На Западе завершить войну в Украине все чаще предлагают по модели «земля в обмен на НАТО» — FT

В западных внешнеполитических кругах уже более 18 месяцев обсуждают «германскую модель» для завершения войны в Украине. Она предусматривает, что Украине предложат вступить в НАТО без оккупированных территорий, которые она должна согласиться вернуть дипломатическим путем.

Об этом пишет Financial Times.

Издание отмечает, что несмотря на то, что Украина остается преданной идее отвоевать все свои территории, ей действительно не хватает военных, оружия и поддержки Запада.

Поэтому западные дипломаты и все чаще украинские чиновники высказывают мнение, что «существенные гарантии безопасности» могут стать основой для завершения войны. По такому сценарию россия хоть и сохранит де-факто контроль над захваченной территорией, де-юре эти земли будут считаться частью Украины.

FT объясняет, что это будет «молчаливое согласие» на то, что Украина согласится вернуть оккупированные территории дипломатическими средствами в будущем. Впрочем, такой вариант до сих пор остается табу для украинцев, по крайней мере публично, добавляет издание.

Во время своего визита в США президент Владимир Зеленский повторил свой призыв к ускоренному вступлению Украины в НАТО. Однако проблема в том, отмечает FT, что США против выхода за пределы согласованной позиции Альянса о том, что Украину пригласят, «когда союзники согласятся и будут выполнены условия».

В НАТО прежде всего опасаются, что предоставление Украине гарантий взаимной обороны согласно статье 5 до окончания войны втянет союзников в войну с россией, объясняет FT.

В то же время бывший генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг обратил внимание на то, что гарантии безопасности, которые США предоставляют Японии, не распространяются на Курильские острова, четыре из которых Токио считает своими, но контролируются они москвой после захвата Советским Союзом в 1945 году.

Он также упомянул о Германии, которая присоединилась к НАТО в 1955 году, несмотря на то, что была разделена. То есть только Западная Германия была прикрыта «зонтиком НАТО».

«Западногерманскую модель» для Украины одним из первых на Западе предложил бывший помощник госсекретаря США по делам Европы Дэн Фрид. Мнения в пользу такого варианта высказывали бывший посол США в НАТО Курт Уолкер и бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен.

Теперь эта идея набирает популярность и в официальных кругах. Принять Украину в НАТО в пределах контролируемых ею территорий предложил президент Чехии Петр Павел.

Однако большинство сторонников этой концепции признают, что россии она не понравится, а скептики опасаются, что это может спровоцировать только новую эскалацию.

Американский историк Холодной войны Мэри Саротт в статье для Foreign Affairs выразила мнение, что условия членства Украины в НАТО можно адаптировать в соответствии с «индивидуальными обстоятельствами».

Так, она считает, что Украина должна определить военную оборонную границу, согласиться не размещать на постоянной основе войска НАТО или ядерное оружие на своей территории, если ей не грозит нападение, и отказаться от применения силы за пределами своей временной границы, кроме случаев самообороны.

Другие аналитики утверждают, что Западная Германия является плохой параллелью, поскольку ее границы, хоть и временные, были признаны обеими сторонами. В Украине же за них борются каждый день.

Существует также большой вопрос о том, будут ли США и европейские союзники готовы взять на себя военные обязательства, необходимые для защиты Украины. В то время как Франция поддержала идею скорейшего вступления Украины в НАТО, канцлер Германии Олаф Шольц решительно выступил против, опасаясь, что его страна может быть втянута в новую войну против россии, отмечает FT.

Напомним, ранее Financial Times со ссылкой на европейских дипломатов написало, что Сибига обсуждал с западными коллегами возможность компромисса для урегулирования российско-украинской войны. В этом он якобы был более «прагматичен», чем его предшественник Дмитрий Кулеба. Однако в Министерстве иностранных дел опровергли эту информацию.

Опрос, проведенный в августе, показал, что 32% украинцев считают, что начинать переговоры с россией по прекращению войны можно только после освобождения всех территорий. В то же время 20% готовы к переговорам даже сейчас.