За годы независимости мы получили целую армию воспитанников интернатов — уполномоченный по правам ребенка Кулеба

В украинских интернатах издеваются над детьми. Только за последний месяц стало известно о двух случаях: в Запорожье директор интерната «сдавал в аренду» подопечных для выполнения тяжелых работ, а в одесском приюте «Свитанок» к детям применяли насилие. Впрочем, скоро все это может закончиться. Правительство планирует реформировать систему интернатов. А именно — закрыть воспитательные заведения, а освободившиеся средства направить на социальную работу с «неблагополучными» семьями. О насилии в интернатах, последствиях такого воспитания и о том, что будет, когда все интернаты закроют, мы пообщались с уполномоченным по правам ребенка Николаем Кулебой в эфире программы «Нині вже» («Прямо сейчас»). Пересказываем интервью в 10 тезисах.

«Интернаты — это, по сути, тюрьмы»

Во всем мире система интернатов считается системой несвободы. Их строительство пришлось в основном на годы Советского Союза, но не только в странах бывшего СССР, а и во всем мире, в том числе в США и Канаде. Исследования жизни детей в интернатах, выявили многочисленные случаи насилия, в том числе сексуального.

«Три года в интернате замедляют развитие на один год»

Исследования, проведенные в 1960-70-х годах показали, что воспитание детей, особенно маленьких, в условиях интерната вредит их развитию. В возрасте 3-4 лет, когда активно формируется мозг и нейронные связи, ребенок, находится в учреждении и получает недостаточно внимания и не имеет постоянного опекуна. Как следствие — мозг не развивается должным образом. Вместе с тем, другие исследования показали, что даже девять дней проведенные в «приюте» вредят ребенку. В Украине же больше половины детей проводят в интернате более трех лет.

«Любой интернат обречен на то, что там будет насилие»

Это не естественно, когда большое количество детей находится в одном заведении. К тому же, никаких программ социально-психологической реабилитации пока не разработано. Поэтому интернаты являются скорее учреждениями содержания, а не помощи или перевоспитания. В таких условиях в отношениях между детьми начинает возникать «дедовщина» и появляется насилие.

Уполномоченный по правам ребенка Николай Кулеба, 6 ноября 2019 годаhromadske

«После семи лет работы в интернате у преподавателей возникает профдеформация»

После пяти лет работы в подобном заведении человек «выгорает». После 7-10 лет происходит профессиональная деформация. Преподаватели уже не реагируют на жалобы детей, на их боль или просьбы о помощи.

«За последний год количество детей в интернатах уменьшилось на шесть тысяч»

Вместе с тем, в учреждениях интернатного типа до сих пор находятся 100 тысяч детей, что составляет 1,5% детского населения. Только пять тысяч из них являются сиротами, у остальных есть родители, которые отдали ребенка на воспитание. Небольшая часть таких детей — до 15% имеют инвалидность. В остальных случаях речь идет о «неблагополучных» семьях, детях с задержкой развития и родителях, которые не готовы воспитывать.

«30% детей в интернате отданы туда родителями, которые сами воспитывались в подобных заведениях»

Люди, выросшие в интернате не наследуют модель семьи, поэтому в будущем они часто также отдают своих детей на воспитание. Поэтому интернат не решает проблему, а создает движение по кругу. После выхода из интерната риски попадания в тюрьму, жизни на улице, безработицы и отказа от детей возрастают в разы.

Уполномоченный по правам ребенка Николай Кулеба, 6 ноября 2019hromadske

«На интернатную систему мы тратим сейчас 12 млрд грн ($486 млн)»

Речь идет о помещениях и персонале. На самого же ребенка: его питание, одежду и другое идет лишь 15% этих денег. Эффективнее потратить эти средства на социальных работников и помощь «неблагополучным» семьям. Чтобы пусть и под наблюдением компетентных людей, но ребенок все же оставался жить в семье. Сегодня такой поддержки для семей нет.

«Все интернаты нужно закрыть»

В Болгарии еще четыре года назад закрыли последний интернат для детей с инвалидностью. Нам также следует выйти из этого постсоветского блока. Помощь же нужно предоставлять не только материальную, а скорее социальную. В частности, речь идет о работниках, которые оказали профессиональную помощь и поддержку еще на этапе беременности, родов и последующей социализации.

«1,5 млрд грн ($60 млн), выделенные правительством, пойдут на поддержку семьи»

Деньги, которые выделило правительство на развитие социальных услуг планируют направить не на содержание институций и учреждений, а на поддержку семьи. В частности, речь идет о поддержке детей-сирот, о жилье для выпускников интернатов, о малых групповых домах, которые должны обеспечить тяжелобольных детей близкими к семейным условиям.

«Начиная с прошлого года уже закрылось около 50 интернатов»

От второго этапа реформы ожидают большего количества закрытых интернатов и уменьшения числа детей, которые попадают в такие заведения.