Содержание
Лисичанск. Потерянная Колыбель Донбасса
hromadske

«Почему-то, когда я там жил, город казался мне таким мрачным и серым, а сейчас в воспоминаниях он зеленый и приятный. Наверное, начинаешь ценить, когда теряешь… Кажется, что это был какой-то рай», — рассказывает военнослужащий Руслан Кладков.
Мужчина родом из Лисичанска Луганской области. Ради защиты родного города надел военную форму и взял в руки оружие. Однако удержать его Вооруженным силам не удалось. Оккупация — уже четвертая для Лисичанска за последнее столетие — продолжается и по сей день.
Большая деревня
Лисичанск — родной город для Руслана. Здесь он родился, рос, встретил юность и строил семейную жизнь. С детства любил дикие пляжи на Северском Донце. С друзьями ходил туда купаться и ловить рыбу. Помнит Руслан и опасные развлечения. Так как это шахтерский край, там много терриконов, на которые еще мальчиком он любил вылезать.
«Город расположен на холмах, и когда наступает весна и начинает таять снег, то бежит много ручейков. И мы, когда были маленькими, запускали по тем ручейкам спички. Это были как те кораблики. И мы бегали за ними. Это очень такие теплые воспоминания».
Годом основания города на правом берегу Северского Донца считают 1710 год. Именно тогда в урочище, которое называли Лисья Балка или Лисий Байрак, поселились запорожские казаки. Они контролировали переход через Северский Донец Кальмиусской сакмы — одного из трех основных путей из Крыма в Московское государство.
Современный Лисичанск сформировался в середине 1960-х годов. Перепись населения в 2001 году насчитала в городе почти 115 тысяч жителей, 30% из которых составляли россияне.
Город не отличается архитектурой во время советской индустриализации. Поэтому большинство пятиэтажек — обычные «хрущевки».
В некоторых районах города был европейский след. Как вспоминает Руслан Кладков, было в Лисичанске «наследие Бельгии». Европейские инвесторы, которых интересовал этот промышленный городок, в XIX веке построили здесь больницу из красного кирпича и целый жилой район. Правда, местные власти не уделяли внимания сохранению памятников, поэтому последние воспоминания мужчины об этой архитектуре — как о заброшенной.
«Лисичанск хоть и второй по размеру город в Луганской области, но на самом деле он очень вытянут, поэтому разбит на несколько районов. И они очень разные, непохожие между собой. Каждый — как маленькая деревня. Там все друг друга знали».
У семьи Кладковых двое деток. Больше всего они любили зиму, ведь в этот сезон родители водили их кататься на горку.
Там, возле Памятника на месте основания первой шахты Донбасса, была горка, куда дети ходили кататься: на санках, пакетах, просто в куртке — кто на чем. Там мы с детьми также лепили снеговиков.Руслан Кладков, военнослужащий
В воспоминаниях Руслана остался и Центральный парк — хоть и маленькое, но красивое и уютное место, где он с семьей часто проводил время. А еще помнит фонтан на центральной площади, возле которого собиралась молодежь — бывало по несколько сотен человек одновременно.
Рядом с кинотеатром «Дружба» был парк молодежной культуры для скейтеров и беймиксеров. Его построили местные предприниматели вместе с общественными организациями. Местная же власть внимание молодежи не уделяла, говорит Руслан, наоборот — «вставляла палки в колеса». Почему? Городом управляли пророссийские силы, которых интересовали только собственные интересы.
Лисичанск — в каждом доме
Лисичанск называли «Колыбелью Донбасса» из-за большого количества промышленных объектов. Среди крупнейших — Лисичанский нефтеперерабатывающий завод — второй по мощности в Украине — и «Лисичанскуголь» — большое угольное соединение, где было много шахт.
Не менее значим и Лисичанский содовый завод, выпускавший кальцинированную и каустическую соду. В моменты расцвета завод считался вторым по мощности в Европе.
Лисичанцы также помнят большой стеклянный завод, где производили не только стекло, но и изделия из хрусталя, картины под стеклом и т.д. А еще в городе был завод жидких газов — там было производство аргона, ксенона и т.д.
Еще у нас была фабрика елочных украшений. Знаю, что в Украине две такие: одна у нас, и одна во Львове. Поэтому лисичанцы определенным образом были причастны к каждому дому в нашей стране.Руслан Кладков, военнослужащий
Несмотря на важное значение такого промышленного центра для Украины, еще до войны фабрики и заводы приходили в упадок, шахты закрывались. При господстве в Лисичанске «Партии регионов» предприятия были проданы россии якобы под инвестиции, но никаких средств никто в их развитие не вкладывал.
Когда промышленность начала приходить в упадок, местные переключили внимание на создание собственных небольших предприятий. И, по словам Руслана, до начала войны в 2014-м бизнес в Лисичанске активно процветал.
«Да даже, как говорится, собачьей будки негде было арендовать. Были рынки, кафетерии, магазины. Лисичане ездили по разным городам Украины и в ту же Москву — возили туда товары, привозили оттуда... Люди увидели, что бизнес может давать прибыль».
У Руслана с женой тоже был свой бизнес — несколько кафе, а также база отдыха, где сдавали в аренду места с мангалом. Семья жила в достатке, имела в собственности две квартиры. У них было все, о чем мечтали.
Четвертая оккупация
Лисичанск — украинский город, который больше всего знаком с оккупацией. Во время Второй мировой войны его дважды захватывала немецкая армия. Тогда город понес большие потери — как человеческие, так и архитектурные.

В 2014 году его оккупировали россияне. В городе был проведен псевдореферендум за отделение от Украины. Украинский флаг снова взвился над городом через 102 дня.
«В 2014-м я уезжал, потому что был проукраински настроен. А поскольку город небольшой, все меня знали, и коллаборанты сразу меня стали искать», — рассказал Руслан Кладков. Выехал он в Киев, где активно принял участие в протестах на площади Независимости.
Новая попытка россии захватить промышленный городок пришлась уже на полномасштабное вторжение. До этого времени Лисичанск все еще остается под оккупацией.
23 февраля мы праздновали день рождения дочери… Все как у всех. Гости пошли домой, мы уложили детей, убрали и легли спать. Ночью позвонила подруга жены. С телефона мы услышали звуки самолетов и взрывы.Руслан Кладков, военнослужащий
Детей супруги увезли за границу к бабушке, а сами поехали на службу. Жена Руслана Карина на тот момент уже была действующей военнослужащей — работала в ТЦК. Руслан же присоединился к терробороне. Повидаться они смогли спустя полгода.

Боев за Лисичанск как таковых не было, ведь город расположен на господствующих высотах, окруженных холмами. Потому бои велись вокруг города. Руслан в составе 111 бригады ТрО участвовал в обороне вокруг Лисичанска — стоял на защите Червонопоповки, Кременной, Воеводовки, Северодонецка и Приволья.
«Были бои за Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Фактически это и были бои за Лисичанск. Он расположен на окраине — где-то в 15 км от города. Жаль, что мы его не удержали. Оттуда теперь будет очень сложно выбивать россиян, потому что там очень хорошие бомбоубежища».
Своими глазами Руслан видел первые разрушения города. Вспоминает, как артиллерийским огнем уничтожили детский культурный центр «Дом техники». Там также был центр с гуманитарной помощью, в подвале которого прятались люди. В то же время украинских военных, по которым могли бы целиться россияне, чтобы потом оправдать свою атаку, там не было, убеждает Руслан.
Испытывал какое-то опустошение. Я понимаю, что восстановить его не удастся. Многие там впервые начали заниматься танцами. Многие дети там впервые вышли на сцену. Туда ходили фотографироваться молодожены. Очень грустно.Руслан Кладков, военнослужащий
Позже Руслану удалось попасть в свою квартиру, когда он в Лисичанске помогал с эвакуацией раненых. В один мешок сбрасывал все, что видел. Точно помнит — забрал детские медицинские карточки и флаг, который шил еще на Евро-2012. В последний раз сфотографировался и, понимая, что он здесь в последний раз, покинул квартиру. Не закрывал, чтобы не ломали дверь.
Позже через соцсети Руслан узнал, что в одной из его квартир поселились оккупанты из высшего ранга. В другой сначала жила пьющая соседка, а впоследствии квартиру то ли разрушили, то ли разграбили (потому что Руслан видел кадры, где уже не было и окон).
Попасная не устояла. Она была полностью разрушена, поэтому город все-таки взяли. Были надежды, что мы удержим Лисичанск, потому что он на господствующих высотах, но нашествие было слишком велико.Руслан Кладков, военнослужащий
ВСУ отошли от Лисичанска 3 июля 2022 года — чтобы сохранить жизнь личного состава. Тогдашний глава Луганской ОВА Сергей Гайдай отметил, что военным удалось выйти из города без потерь и занять более укрепленные позиции.
Поскольку боев в самом городе не было, среди Северодонецка, Рубежного и Лисичанска последний пострадал меньше всего. Сейчас там есть районы без электричества, света, воды. Более всего страдают частный сектор и центральная часть города.
Кроме коммунальной инфраструктуры в городе разрушена часть многоэтажек и частных домов, отделение полиции. В некоторых районах продолжают жить люди.
Остались воспоминания, ключи и камешек
О родном Лисичанске Руслану напоминают ключи от квартиры и камень — кусок мрамора, который когда-то украшал центральный фонтан. Эти памятные вещи военный хранит и всегда держит при себе.
Женщина постоянно ссорится, что у меня какой-то хлам в рюкзаке, как у детей. Но они напоминают мне о Лисичанске — как упоминание о той жизни.Руслан Кладков, военнослужащий
Руслан Кладков продолжает нести службу в армии. В военной части он занимается правовой работой — проверяет соответствие предписаний и указов законодательству и консультирует военнослужащих по разным вопросам. Между тем, его жена занимается учетом, выдачей и списанием боеприпасов и оружия. Сейчас они вместе почти каждый день, однако детей видят только во время отпуска.

«В Лисичанске на турбазе у нас был небольшой огород. И мы с сыном там посадили немного огурцов, помидоров и перчиков. Хотели, чтобы дети видели, как растут овощи, как получать урожай. Сейчас, бывает, сын спрашивает: "А что там с нашим огородом?". Очень скучает по дому».
Руслан и Карина хотят вернуться в родной Лисичанск после победы и волнуются за безопасность — даже если город освободят, вокруг останется немало неразорванных снарядов. А разминирование может занять многие годы.
У города большие перспективы. Думаю, он как был промышленным, так и останется в будущем. Надо будет восстановить все заводы и предприятия и снова сделать из Лисичанского индустриальный центр. Люди научены, и многие хотят вернуться… Есть большая надежда, что скоро так и будет.Руслан Кладков, военнослужащий