Игорю Коломойскому, Дубилет-младший получил в правительстве пост министра Кабинета министров, то есть он должен отвечать за подготовку решений, которые выносятся на рассмотрение правительства.

Демонстрация легитимности

Первое заседание новой Рады по крайней мере пока демонстрирует: депутаты готовы голосовать за любое решение, которое нужно президенту. Это может стать козырем Зеленского на международных переговорах, в частности в нормандском формате. Ведь реализация Минских договоренностей предусматривает изменения в украинском законодательстве, в частности, и в Конституции, где должен быть зафиксирован статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Предварительный состав Рады отказывался поддерживать решение о статусе ОРДЛО, поэтому президенту Порошенко для демонстрации того, что Украина готова выполнить Минск в отношениях с депутатами надо было прибегать к угрозам и хитрости.

В то же время Порошенко регулярно ссылался на позицию парламента в переговорах с международными партнерами, в частности с тем же МВФ. Именно так в свое время он убедил Фонд в отсутствии возможности ввести рынок земли. Похоже, Зеленский вчера лишил себя возможности использовать похожие аргументы в отношениях с Западом.

Первый рабочий день Рады плавно перетек в ночь подготовки к обмену пленных с Россией. Как и его предшественник Владимир Зеленский до завершения обмена предпочитает не делиться подробностями переговоров с президентом России Владимиром Путиным. Однако модель власти, в которой президент не информирует общество о ходе переговоров со страной-агрессором, а парламент и правительство — фактически полностью подконтрольны главе государства, несет свои риски: потеря предохранителей, которые защищают страну от ошибок президента.