Жизнь украинцев в ​​Сербии: широкая поддержка от правительства и осторожные разговоры о войне

Watch on YouTube

Нови—Сад — столица сербского автономного края Воеводина.Именно здесь проживает больше всего местных украинцев, и не только их: всего край населяет 26 нацменьшинств, а официальных языков здесь целых шесть.Поэтому здесьнацменьшинства располагаютширокими правами, однако в контексте российского влияния на государствоне обо всем здесь можно говорить прямо и открыто.

Нови-Сад — столица сербского автономного края Воеводина.Именно здесь проживает больше всего местных украинцев, и не только их: всего край населяет 26 нацменьшинств, а официальных языков здесь целых шесть.Поэтому здесьнацменьшинства располагаютширокими правами, однако в контексте российского влияния на государствоне обо всем здесь можно говорить прямо и открыто.

Национальные меньшинства в Сербии имеют свой орган — НациональныеСоветы.

В Сербии, согласно переписи населения 2004 года,проживаетболее 5 тысячукраинцев.В основном, они живут в автономном крае Воеводина и в столице Белграде.После свержения режима Слободана Милошевича

«Работа Нацсоветовполностью финансируется из бюджета Сербии.Они имеют полномочия касательноинформирования, образования, культуры наукраинском языке.Решают все вопросы, касающиеся нацменьшинства»,— пояснил Мирослав Гочак, бывший глава Всемирного конгресса украинских молодежных организаций.В этом году он вновьбаллотировался: кроме него, в Нацсовет прошло еще четыре человека изего списка.

Мирослав живет в Нови-Саде— это административный центр Воеводины и второй по величине город Сербии (после Белграда).Он объясняет, что в Сербии нацменьшинствам даже разрешено использовать родной язык как служебный, если они проживают компактно. Украинцы же живут более рассредоточенно.

«Исторически на этих просторах нацменьшинств было очень много.Вы можете проехать пять сел — и каждое следующее будет населять другое меньшинство: македонское, сербское, венгерское, словацкое, румынское»,— рассказывает Мирослав.

Бывший председатель Всемирного конгресса украинских молодежных организаций в Сербии Мирослав Гочак, Нови-Сад, сербский автономный край Воеводина, 26 ноября 2018. Фото: Люда Корниевич / Громадское

«Информация об Украине в СМИ идет через Москву»

Подруга Мирослава, Мария Виславски, работает ведущей на местном телевидении.Еженедельно она рассказывает о событиях, касающихся украинской общины в Сербии, на украинском языке. Однако новостей из Украины формат программы не предусматривает.

«Как украинка я, конечно, слежу [за новостями].Но программа наша не предусматривает освещение событий в Украине»,— говорит она.

Не под запись рассказывает о выпуске программы в марте 2014-го, посвященноманнексии Крыма. Мария той работой гордится.В студии был посол Канады в Украине Роман Ващук, через Skype присоединился председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.После того подобныхвыпусков «Украинской панорамы» не было.

Мария Виславски (справа) работает ведущей на местном телевидении в Нови-Саде и на украинском рассказывает о событиях, касающихся украинской общины в Сербии. Фото предоставлено Громадскому Марией Виславски

Мирослав объясняет, что Сербия находится под весьма существенным влиянием России, и поэтому даже в общенациональных медиа информацию об Украине подают из российских источников.

«Информация об Украине почему-то идет всегда через Москву, и это большая проблема.Сербские СМИ сразу публикуют ее, не проверяя.Но увеличивается количество наших сербских друзей, которые знают реальную ситуацию об Украине и рассказывают об этом»,— говорит он.

Сами украинские иммигранты мало интересуются внутриполитическими вопросами Украины, а об Олеге Сенцовеили других политзаключенных знают немного, делится Мирослав.Впрочем,он утверждает, что руководители общины и активисты всегда отстаивают позицию Украины и делают все возможное, чтобы лоббировать ее интересы.Однако не всегда открыто и прямолинейно.

«Понятно, в какой мы стране живем,— объясняет он.—Общинапытается, но так, чтобы не навредить себе.Они являются гражданами Сербии, и в некоторых моментах надо быть осторожными, чтобы не навредить».

Противостоять российскому влиянию можно, создав информационный портал на языках региона, считает Мирослав:«Я лично разговаривал на эту тему в Министерстве информационной политики.Информационный портал, подающий информацию об Украине на языках южнославянских стран, может быть противодействием российской пропаганде на Балканах».

Нови-Сад, сербский автономный край Воеводина, 26 ноября 2018. Фото:Люда Корниевич / Громадское

Нови-Сад, сербский автономный край Воеводина, 26 ноября 2018. Фото:Люда Корниевич / Громадское

Нови-Сад, сербский автономный край Воеводина, 26 ноября 2018. Фото:Люда Корниевич / Громадское

«Украина помогает меньше, чем Сербия»

О том, как помогает общине Украина, Мирослав рассказывает без энтузиазма.Другая ситуация — с Сербией.

«Если сравнить эту поддержку с украинской, можно сказать, что Украина почти ничем не помогает.Хотя в последние годы начали какие-то проекты поддержки, но в процентах это очень мало по сравнению с Сербскимгосударством.В 2017 году Сербия выделила на нужды и деятельность украинцевздесь 105 тысяч евро»,— говорит он.

В то же время, по его мнению, это не влияет на отношение диаспоры кУкраине— связи с родиной до сих пор крепки, благодаря сотрудничеству с несколькими западными областями, Министерством информации или Министерством молодежи и спорта Украины.Однако украинской дипломатией на высшем уровнеон не очень доволен.Когда президент Петр Порошенко приезжал в Сербию в середине лета, с общином он так и не встретился.Мирослав считает, что такой жест президент должен был сделать.

«Первое, что нужно сделать, — это встретиться с общиной.Когда кто-приезжает — президент или министр — это должно иметь место.Украинцы за рубежом пропагандируют все украинское, они являются лоббистами интересов Украины и работают на ее положительный имидж.Встретиться с людьми — это некая форма благодарности. Украинская дипломатия, возможно, этого не очень понимает»,— убежден Мирослав.