Начало мирового кризиса или спекуляции инвесторов? Что происходит на фондовом рынке США и при чем здесь искусственный интеллект
В понедельник, 5 августа, мировой рынок акций неожиданно пошел вниз достаточно резко. На фоне геополитического напряжения — очередной раунд наступления россиян на востоке Украины, радикальность заявлений от нового правительства Ирана о потенциально возможной атаке на Израиль — падение стоимости активов было усилено глобальной паникой.
Больше всего пострадал японский рынок акций: в этот день ключевые фондовые Показатель, отражающий среднее изменение стоимости группы акций, торгующих на бирже. Его используют для оценки общего состояния рынка.индексы Эти индексы используются для оценки стоимости акций на Токийской фондовой бирже.Topix и Nikkei 225 потеряли 12%.
Активную продажу акций японских компаний сразу заметили в США и восприняли как сигнал о том, что ситуация в глобальной экономике действительно хуже, чем многим кажется. Это наложилось на предположение некоторых американских инвесторов, что администрация Джо Байдена пытается показать ситуацию в экономике лучше, чем она есть на самом деле. Такую боязнь активно подхватывают республиканцы, которые пользуются любой возможностью поставить подножку демократам перед президентскими выборами.
Не удивительно, что и индекс американского широкого рынка, который является своеобразным тонометром для пульса экономики США, в понедельник упал на 3%. Технологический индекс Один из ключевых показателей 100 крупнейших компаний на нью-йоркской бирже, за исключением финансовых компаний, для которых есть соответствующий рейтинг.Nasdaq 100 повторил эту траекторию снизившись на 2,96%.
Европейские фондовые индексы Eurofirst 300 и FTSE 100 тоже упали, но менее существенно — примерно на 2%.
В такой ситуации инвесторы пытаются минимизировать убытки от потенциальных ухудшений и начинают продавать акции, чтобы успеть это сделать по сознательной цене и остаться с твердой наличностью на своих банковских счетах.
Вспыхнуло в Японии
Резкий обвал фондового рынка назревал заранее. В США этому предшествовала неопределенность за три месяца до президентских выборов: ни перспектива возвращения в Резиденция главы США в Вашингтоне. Часто используется для обозначения пребывания в должности главы Соединенных Штатов.Белый дом Дональда Трампа, ни экономические планы Камалы Гаррис не способствуют спокойствию в инвестиционном секторе. Брокеры на нью-йоркской бирже растеряны и не знают, к какому сценарию готовиться.
Впрочем, началось все в Токио. Еще 31 июля центральный банк Японии впервые за долгие годы поднял свою основную учетную ставку свыше Последний раз на таком уровне учетная ставка была еще в начале 2016 года. С этого времени ради предотвращения дефляции центральный банк страны поддерживал отрицательную учетную ставку.0,1% — до 0,25%. Эта ставка отражает стоимость кредитов в японской экономике, что в свою очередь должно привести к росту инфляции.
Со времен мирового финансового кризиса 2008 года и по сей день в Японии были либо отрицательные, либо почти нулевые ставки. Это позволяло компаниям, банкам и фондам фактически без ограничений брать в долг деньги на японском финансовом рынке — и сразу же их тратить, например, на покупку акций здешних бизнесов.
Хватило нескольких дней, чтобы инвесторы в японские активы запаниковали: они восприняли сигнал центрального банка как изменение государственного подхода к экономической политике. Дело в том, что японская экономика, в отличие от других развитых экономик, крайне зависима от экспорта. Поднятие процентных ставок сказывается прежде всего именно на экспортерах. Японская валюта — иена — начала укрепляться, а это тоже невыгодно экспортерам, ведь сами японские товары становятся для них дороже.
Загорелось в Америке
Для рынка Соединенных Штатов действительно было достаточно одной искры, чтобы огонь вспыхнул и там. Таким поводом стали события в Японии, однако в экономике США действительно хватает и своих неурядиц.
Начнем с Дональда Трампа. Еще 16 июля он заявил, что в случае своей победы на выборах позволит главе Главное государственное банковское учреждение США, являющееся аналогом Национального банка в Украине.Федерального резервГоловна державна банківська установа США, що є аналогом Національного банку в Україні.а — Джерому Павеллу — доработать до конца его каденции, завершающейся в мае 2026 года. Однако есть нюанс: чиновник должен прислушиваться к требованиям пока только кандидата в президенты и уже сейчас начать снижать процентные ставки.
Полномочия уволить Павелла действительно есть у руководителей Соединенных Штатов. Однако эта процедура крайне сложна и требует серьезных оснований. За всю историю США ни одного главу Федрезерва не отстранили до конца срока его полномочий. Да и вообще шантаж Трампа ныне похож скорее на раскачку лодки, которой сейчас руководят демократы, — чтобы обвинить их в ужасной ситуации в экономике и на этой волне выиграть выборы.
На требования одиозного политика Федеральный резерв не согласился — и 31 июля не снизил ставки, оставив их на уровне 5,25–5,5%. Хотя это решение вроде бы ничего не меняло, местный бизнес уже стал склоняться к мнению, что предложение Трампа на самом деле имеет смысл: мол, если досрочно не снизить кредитный показатель, начнется рецессия. То есть крупнейшую мировую экономику может ожидать замедление или даже остановка роста. Тогда компании не будут нанимать новых работников, не будут обращаться в банки за ссудами и не будут начинать новые проекты.
Уже в пятницу, 2 августа, статистика американского рынка труда показала резкое замедление создания новых вакансий. Выходные прошли в напряженном ожидании, а в понедельник, 5 августа, финансовые рынки открыли с резкого падения.
Спекуляции и человеческий фактор
Лето — время, когда более опытные инвестиционные менеджеры и аналитики уходят в отпуск. К работе становятся младшие коллеги, еще не обученные «играть в долгую». Если опытный специалист или специалистка может собственным авторитетом сопротивляться общему тренду на рынке — например, массовой распродаже акций — то у малоопытного трейдера такой возможности нет. Поэтому в незнакомой ситуации в стрессовом состоянии они иногда просто копируют популярные решения.
Дальше же огонь ширится, как в снопе сена: чем больше одинаковых шагов делают на рынке, тем сильнее становится тренд, а чем сильнее тренд, тем больше становится одинаковых шагов.
Ко всему прочему, фонд Один из самых известных инвесторов мира, который с состоянием в $128,9 миллиардов входит в десятку самых богатых людей мира.Уоррена Баффета — Berkshire Hathaway — на выходных сообщил, что продал половину своих акций звездной технологической компании Apple на общую сумму 76 миллиардов долларов.
В мире акций и облигаций авторитет Баффета так велик, что множество индивидуальных инвесторов слепо идут по его следам и повторяют любые шаги, даже если причины для них пока не ясны. Потому и в этот раз они начали так же продавать ценные бумаги Apple.
Так что по этому поводу говорят аналитики? Одно из предположений касается перспектив применения искусственного интеллекта. Недавно маркетологи Apple анонсировали использование ИИ для новой операционной системы, поэтому возможную причину продажи активов Баффета видят именно в скепсисе легендарного инвестора по ИИ.
Пузырь искусственного интеллекта
Ситуация с акциями Apple может быть только верхушкой айсберга. Рискует ли лодка американской экономики столкнуться с этим препятствием? Неизвестно. Однако все склоняется к тому, что под палящим августовским солнцем айсберг искусственного интеллекта начал таять.
«Нынешние события связаны с курсом иены, но стоит сказать, что чрезмерное увлечение перспективами ИИ завели нас в текущую ситуацию», — в комментарии для Financial Times отметил Николас Смит, инвестиционный стратег компании CLSA.
Инновационных идей по использованию ИИ много, а некоторые из них действительно поражают своим технологическим продвижением. Впрочем, далеко не все они превращаются в успешные продукты, делающие инвестиции в себя финансово выгодными.
В то же время почти все заметные технологические компании сделали акцент на развитии искусственного интеллекта и внедрении его в свои продукты. Теперь, когда на рынке крепнет предостережение по отношению к ИИ, падает и привлекательность самих компаний, вложивших в него свой ресурс.
Подобное произошло и с индустрией микрочипов. Это трудно понять в Украине, где они крайне важны для дронов и другой современной техники, однако в остальном мире, где нет войны и необходимости производить миллионы беспилотников, спрос на микрочипы снизился. Поэтому пострадала, в частности, компания Intel, которая и занимает лидерские позиции на этом рынке. Ситуация так критическая, что Intel объявил об увольнении 15 тысяч из своих 100 тысяч работников.
Не все так плохо, но и хорошего мало
После одного из самых больших падений рынка с 2008 года Федеральный резерв США срочно попытался успокоить финансовые рынки. Мэри Дейли, глава Федеральный резерв США имеет в своем составе 12 местных подразделений, ответственных за межрегиональные зоны, в которые входят территории сразу нескольких штатов.Федерального резерва в Сан-Франциско, заявила: «Мы сделаем все, чтобы достичь стабильности и высоких показателей занятости, но сначала должны увидеть всю имеющуюся информацию».
Понедельниковы красные экраны американских индексов изрядно испугали многих рядовых граждан, увидевших в этом крутом пике начало нового глобального кризиса. Впрочем, уже на следующий день ситуация якобы стабилизировалась.
Сначала на 10% успел восстановиться японский фондовый индекс Nikkei 225 — это не полный выход на предыдущие позиции, но очевидный положительный сигнал.
Несколько менее интенсивно восстановились американский и европейский рынки: сейчас речь не идет о росте, однако стремительное падение не продолжилось. Дальнейшие настроения владельцев ценных бумаг будут зависеть от нескольких факторов.
Во-первых, решение по акциям технологических компаний будет зависеть от веры в перспективы искусственного интеллекта. Кто верит — тот покупает, кто не верит — тот продает.
Во-вторых, скорее заработает тот, кто сумеет угадать результат президентской гонки — и сделает ставку на соответствующие изменения в экономической политике.
В-третьих, денежный темп сейчас держат центральные банки больших экономик. Кто сможет спрогнозировать их решения — тот и выигрывает на рынке ценных активов.
«Я бы не преувеличивал нынешний финансовый стресс. Думаю, он значительным образом является излишней реакцией. Надеюсь, это уже закончилось. Однако мы должны быть очень бдительными по отношению к будущему», — заключает Эммануэль Ко, аналитик банка Barclays.
Если эта ситуация окажется пусть яркой, но только вспышкой, это не значит, что стабильность нам гарантирована. Мир переживает тревожные времена, когда дополнительное напряжение на фондовых рынках может повлечь за собой множество факторов. В их числе и кризис на Ближнем Востоке, и настроения в Пекине, и ход войны в Украине.