Повышение налогов. Как правительство пытается мобилизовать украинскую экономику
Западные партнеры все активнее призывают Украину полагаться на свои силы. Если в начале года Украине удавалось финансировать бюджетные расходы по старинке (полнокровная помощь от Евросоюза и США в основном закрывала невоенные правительственные расходы), то уже в середине лета правительство признало, что имеет серьезные проблемы с финансированием оборонных расходов в течение года.
Поэтому 18 июля Кабинет Министров подал в Верховную Раду законопроект о повышении налогов для граждан и бизнеса. Цель правительства — аккумулировать дополнительные 500 млрд грн. для сектора безопасности и обороны, среди которых 125 млрд грн. планируют привлечь благодаря повышению ставок военного сбора, расширению сферы его применения, а также введению новых акцизов.
«Война идет уже третий год и каждый день нужно в среднем в 5,6 млрд грн», — объяснил логику законопроекта министр финансов Сергей Марченко в своей колонке.
Увеличение военного бюджета связано с усилением мобилизации военнообязанных мужчин, а это довольно дорогое дело. Так, еще в начале года, когда масштабы мобилизационной кампании только обсуждались, глава бюджетного комитета Рады Роксолана Пидласа оценила стоимость этой инициативы в 700 млрд грн, предусматривая мобилизацию 400-500 тысяч военнообязанных.
Кроме привлечения большего количества граждан и гражданок к службе в Силах обороны, правительство должно профинансировать и выполнение военных задач в этом году. В недавнем интервью для британской газеты Guardian главнокомандующий Вооруженных сил Александр Сырский заявил о существовании плана работы по целям в Крыму. А затем президент Владимир Зеленский поддержал идеи Сырского, отметив: «Украина имеет силу, чтобы достигать своих целей».
Как бы ни разворачивались военные действия в последующие месяцы, Зеленский планирует представить план достижения устойчивого мира до конца ноября. А это значит, что Силы обороны потребуют все новых расходов, пока мирные инициативы главы государства дадут хоть какой-то результат.
Это все стоит денег. В то время как сама идея повышения налогов для обеспечения стабильного финансирования Сил обороны споров практически не вызывает, предлагаемый правительством метод это сделать привел к горячим обсуждениям.
«Играть с военным сбором? Здесь много дискуссий», — отмечает Александр Паращий, руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital. Но добавляет: «Если нововведения бизнеса не убивают, то жаловаться ему на более высокие налоги как-то странно».
«Уже второй год подряд Минфин выходит в своем планировании из того предположения, что активные боевые действия закончатся к середине года, а этого не происходит, — говорит Дмитрий Боярчук, исполнительный директор экспертного центра Case Ukraine. — Сейчас Минфин в авральном режиме начинает что-то придумывать».
Как глубоко дойдет рука Минфина?
Нынешняя мобилизация бюджета началась с того, что правительство в первые месяцы 2024 года было вынуждено авансировать 6 миллиардов долларов на закупку необходимого вооружения и техники со следующих периодов.
«Причиной были задержки со снабжением оружия, которое обещали партнеры», — объяснили в Минфине.
И понеслось. Поднятие акциза на топливо с 1 сентября — и этот показатель будет расти до 2028 года. Верховная Рада поддержала этот шаг.
Далее правительство попросило Раду поднять акцизы на алкоголь, имея аналогичный план по акцизам на табак. На что Рада тоже согласилась.
Оба шага правительство объяснило необходимостью выполнять акцизные нормы Евросоюза. Однако эти меры и в помине не могут перекрыть потребность в дополнительных 500 млрд грн на оборону.
Первый этап повышения акцизов до европейского уровня может принести до конца года всего 16,9 млрд грн. Поэтому Кабмин пошел дальше и сейчас предпочитает, чтобы Верховная Рада поддержала такое повышение налогов:
- Повышение ставки военного сбора с 1,5 до 5%.
- Введение военного сбора для юридических лиц размером 1% от оборота (речь идет о юрлицах, являющихся плательщиками налога на прибыль, и плательщиками единого налога третьей и четвертой групп).
- Введение военного сбора для ФЛП, являющихся плательщиками единого налога первой, второй и четвертой групп, размером 5% от двух минимальных зарплат в месяц (требуется дополнительно уплачивать 800 грн).
- Установление военного сбора для ФЛП, являющихся плательщиками единого налога третьей группы, на уровне 1% от дохода.
- Военный сбор по ставке 5% стоимости операций физических и юридических лиц с банковскими металлами.
- Военный сбор по ставке 30% стоимости проданных ювелирных изделий.
- Военный сбор на уровне 15% при первой регистрации легковых автомобилей.
- Военный сбор по ставке 5% от продажи недвижимого имущества.
- Военный сбор для мобильных операторов в размере 5% от стоимости услуг.
- Ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль для предприятий, продающих горючее, из расчета 0,5 минимальной зарплаты на 1 кубический метр резервуаров для хранения горючего.
- Акциз на сладкую газировку по ставке 0,1 евро за литр.
- НДС для импортных товаров по цене свыше 45 евро и до 150 евро.
Уже в этом году Минфин хочет привлечь через эти инструменты 125 млрд грн, а в следующем — 342 млрд грн. Глава министерства Сергей Марченко призвал народных депутатов принять именно такие налоговые изменения: «Я рассчитываю на вашу поддержку и решительность. Обозначенная инициатива должна пройти полную процедуру: она будет рассмотрена в комитетах, двух чтениях в Верховной Раде».
Но поскольку даже такого существенного повышения налогов недостаточно, чтобы собрать дополнительные 500 млрд грн, Минфин ожидает в этом году заработать также на таких вещах:
75,8 млрд грн — перевыполнение плана доходов госбюджета в первом полугодии 2024-го (преимущественно из-за девальвации гривны);
65,7 млрд грн — экономия расходов на обслуживание государственного долга после достижения соглашения с иностранными кредиторами 22 июля;
- 220,1 млрд грн — от дополнительного выпуска Облигации внутренних государственных займов УкраиныОВГЗ (а впрочем, в изменениях в государственный бюджет Минфин все же просит учесть лишь 165 млрд грн от дополнительной продажи внутренних облигаций).
Вот так выглядит суровая реальность украинской системы государственных финансов в 2024-м. По оценкам Национального банка, дефицит госбюджета в этом году составит 23% ВВП, в то время как в Евросоюзе нормой считается цифра дефицита до 3% ВВП. Но ведь война — это война.
Только Министерство обороны дополнительно требует 373,7 млрд грн в этом году, преимущественно для выплаты зарплат военнослужащим и единовременной финансовой помощи в случае гибели или инвалидности украинских защитников. Остальные необходимые 500 млрд грн получат другие силовые ведомства — МВД, ГУР МО, СБУ.
«Дополнительная потребность составляет около 500 млрд гривен на 2024 год. Все эти средства нужны для Вооруженных сил и обеспечения их необходимыми денежными выплатами, а также оружием, дронами, оборудованием, медикаментами, для развития собственных мощностей с целью производства вооружения», — объясняют в Минфине.
Дмитрий Боярчук, экономист из Case Ukraine, не уверен, что правительственные инициативы помогут заработать 500 млрд грн для оборонного бюджета страны в этом году. Это же сомнение выражено в обращении аналитических центров в Кабинет Министров, где сказано, что правительственные финансовые планы выглядят сомнительно.
«Раньше мы видели, что иностранное финансирование составляло две трети бюджетных расходов, а в этом году все гораздо скромнее, — объясняет Паращий из Concorde Capital. — Надо показывать иностранным партнерам, что мы улучшаем самодостаточность, а не рассчитываем только на них».
НДС или не НДС?
Пока правительственный законопроект на рассмотрении в Верховной Раде, дискуссии о нем становятся все горячее.
Как стало известно hromadske, даже президентская партия «Слуга Народа» несколько критически оценивает предложенные Минфином идеи. Во-первых, политсила ожидает, что правительство отдельно представит законопроект для депутатов, ответит на все вопросы и возьмет на себя ответственность за повышение налогов.
Во-вторых, президентская партия все же хотела увеличить ставку основного бюджетообразующего налога — НДС — с 20 до 24%, а не повышать большое количество других налогов и сборов.
НДС — давно известный налоговикам инструмент, который они умеют администрировать, тогда как новые налоги — например акциз на сладкую воду — проблемны с точки зрения организации их сбора.
В конце концов повышение НДС все-таки подняло бы цену на товары, но граждане имели бы выбор — покупать знакомые вещи по большей цене или перейти на более дешевые аналоги. А когда повышается военный сбор для физических лиц, выбора не остается, и семейный бюджет несет тяжелую нагрузку.
Минфин же озадачивается, что повышение НДС ударит по пенсионерам и другим уязвимым слоям, поэтому предпочитает обложить дополнительными налогами само трудоспособное население.
«Трудно сказать, что будет менее болезненно для экономики, но я бы повышал ставку НДС и некоторые акцизы», — говорит инвестиционный аналитик Александр Паращий.
Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что нынешним правительственным идеям по наполнению бюджета существует очень хорошая альтернатива. Да, можно еще раз прибегнуть к налогообложению доходов банков по повышенной ставке — это мероприятие и бюджет пополняет, и финансовое состояние банковской системы оставляет в нормальном виде.
Так, в 2023 году ставка налогообложения доходов банков составила 50%, но в этом году ее снизили до 25%. Преимущество такого налога в том, что он забирает средства в госбюджет из прибыли, то есть профицита коммерческой деятельности, а не дохода, на который еще накладываются различные расходы.
Пока что Минфин продолжает активно зарабатывать деньги в бюджет на государственных банках. В этом году они уже перечислили для нужд правительства 36,1 млрд грн налога на прибыль, еще ожидается 11,1 млрд грн до завершения 2024 года. Также в этом году они оплатили дивиденды — 24,4 млрд грн.
«Что касается отраслевых налогов (рынок авто, недвижимость, ювелирная отрасль, продажа сладких напитков), то там есть определенный потенциал для роста бюджетных доходов, в этом направлении можно двигаться, но не резко», — отмечает Паращий.
Разные страны проводят налоговые реформы по-разному в зависимости от правительственных задач. Но если сравнивать украинскую фискальную политику с западной, следует отметить, что западные экономики задают конкретные временные сроки для налоговых нововведений.
Так, налоговая реформа американского президента Дональда Трампа, которую он провел в 2017 году, предполагала снижение налоговой нагрузки до конца 2025 года. Украинский Минфин закладывает более высокие налоги из-за необходимости финансировать войну, однако молчит о возможности возвращения их к прежнему уровню после завершения войны.
Минфин лишь отмечает, что военный сбор в случае повышения будет действовать до нового решения парламента, а новые акцизы на табак, горючее, газированные сладкие воды будут действовать бессрочно.
Жизнь снова станет дороже
Какую бы из версий налоговой реформы ни приняли — правительственную или депутатскую с повышением ставки НДС — ее основным следствием будет рост цен. Известный американский финансист Джон Кокрейн как-то заметил: «Бизнес действительно никогда не платит налоги, он переводит их на конечного потребителя».
Национальный банк уже ухудшил собственный прогноз по инфляции: в нынешнем году она составит 8,5%, а в 2025-м — 6,6%, хотя в настоящее время цены растут с динамикой 4,8%.
«Часть налоговых изменений, например повышение ставки акцизов на табачные изделия, была учтена в предыдущих макропрогнозах НБУ. В целом, изменения в акцизной политике мы учли в июльском прогнозе», — объясняют в регуляторе.
Так, повышение ставки акцизов на табачные изделия и горючее, а также перепривязка акцизов на алкогольные напитки с гривны в евро повлекут за собой рост инфляции примерно на 0,4%, если сравнить с апрельским прогнозом.
В Министерстве финансов в ответ на наш запрос отмечают, что рост цен связан не только с увеличением акцизов, но и определяется балансом спроса и предложения, глобальными ценами на энергоносители и логистику. Напоминают и о медицинской логике — сокращении потребления вредной продукции.
Главное инфляционное беспокойство вызывает налогообложение компаний военным сбором по обороту.
«Эффекты от введения 1% военного сбора с дохода от какой-либо деятельности юридических лиц на инфляцию являются дополнительным риском для прогноза. Если этот сбор будет введен, и компании будут активно переносить дополнительные расходы на цены, это может более существенно ускорить инфляцию в этом году, чем было предусмотрено базовым сценарием июльского прогноза», — заключают в НБУ.
Там надеются, что бизнес не будет переводить новые налоги на потребителей полностью, а согласится на уменьшение собственных доходов из-за меньшей маржинальности.
«По поводу налога с оборота будет жесткое сопротивление, — прогнозирует экономист Дмитрий Боярчук. — К тому же регистрация новых ФЛП может упасть, ведь есть виды деятельности, зависимые от обращения. Если маржинальность невысокая, то для них каждый процент с оборота очень чувствителен, тогда возникает необходимость что-то решать».
А вот отрасли, испытывающие дополнительную фискальную нагрузку (продажу авто и недвижимости, продажу сладких напитков, ювелирный рынок) эти меры должны выдержать.
«Будет сужение спроса, часть игроков будет вынуждена уйти, это закономерное развитие событий. Но сама отрасль и рынок никуда не денутся», — говорит Боярчук.
«Бизнес любит отчитываться о средствах, перечисленных на нужды обороны и безопасности, но с поднятием налогов он будет давать меньше денег на различные волонтерские программы — это серьезное последствие налоговой реформы», — добавляет Паращий из Concorde Capital.
Что касается планов Минфина дополнительно продать ОВГЗ по меньшей мере на 165 млрд грн, то и здесь не без забот. Так, государственные банки и государственные компании всегда можно заставить административным способом вкладывать свободные средства в государственные долговые бумаги. В крайнем случае, приобрести их может и Нацбанк.
Однако для устойчивости финансового рынка лучше было бы, если бы спрос на ОВГЗ был органичным.
«Если мы говорим о свободном рынке, то нужно расширять круг его участников, в том числе привлекая иностранцев. Но им нужны гарантии, что они смогут вывести деньги из Украины», — говорит инвестиционный аналитик Александр Паращий.
В Министерстве финансов не сомневаются, что они смогут продать дополнительные объемы ОВГЗ.
«По расчетам Минфина, запланированные показатели дополнительного привлечения ОВГЗ отражают потенциальную способность рынка и абсолютно реалистичны, — объясняют в ведомстве. — Активно наращивают объем покупки государственных ценных бумаг, в частности физические лица».
Так, с начала войны граждане увеличили объем покупки ОВГЗ в 2,5 раза — до более 63 миллиардов гривен.
В конце концов сам государственный бюджет на этот год предусматривает рост экономики на 4,6%, тогда как даже оптимистичная версия прогноза НБУ предусматривает лишь 3,7% роста. Это тоже может ударить по доходной части исполнения главного финансового документа страны.
А что касается иностранной финансовой помощи, то в НБУ говорят, что все же рассчитывают на сохранение темпов ее поступления.
«Базовый сценарий обновленного макропрогноза НБУ предусматривает сохранение значительных объемов внешнего финансирования Украины: ожидается, что в 2024 году международные партнеры предоставят около 38 миллиардов долларов льготных кредитов и грантов, — рассказали в пресс-службе регулятора. — Если в I полугодии Украина получила около 14 миллиардов долларов, то прогноз на II половину года составляет 24 миллиарда долларов».
Минфин подтверждает цифру внешней помощи: «В текущем году потребность во внешнем финансировании — 38 миллиардов долларов. Ожидается, что Украина получит деньги полностью. Партнеры дали соответствующие заверения. Эти средства направляются на социальную и гуманитарную сферы, то есть невоенные расходы. Пересмотрение суммы не планируется. В следующем году потребность во внешней поддержке будет сохраняться».
Всем приготовиться
Государственная налоговая служба уже запланировала на этот год более 3,3 тысяч проверок компаний и ФЛПов. Соответственно, выполнение новых фискальных норм будет под пристальным наблюдением регуляторов.
Ожидая налоговую реформу, частный бизнес уже начал отчитываться о падении доходности, а украинцы массово покупают новые автомобили, чтобы не переплачивать за них после того, как новые нормы заработают.
Минфин «атакует» Международный клуб правительств семи высокоразвитых стран мира (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада)«Большую семерку», чтобы она скорее передала для нужд Украины 50 млрд долларов займа, обеспеченного замороженными российскими активами. Возможно, успех в этом направлении позволит провести налоговую реформу в облегченном варианте.
Однако самое главное — это выполнение всех финансовых обязательств перед Силами обороны Украины. Если методы налоговой реформы вызывают дискуссии, то цель такого мероприятия достаточно очевидна, не согласиться с ней сложно.
Теперь слово за Верховной Радой, которая, вероятно, рассмотрит повышение налогов в конце августа.