Здоровье превыше веры? Как карантин испортил тысячам иудеев планы на празднование нового года

Люди в защитных масках на лице на рынке Махане Иегуда перед празднованием Рош ха-Шана в Иерусалиме, Израиль, 17 сентября 2020 года
Люди в защитных масках на лице на рынке Махане Иегуда перед празднованием Рош ха-Шана в Иерусалиме, Израиль, 17 сентября 2020 годаEPA / ABIR SULTAN

Украина накануне еврейского нового года запретила въезд всем иностранцам, включая хасидов. Из-за коронавируса один из главных иудейских праздников в этом году будет отмечаться совсем по-другому во всем мире. Тем не менее около тысячи хасидов, находящихся на белорусско-украинской границе, все еще отказываются в это верить и до последнего надеются, что им все же позволят отметить Рош ха-Шана в Умани, у могилы цадика Нахмана.

Израиль, который обращался к украинским властям с призывами вообще отменить уманские празднования в этом году, уже позаботился о том, чтобы минимизировать риски распространения коронавируса у себя. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху объявил о новом трехнедельном локдауне. В каком формате иудеям теперь придется отмечать один из своих главных праздников?

Праздник без празднования?

«Есть яблоки с медом на Рош ха-Шана — еврейская традиция, символизирующая сладкое начало нового года. Но в Израиле накануне праздника преобладает горечь: страна сталкивается со вторым общегосударственным локдауном, который должен остановить бурную вспышку коронавируса», — пишет агентство Associated Press о настроениях накануне праздника.

С наступлением сумерек 18 сентября иудеи будут отмечать 5781-й новый год, а за несколько часов до этого в Израиле начинает действовать жесткий карантин. Он захватит и Йом Кипур — еще один большой иудейский праздник в конце сентября.

Человек в защитной маске на лице прогуливается на рынке Махане Иегуда перед празднованием Рош ха-Шана в Иерусалиме, Израиль, 17 сентября 2020 годаEPA / ABIR SULTAN

Ежедневно в стране фиксируют тысячи случаев инфицирования. Весной жесткий карантин действительно помог Израилю на время взять эпидемию под контроль, и теперь власть снова возвращается к этому сценарию. Тем более, что в прошлый раз самые крупные вспышки фиксировали именно в религиозных общинах, в частности — среди ультраортодоксов, которые просто пренебрегали карантином.

Традиционно Рош ха-Шана — это большие собрания в синагогах, громкие и массовые празднования, обязательные походы в гости. Но теперь израильтянам снова нельзя будет без надобности покидать дома, удаляться от них более чем на 500 метров (разве что в супермаркет или аптеку). Школы и торговые центры закроются. Поездки на работу — только при необходимости.

Собираться можно будет группами до 10 человек в помещении и до 20 на свежем воздухе. Синагоги пообещали не закрывать, но количество посетителей будет четко регулироваться. Исключение составляет лишь Большая синагога в Иерусалиме — ее закрывают впервые за 60 лет (она была открыта даже весной, когда другие религиозные заведения были закрыты). А для остальных синагог установлено правило: если помещение достаточно большое и имеет два входа, то одновременно можно будет запускать даже до 60 человек, но молиться — только в группах по 10.

Мужчина читает газету в закрытом кафе в торговом центре в Тель-Авиве, Израиль, 5 мая 2020 годаEPA / ABIR SULTAN

Барам и ресторанам работать на время карантина запретили. Но тель-авивские бары уже придумали, как обойти ограничение — владельцы заведений провозгласили их синагогами.

Это не единственный жест протеста. Израильтяне также собираются у резиденции Нетаньяху и требуют его отставки — во-первых, из-за связанных с ним коррупционных скандалов, во-вторых — из-за карантина, который слишком дорого обходится стране и не приносит, по мнению протестующих, желаемого результата.

Как подсчитали в Министерстве финансов Израиля, новая изоляция будет стоить экономике страны по меньшей мере $1,9 млрд.

Хасиды на улице Пушкина в Умани в канун наступления Рош ха-Шана 14 сентября 2020 годаАлександр Хоменко / hromadske

Онлайн спасает?

Облегчить жизнь иудеям на время локдауна в Израиле и частичных ограничений в других странах взялись религиозные организации и движения. Например — представители направления хабад в хасидизме.

Они не просто призывают иудеев по всему миру из окон своих домов или во дворах трубить в традиционные праздничные шофары — церемониальные бараньи рога, но даже создали онлайн-курс о том, как делать это правильно. На сайте chabad.org можно прослушать бесплатный (или за благотворительное пожертвование) курс «Звук и дух», где раввин Чанох Каплан, глава хабада в одном из округов штата Нью-Джерси, все расскажет и покажет. А еще есть онлайн-приложение, благодаря которому можно скооперироваться с верующими, живущими неподалеку, и трубить в шофар синхронно. Если шофара дома нет, его можно приобрести и тоже онлайн.

Вспышки коронавируса весной случались среди ортодоксальных еврейских общин и в США, особенно в Нью-Йорке и Нью-Джерси. Поэтому большинство синагог в Америке в Рош ха-Шана предлагают присоединиться к службам онлайн — будут трансляции в Zoom, Facebook или YouTube. Впрочем, для некоторых ультраортодоксальных общин использование гаджетов на такие большие праздники недопустимо, поэтому офлайн-службы тоже будут, но укороченные и только с масками и социальным дистанцированием.

Хасиды на могиле основателя хасидизма цадика Нахмана в Умани 14 сентября 2020 годаАлександр Хоменко / hromadske

Лаура Эдкинс, писательница и редактор из Нью-Йорка в своей колонке для Washington Post пишет, что не стоит сильно опасаться новой вспышки коронавируса из-за проведения служб. Она утверждает, что установленные карантинные ограничения и особенно возможность проводить богослужения на улице несколько успокаивают такую тревогу.

«Я зарегистрировалась на службу под открытым небом в синагоге в Нью-Джерси, и благодаря правилам, установленным в ней, я не слишком переживаю, что я что-то там подхвачу. Но меня очень беспокоят продолжительные разговоры без масок на улицах, которые характерны для праздников в наших общинах, а также общие традиционные обеды с друзьями и родственниками, приехавшими из других штатов и городов», — объясняет Эдкинс.