Женские обязанности — готовить пищу, а мужские — зарабатывать деньги? Опрос украинцев о гендерных ролях и стереотипах

Большинство украинцев до сих пор считают приготовление пищи и домашние дела «женскими» обязанностями, в то же время зарабатывать больше денег должны мужчины.

Об этом свидетельствуют результаты опроса социологической группы «Рейтинг».

64% опрошенных заявили, что женщины чаще в их паре готовят, и 56% опрошенных заявили, что домашними делами тоже чаще занимаются женщины. В то же время 32% заявили, что готовят пищу поровну и мужчина, и женщина, а 40% сказали, что занимаются домашними делами поровну.

По поводу воспитания детей половина опрошенных отметили, что этим занимаются оба. В то же время 41% респондентов утверждали, что это чаще делает женщина.

Также примерно половина опрошенных отметили, что распоряжение бюджетом и организация отдыха является обязанностью как мужчины, так и женщины. В то же время треть отметила, что в вопросах досуга и финансов чаще управляют женщины.

«Поскольку семье и домохозяйству женщины уделяют больше внимания и это является их "работой", то, соответственно, они и распоряжаются. Стереотип "мужчина руководит на работе, женщина — дома" частично сохраняется», — заключают социологи.

Кроме того, 63% отметили, что в их паре нет четкой роли главы и они совместно решают дела. О том, что главой является мужчина, отметил 21%, что женщина — 14%.

По мнению 20%, зарабатывают в их паре оба одинаково. В то же время 13% сказали, что зарабатывает больше женщина, а 65% — что мужчина. Социологи объясняют такие результаты тем, что профессиональная реализация до сих пор считается долгом и необходимостью именно мужчин. Кроме того, социологи отмечают, что за последние пять лет постепенно уменьшается количество тех, кто говорит, что в их паре чаще готовит еду и воспитывает детей женщина, а также растет число тех, кто говорит, что главенство в семье — это общее дело.

«По сравнению с 2015 годом возросло количество тех, кто утверждает, что больше зарабатывает мужчина, в прошлом году наблюдалась обратная тенденция. Домашние дела благодаря развитию технологии и бытовых сервисов требуют с каждым годом все меньше времени, а новая норма маскулинности предусматривает, что отец больше включен в процесс воспитания, а не только является "экономическим" придатком в семье», — объясняют в социологической группе.

Кроме того, наличие детей в паре влияет на распределение ролей. Те, у кого они есть, относительно чаще говорили, что приготовление пищи является обязанностью женщины, а заработок денег — мужчины. Эпидемия коронавируса повлияла на увеличение времени, которое тратят семьи с детьми на воспитание и приготовление пищи. Особенно часто об этом отмечали именно женщины: 42% говорили, что стали тратить больше времени на детей, 34% — на приготовление.

О неравенстве между мужчинами и женщинами

56% опрошенных считают, что в Украине очень редко проявляется неравенство между мужчинами и женщинами. Зато 35% убеждены, что неравенство довольно распространено. Последняя мысль относительно чаще встречается среди женщин, чем среди мужчин.

По поводу карьерного роста 50% считают, что у мужчин и женщин одинаковые возможности. Несмотря на это, 34% заявили, что у мужчин есть преимущества в построении карьеры; 12% считают, что у женщин есть карьерные преимущества.

Также 45% говорят, что возможности в сфере оплаты труда одинаковые у женщин и у мужчин, в то же время столько же считают, что у мужчин здесь больше возможностей. О женщинах так говорили лишь 7% респондентов.

Относительно возможностей в политике 54% говорили о лучших возможностях для мужчин, 37% — для обоих полов и только 6% — для женщин.

Гендерные стереотипы о мужчинах и женщинах

75% согласились, что мужчина должен полностью обеспечивать семью, 65% — с тем, что в женском коллективе больше ссор, чем в мужском, 64% — с тем, что главное призвание женщины — родить ребенка, 58% — с тем, что успешная карьера важнее мужчинам, чем женщинам.

Утверждения о том, что мужчины лучшие руководители и что женщина несет ответственность за нежелательную беременность больше, чем мужчина, получили больше негативных отзывов, в то же время 35-40% с этим согласились.

Больше всего респонденты не соглашались с тезисами, что женщина должна слушаться мужчину, что роль домохозяйки — полноценная реализация для женщины и что мужчины обычно умнее женщин.

Подробнее об опросе

Опрос проводился 27-28 февраля. Опросили 1500 респондентов от 18 лет и старше во всех областях Украины, кроме временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса. Выборка репрезентативна по возрасту, полу и типу поселения. Метод опроса: CATI на основе случайной выборки мобильных телефонных номеров. Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 2,5%.