Зарплата дисциплинарных инспекторов создает коррупционные риски в работе Высшего совета правосудия — глава ВС

В штате Высшего совета правосудия недавно создали службу дисциплинарных инспекторов, которая будет готовить заключения о том, есть ли в действиях судей состав дисциплинарного проступка. Без этих заключений невозможно рассматривать дисциплинарные жалобы в отношении судей. Однако в процедуру отбора инспекторов заложены коррупционные риски.

Об этом в интервью hromadske заявил глава Верховного Суда и член ВСП Всеволод Князев.

Высший совет правосудия (ВСП) может привлекать к ответственности, отстранять и увольнять судей. Однако члены ВСП могут оценить проступок судьи только после анализа и выводов от дисциплинарных инспекторов.

О создании службы дисциплинарных инспекторов объявили 8 февраля 2023 года. Согласно закону о порядке назначения членов ВСП и деятельности дисциплинарных инспекторов, службу дисциплинарных инспекторов должны сформировать на основе конкурса. Однако в связи с военным положением формировать штат было решено без этой процедуры. Конкурс состоится, но по окончании войны.

По мнению Князева, есть проблемы в процессе создания службы, в частности, из-за заложенных в законодательстве норм.

«Меня лично беспокоит в этом законе, что заработная плата дисциплинарных инспекторов находится на уровне государственного служащего категории В. Это значит, что "на руки" человек будет получать 17 тысяч гривен и при этом оценивать дисциплинарные проступки судей апелляционной инстанции, Верховного Суда и т.д.», — сказал Князев.

Несмотря на такую зарплату, требования к дисциплинарному инспектору высоки: необходимость 7-летнего стажа работы в должности судьи, прокурора или адвоката.

«Пойдет ли профессиональный, грамотный адвокат работать на 17 тысяч гривен? Или судья? Если кто-нибудь пойдет на эти должности, то какова будет цель этой работы? Не пойдут ли туда люди, чтобы зарабатывать деньги иным образом? Я конечно не говорю обо всех кандидатах: уверен, что будут добропорядочные, которые придут работать ради идеи», — отметил глава Верховного Суда.