Исламские игры: лицевая и изнаночная сторона
12 мая в Баку открылись Ислаимские игры. Помимо подготовки к играм, столица Азербайджана стала свидетелем другого процесса — репрессий против верующих. Мейдан ТВ — о теневой стороне спортивного праздника.
Материал Meydan TV. Автор Лейла Мустафаева
12 мая в Баку открылись Ислаимские игры. Помимо подготовки к играм, столица Азербайджана стала свидетелем другого процесса - репрессий против верующих. Мейдан ТВ - о теневой стороне спортивного праздника.
В расположенной рядом с Бакинским олимпийским стадионом и Ареной национальной гимнастики, Деревне атлетов развеваются флаги Марокко, Камеруна, Объединенных арабских эмиратов и Палестины. В Азербайджане 12 мая стартуют IV Игры исламской солидарности. В спортивном мероприятии примут участие 57 стран из четырех континентов. Об этом сообщает официальный сайт IV Игр Исламской Солидарности - «baku2017.com».
История Игр исламской солидарности недавняя, и мероприятия проводятся раз в четыре года. Первые Исламские игры прошли в Саудовской Аравии в 2005 году. Вторые Игры должны были состояться в Иране в 2009 году. Но Иран на логотипе соревнований написал «Персидский залив», чем возмутил арабские государства, которые тот же залив именуют «Арабским». Так что мероприятие в Иране пришлось отменить. В 2013 году, после Исламских игр в Индонезии проведение следующих было доверено Азербайджану.
В последние несколько лет в Азербайджане почти ежегодно проводятся международные спортивные мероприятия. В указе президента Азербайджана Ильхама Алиева от 8 сентября 2015 года утверждается, что после Европейских игр проведение в том же месте престижных Игр исламской солидарности «усилит приверженность Азербайджана принципам толерантности, укрепит спортивную славу страны и международную репутацию». 2017 год объявлен в Азербайджане годом Исламской солидарности.
Правительство отнеслось к делу серьезно. Оргкомитет возглавила жена президента, первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева.
Игры и аресты
Правозащитники отмечают, что крупные международные мероприятия в Азербайджане нередко сопровождаются ужесточением контроля за СМИ и давления на несогласных.Сейчас, помимо подготовки к играм, столица становится свидетелем другого процесса - репрессий против верующих. В Бакинском суде по тяжким преступлениям проходит судебный процесс по делу арестованных в бакинском поселке Нардаран в 2015 году и позднее. Во время событий в Нардаране были задержаны более 70 человек во главе с лидером движения «Мусульманское единство» Талехом Багирзаде.
Во время событий в Нардаране были задержаны более 70 человек
Прокуратура обвиняет их в попытке создания фундаменталистского исламского государства путем переворота. 25 января суд вынес приговоры 17-ти обвиняемым: Багирзаде был приговорен к 20-ти годам лишения свободы, остальные получили от 10-ти до 19-ти лет. Процессы по еще 24-м делам идут, люди обвиняются в терроризме, незаконном хранении оружия и невыполнение законных требований сотрудника полиции.
Один из обвиняемых в незаконном хранении оружия - верующий Сейфеддин Ширванов. Он был задержан через две недели после событий в Нардаране, 9 декабря 2015 года. По словам его брата Джамаледдина, Сейфеддин Ширванов изучал религию в городе Наджаф на юге Ирака, женат и имеет четверых детей. Джамаледдин рассказывает, что брата пытали в Управлении по борьбе с организованной преступностью, но тот решил не рассказывать об этом на суде – пожалел пожилых родителей, которые пришли на процесс. «Ему в "бандотделе" сказали, что в его доме было найдено оружие. В протоколе было написано, что якобы Сейфеддина привезли домой, и он собственноручно сдал оружие. Сейфеддин хотел было отказаться, но ему заявили, что его жена уже подписала такой же документ, и если он откажется, то против жены возбудят уголовное дело. Сейфеддину пришлось подписать. Позже он узнал, что его жена ничего не подписывала. Обманули его. Они пришли и обыскали дом при мне и при матери, ничего не нашли и уехали".
С арестом Сейфеддина Ширванова давление не прекратилось, их родственников уволили с работы: «Мой двоюродный брат, муж сестры уволены. Я тоже остался без работы под предлогом, что работа приостановлена", - рассказывает Джемаледин.
Арестованные в Нардаране мусульмане принадлежат к шиитам, ислам шиитского толка исповедуют 65 процентов населения Азербайджана. Сунниты составляют 35 процентов. 4 процента – прихожане русской и грузинской православных церквей, молокане, другие христианские конфессии, иудеи, бахаиты и так далее.
Адвокат Фариз Намазлы отмечает, что во время суда защита доказала безосновательность выдвинутых обвинений:
«Во время суда выяснилось, что события не совпадают с заявлением генпрокуратуры и МВД. Эти люди невиновны. Их задержали за то, что они верующие. После освобождения из заключения в 2016 году Талех Багирзаде был снова арестован из-за жесткой критики в адрес правительства. Целью этих людей не являлось провозглашение исламского государства. Талех еще будучи на свободе, а также на судебных заседаниях неоднократно заявлял об этом. Отмечал, что он за демократическое государство».
У богослова Багирзаде – богатая политическая биография. КакотмечаетРабочая группа по политзаключенным Азербайджана, первый тюремный срок выпускник азербайджанского экономического университета, получивший религиозное образование в Иране, «заработал» в 2011 году. За участие в «акции хиджаба» (акциях протеста против запрета на посещение школ девочками в хиджабе – прим. редакции) он был приговорен к полутора годам лишения свободы. Освободившись, Багирзаде продолжал критиковать власти и в 2013 году снова был арестован – на этот раз по обвинению в хранении наркотиков. Пока он отсиживал свой срок, в Азербайджане было создано Движение «Исламское единство» и Багирзаде объявили его председателем.
Председатель движения «Мусульманское единство» Талех Багирзаде был приговорен к 20-ти годам лишения свободы
Правительство Азербайджана дает понять, что преследование верующих оправдано угрозой со стороны соседнего теократического государства - Ирана. При этом правоохранительные органы пытались установить связь между верующими и светской оппозицией.
ВдокладеГосдепартамента США о состоянии прав человека в Азербайджане на 2016 год, говорится, что Талеха Багирзаде пытали в Управлении по борьбе с организованной преступностью МВД Азербайджана, чтобы он дал показания против лидеров светской оппозиции, главы Партии народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли и председателя Национального совета демократических сил Джамиля Гасанлы.
“После того, как состояние гражданского общества и светской оппозиции ухудшилось, на арене появляется политический ислам, как представительство протестов в стране. Таким образом, правительство ограничивает свободу религиозным деятелям, заключая их в тюремное заключение, чтоб не дать возможности усиления религиозной оппозиции в стране», - говорит историк Алтай Гeюшов. Среди задержанных в связи с событиями в Нардаране есть и заместитель председателя оппозиционной ПНФА Фуад Гахраманлы. Гахраманлы, обвиняемый в призывах против государства, разжигании религиозной ненависти и вражды, приговорен к 10 годам лишения свободы.
Ильхам Алиев: «Если не проявим жестокость, везде будут взрывы»
Навопросроссийского тележурналиста Владимира Соловьёва: «Почему вы арестовали столько людей?» Ильхам Алиев ответил: «Наша страна такая, что если не проявим жесткость, повсюду будут скитаться бородачи, везде прогремят взрывы».
Талех Багирзаде еще в 2015 году после освобождения из второго заключения до ареста в своеминтервьютелекомпании Мейдан ТВ ответил на обвинения о создании исламского государства. Он отметил, что такой перспективы нет:
«Сегодня в Азербайджане создание фундаментального исламского государства невозможно. Такая перспектива не светит. Исламское государство имеет очень сложную структуру и для его судебной системы потребуются десятки муджтахидов (высокий религиозно-ученый сан в исламе, вроде светского профессора). Для исламского законодательства нужны великие исламские личности. Но таких личностей нет в Азербайджане. Наивно говорить о чем-то бесперспективном».
Отчеты показывают, что состояние религиозной свободы в стране ухудшилось. Государственный департамент США сообщает, что в 2014 году 52 из политических заключенных - религиозные деятели, в 2015 году - 46.
10 апреля 2017 года Рабочая группа по политзаключенным в Азербайджане объявила о том, что 97 из 147 политических заключенных - верующие.
Закрытые мечети
На шиитов оказывают давление с помощью арестов, а у суннитов закрывают мечети. В 2008 году после теракта в мечети Абу-Бакр, где, в основном, собирались салафиты, мечеть была закрыта. В здание бросили две гранаты, в результате два человека погибли и более десятка получили ранения. До сих пор нет разрешения на восстановление работы мечети. В том же году под предлогом ремонта была закрыта еще одна бакинская мечеть - Шахидляр. В Ичери Шехер в июле 2016 года была закрыта мечеть Ашур, также известная как Лезгинская мечеть. И это не последний случай.
По данным Государственного комитета по работе с религиозными структурами в Азербайджане - 2166 мечетей, 136 из них - в Баку. Одна из них была торжественно открыта в 2014 года. Она носит имя «Гейдар» и призвана увековечить память экс-президента Гейдара Алиева. Правительственные чиновники называют ее самой большой на Южном Кавказе.
Праздничный намаз в мечети «Гейдар»
Ужесточенные законы
В 2009 году после принятиязакона«О свободе вероисповедания» регистрировать религиозные организации в Азербайджане стало сложнее. Например, по старым нормам для регистрации было достаточно подписи десяти человек, по новым - пятидесяти.
В итоге до 2009 года в стране, по статистике, зарегистрировано 534 религиозные организации, после изменения - 749, только 28 из которых - неисламской ориентации.
Запреты на ношение хиджаба
Протестные акции против запрета на ношение хиджаба в Азербайджане начались в 2010 году, когда министр образования запретил девочкам в средних школах приходить на уроки в хиджабе. За участие вакцияхпротеста перед министерством образования в 2011 и 2012 годах были лишены свободы 35 верующих.
В опубликованных в Wikileaks дипломатических документах США, отмечается, что в Азербайджане не установлено точное число женщин, носящих хиджаб. В Баку их от 1% до 3%, но их число растет.
- Поделиться: