Марат Гельман: Янукович как кандидат в президенты потерял поддержку Путина
10лет назад россиянин Марат Гельман активно работал на Виктора Медведчука и в качестве политтехнолога был вовлечен в политические процессы в Украине. Затем, уже в России, его связывали с командой серого кардинала Кремля Владислава Суркова. Его имя в политической среде Украины и России обросло мифами и даже некой скандальностью.
Сейчас Гельман демонстрирует отстраненность от политики, тем не менее, весьма пристально следит за тем, что происходит в Киеве. INSIDER решил выяснить, что он думает о сложившейся ситуации, роли России в ней и дальнейших перспективах протеста.
- Насколько российская власть будет более активно себя вести в отношении Украины после проведения Олимпиады? И является ли вообще Олимпиада таким сдерживающим фактором для Кремля?
- Если Олимпиада пройдет успешно для Владимира Путина, он почувствует это. И это хороший знак. Потому что сейчас, даже вне зависимости от Украины, он решает: если я вдруг двинусь в сторону Европы, то будет ли это движение успешным? Если он махнет рукой и решит: а, все равно там меня не понимают, меня там не любят, - то он будет выстраивать жесткую линию внутри страны и, соответственно, от него вообще ждать ничего хорошего нигде не стоит.
Если же он вдруг почувствует, что сделал что-то хорошее, что его за это похвалят, то будет другая ситуация. Насколько я понимаю, сейчас они (в Кремле, - INSIDER) пытаются играть в такую ситуацию, типа, мы с Европой вместе что-то будем решать. И главная претензия Путина заключается в том, что, мол, вы хотели без нас все это сделать? Вот без нас у вас не получится, теперь будете делать с нами.
- В контексте этого появившиеся аудиозаписи посла США - это дело российских спецслужб?
- У меня нет какой-то особой информации. Я не очень верю в украинские спецслужбы, в их оснащенность. Они, возможно, и хотели бы все это делать, но, думаю, у них для этого просто недостаточно инструментария. Подозрение о том, что это делают российские спецслужбы, с моей точки зрения, имеет основание.
Дело в том, что все спецслужбы очень подлые. Не важно какие - американские, европейские, израильские, украинские, русские. Они все нарушают законы, они все считают, что вправе залезть в вашу почту, слушать ваши телефоны. Единственное - раньше спецслужбы не сильно-то сливали свою информацию. Теперь же они стали заниматься активными действиями, они стали играть в свои игры, они начинают действовать, как самостоятельный субъект. И уже не важно, кто получил эти записи, эту информацию. Здесь, скорее, важно, кто эту информацию слил.
И это тяжелая ситуация, потому что происходит в условиях безвластия. Вроде бы до этого они кому-то подчинялись, а теперь они думают, что можно и не подчиняться и пытаться вести самостоятельную какую-то игру.
Как мне кажется, это сейчас самая тревожная новость для Украины.
- Вы думаете, что Янукович теряет контроль над вертикалью власти?
- Из того, что я понимаю, он уже потерял. Я знаю, как устроен этот механизм. Ведь эта власть, она даже не абсолютная власть. Это некая система добровольного подчинения одного другому.
Но как только была нарушена Конституция (а я считаю, что Виктор Янукович и правительство Украины нарушили Конституцию), они дали моральное право всем этим силовикам, всей вертикали не слушаться.
С моей точки зрения, он каждый день теряет власть. И в какой-то момент может оказаться, что он управляет своей секретаршей и своим водителем.
- А есть ли у него тогда в этой ситуации поддержка Владимира Путина?
- Нужно понимать, что есть несколько Януковичей. Относительно Виктора Януковича как нынешнего президента, то, думаю, Владимир Путин до самого последнего момента будет какие-то формальные вещи соблюдать.
А вот Янукович как будущий кандидат в президенты, думаю, в этой ипостаси он поддержку потерял. И потерял ее значительно раньше. Он же пытался играть с Путиным. Он понимал его интересы, понимал, как для Путина важно в его геополитической игре включить Украину. И Янукович Путина так по-пацански развел.
Играл им, играл на повышение ставок. Я думаю, что доверия к нему нет. Если раньше было понятно, что он наиболее реальный пророссийский кандидат в президенты, на которого можно ставить, сейчас этого нет. При этом я не понимаю, зачем Владимиру Путину на него ставить, когда украинская элита более чем договороспособна, и договориться Путин сможет со всеми.
- Тогда почему, например, официальные российские СМИ, которые являются голосом власти, откровенно стали на сторону Януковича?
- Дело в том, что Украина для России - это зеркало. Мы все в нее смотримся и что-то пытаемся понять про Россию, про варианты развития ситуации у нас. И, конечно, это для Путина, для меня, для других гораздо важнее, чем судьба Януковича.
Путин смотрит туда и видит возможный вариант развития ситуации у себя в стране. Ведь те законы, которые вызвали такую реакцию у вас, у нас уже давно приняты. Понятно, что разница в том, что Путин гораздо более популярная фигура, он не делает резких шагов, поворотов, в отличие от Януковича.
Но самое главное для него - это параллели между Майданом и Болотной площадью, и это перекрывает все остальные аргументы.
Точно это не из-за Януковича, а из-за того, что те люди, которые сопереживают Майдану, - это люди, которые у нас в России являются оппонентами Путина. Навальный становится еще более опасен для него, потому что он единственный из русских политиков, который общается как, с условно говоря, националистами, так и с либералами. Ведь Украина показала, что как только демократически настроенные люди и националисты выйдут на одну площадь свергать власть, то это реально становится опасным для власти. Поэтому в интересах Путина показать, что Майдан - это сборище ублюдков, что это бандиты.
- Поділитися: