Заблокируют ли в России Facebook и что нужно знать о битве за Рунет — разговор с исследователем спецслужб и интернета
Российское агентство интернет—цензуры Роскомнадзор провозгласила, что одержит победу над мессенджером Telegram за неделю —то ли приурочив это к инаугурации Владимира Путина, то лико Дню Победы 9 мая.
Могут ли заблокировать в
России Facebook
Российское агентство интернет-цензуры Роскомнадзор провозгласила, что одержит победу над мессенджером Telegram за неделю —то ли приурочив это к инаугурации Владимира Путина, то ли ко Дню Победы 9 мая.
С 16 апреля российское государство пытается заблокировать популярный сервис —тот не предоставил по требованию ФСБ доступ к ключам шифрования сообщений. Владелец мессенджера Telegram и основатель соцсети «ВКонтакте» Павел Дуров прилагает максимальные усилия, чтобы обойти блокировку. В то же время из-за действий Роскомнадзора время от времени нарушается работа других сервисов —блокируются IP-адреса Yandex, Liveinternet, Facebook и Twitter, но иногда выходят из строя банковские сервисы и способы оплаты, как, например, онлайн-покупка билетов.
Соавтор книги «Битва за Рунет» Андрей Солдатов —независимый российский журналист, который исследует российские спецслужбы и новые технологии, пояснил Громадскому, как конфликт Роскомнадзора и Telеgram влияет на общество и политику, насколько способными оказались российские спецслужбы, как ведут себя в этой ситуации крупные западные технологические компании, а также что нужно знать проПавла Дурова.
Что блокируют вместо Telegram и кто следующий?
Мы наблюдаем за действительно монументальной битвой. Несколько дней назад случайно заблокировали «Яндекс», «ВКонтакте» и «Одноклассники». Многие проблемы испытывают банки и компании, предоставляющие онлайн-сервисы, которые не имеют никакого отношения к Telegram или к политике. Так происходит потому, что Telegram меняет IP-адреса, со своей стороны Роскомнадзор пытается блокировать абсолютно все, что использует сервис.
Здесь есть хорошая и плохая новость: с одной стороны Дуров смог сделать эту историю больше, чем просто история о Telegram. Сегодня многие люди в России узнали об этом, потому что сами испытали проблемы с доступом к сервисам, которыми привыкли пользоваться.
С другой стороны Роскомнадзор, устроив такое масштабное побоище, не выглядит таким простым, как мы полагали. Если он сможет выдержать давление со стороны бизнеса в течение еще недели или двух, это позволит после Telegram взяться за другие платформы. Роскомнадзор теперь находится в тяжелой с точки зрения пиара ситуации, политические риски для него минимальны. Итак, можно взяться даже за Facebook. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров уже намекал в интервью, что следующей целью может стать именно эта соцсеть.
Возмущает ли запрет российское общество?
На самом деле, несмотря на большой шум в СМИ, создается впечатление, что даже сообщество людей, которые активно пользуются интернетом, разделились на два лагеря. В одном люди очень обозленные —страдают их бизнес, и таких немало. В то же время второй лагерь уже успел забыть о Telegram, с тех пор тот стал менее доступным.По последним данным, около 76% пользователей Telegram-каналов ушли из них и прекратили их читать. А значит, неполитическая часть аудитории не стала бороться за доступ. Стратегия привлечения других глобальных платформ, к которой прибегнул Павел Дуров, привела к тому, что множествосреднихи малыхбизнесов разозлились не только на Роскомнадзор, но и на сам Telegram. Они считают, что стали неким «побочным потерями». Следовательно, нельзя сказать, что все российское общество сегодня поддерживает Telegram.
Ведут ди технологические гиганты, такие как Facebook и Google, переговоры с российскими властями?
Эти переговорыдействительно происходят, поэтому, уРоскомнадзора есть хороший повод, чтобы вести эти переговоры, поскольку Россия требует от глобальных платформ сотрудничать в блокировании Telegram. К сожалению, пока мы имеем информацию только от самого Роскомнадзора. Пока глобальные платформы молчат, Роскомнадзор выдает радостные заявления, что, хотя и есть проблемы с Amazon, Google с ними сотрудничает. Что это значит? Правда ли это? Проверить нельзя —Google никак это не комментирует. Ситуация сложная, но, очевидно, для глобальных платформ это большая проблема. Так как, еще месяц такого «хайпа», который сегодня происходит в российском интернете, и политические риски от блокировки того же Twitter или Google станут еще меньше.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Как распознать бота в Twitter — интервью с экспертом
Что надо знать о создателе Telegram ПавлеДурове
Павел Дуров —крайне интересный персонаж, у него длиннаяисториявзаимоотношений с российскими спецслужбами. В прошлом он неоднократно доказывал, что не слишком склонен к сотрудничеству с ФСБ. Когда были протесты в Москве, он отказался закрыть протестные группы «Вконтакте», а когда началась Революция Достоинства и ФСБ требовало предоставить данные активистов Майдана, он тоже не согласился. А когда за это его выгнали из «Вконтакте», он запустил Telegram.
Все же он довольно противоречивая фигура. Да еще и пытается представить собственную битву с Роскомнадзор большой политической историей. С другой стороны, возникает ощущение, что он не до конца понимает, какие ставки в этой игре, ведь они значительно выше, чем запрет его мессенджера. К примеру, неделю назад он сделал громкое заявление, что российские спецслужбы подрывают национальную безопасность РФ и атакуют сервис, в общем нейтрально относится к российской власти, заставляя его пользователей переходить на мессенджеры, подконтрольные правительству США, например WhatsApp.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 причин,почему соцсети становятся опасными
Конечно, такая терминология —сервисы, подконтрольные американской власти, —это кремлевское понимание информационной безопасности и вообще того, как работает интернет. Напомню, Путин говорил, что интернет придумали в ЦРУ. И спасать сервис, нападая на другие, не совсем уместно. Тем не менее, сейчас эта борьба выполняет роль такого звонка, что разбудил много российских пользователей, и они наконец поняли, что в течение пяти лет в России происходит цензурированиеинтернета.
- Поделиться: