Больше импортного электричества, но не всем и не сразу. Каким будет будущее нашей энергетики

После полномасштабного вторжения Украина интегрировалась в европейскую сеть передачи электроэнергии — ENTSO-E. Тогда это означало не только Переход к общеевропейской сети проходил постепенно и должен был завершиться по плану в июле 2024 года, однако с полномасштабным вторжением этот процесс завершился уже 16 марта.досрочное отлучение от систем россии и Беларуси, но и новые возможности для продажи электричества за рубеж. Так, даже в марте 2023-го, уже на второй год войны, министр энергетики Герман Галущенко прогнозировал, что на этом можно зарабатывать до 70 миллионов долларов ежемесячно.

Впрочем, уже в 2024 году такие планы кажутся сказочными. Потеря более 50% электрической генерации из-за российских бомбардировок и обстрелов, к сожалению, заставляет Украину отказаться от экспортных амбиций. Зато подталкивает к импорту, а это — совсем другой бизнес.

Если экспортер может устанавливать собственные правила, импортер должен прислушиваться к своим поставщикам. Сейчас условия инфраструктуры позволяют нам закупать у Речь идет о Словакии, Венгрии, Румынии и Польше.соседей 1,7 Ватт – единица измерения мощности тока. Например: 1 МВт хватает на 2 дома по 180 квартир, если в них одновременно включены все бытовые приборы. Гигаватт — 1000 МВт, или 10 в 9 степени ватт.гигаватта электричества. Этого, очевидно, мало.

Идея президента Зеленского уже в этом году построить энергетические объекты на 1 ГВт мощностей — только в процессе реализации. Да и здесь инициатива на стороне частных украинских компаний, а не государства. К тому же электрогенерация — достаточно медленный бизнес. Даже при лучших условиях получить заказанную газотурбинную станцию можно в течение 7-9 месяцев, не раньше.

Более быстрым решением может быть увеличение импорта, хоть это и болезненно признавать — только недавно праздновали прохождение зимы без российского газа, а теперь становимся зависимыми от импорта в электроснабжении?

Впрочем, в условиях борьбы за выживание надо быть прагматиками. Уже 22 июля министр иностранных дел Дмитрий Кулеба во время встречи с коллегами из Евросоюза запросил увеличение мощностей для импорта электричества с 1,7 ГВт до 2,2 ГВт.

Владимир Кудрицкий, глава государственного Компания-оператор украинских электросетей, подчиняющаяся Министерству энергетики«Укрэнерго», считает, что можно достичь большего: «Можно было бы увеличить импорт на 1,3 ГВт или 1,4 ГВт».

«Каждый мегаватт важен, — так характеризует ситуацию Светлана Гринчук, заместитель министра энергетики. — Мы видели, какой страшный дефицит может быть не только зимой, но и летом».

У бизнеса свет хоть 24/7

Даже за нынешнюю мощность в 1,7 ГВт внутри страны развернулась конкуренция. В первом полугодии 2024-го 50 украинских компаний покупали импортное электричество, а в будущем, вероятно, желающих станет еще больше.

У «Укрэнерго» есть собственные планы на межгосударственное пересечение — средства на его использование компания предпочитает направить на погашение задолженности на рынке электричества.

В свое время Кабинет Министров разрешил частным компаниям пользоваться импортной электроэнергией. Если она составляет 80% потребления определенного коммерческого объекта, то его не отсоединяют от электроснабжения вообще. У него будет свет 24/7, Речь идет о плановых отключениях по графику. Внеплановые экстренные отключения будут касаться всей энергосистемынезависимо от графиков «Укрэнерго».

Правда, доступ, скажем, торгово-развлекательных центров к импортному электричеству уже вызвал волну критики. В обществе существует мнение, что именно интересы домохозяйств должны быть в приоритете, а не интересы частного бизнеса, не причастного к оборонной сфере или критически важной промышленности.

Можно ли ввести схожий подход для жилых домов? На самом деле, в этом мало смысла. Во-первых, должна быть техническая возможность, определяемая операторами системы — это можно сделать не со всеми объектами. Во-вторых, импортное электричество существенно дороже и имеет смысл только для крупных предприятий.

Если же импортное электричество хочет покупать компания, прежде всего она должна договориться со своим местным поставщиком, который обеспечивает возможность импорта. Этой опцией уже воспользовались два киевских ТРЦ — «Республика» и «Гулливер».

«Мы заключили контракт с лицензированным поставщиком, способным обеспечить импорт электроэнергии из Словакии и Венгрии, — объясняют в пресс-службе “Республики”. — Это позволило высвободить значительные мощности украинского поколения для других потребителей, что критически важно в условиях текущего дефицита».

Импортируемая электроэнергия обойдется примерно на 30% дороже украинской, и даже так все равно будет дешевле, чем использование дизельных генераторов. Ее стоимость уже зависит от показателей европейского рынка и ситуации с электричеством в системах стран-соседей.

Что же касается «Гулливера», то он с 11 июля начал закупать импортную электроэнергию сразу из четырех стран: Словакии, Польши, Румынии и Венгрии.

«Ситуация достигла критического уровня, когда отключения света достигли 12 часов в сутки. Самая большая проблема заключалась в том, что даже переход на дизельные генераторы не мог обеспечить работу вентиляции и кондиционирования. Если зимой этот момент можно было комфортно пережить, то летом вопрос стал неотложным», — рассказывает технический директор «Гулливера» Сергей Кекух.

Пока что Минэнерго не вводило ограничений для бизнеса по доступу к импортному электрическому ресурсу, а потому государственный трейдер «Энергетическая компания Украины» также конкурирует за мощность трансграничного пересечения в 1,7 ГВт, как и частные трейдеры — например, из группы ДТЭК Рината Ахметова.

Почему мы не покупаем больше?

Пока главный вопрос — удастся ли увеличить закупки электричества у соседей до начала холодов. Украина уже выполнила все технические работы для увеличения импорта, поэтому уже обеспечила со своей стороны возможность получать из-за границы значительно больше 1,7 ГВт. Теперь свою часть работы должны выполнить соседи.

«У Украины есть перспектива увеличения импорта до 2,2 ГВт. Все работы реально выполнить до начала отопительного сезона, — уверена Дарья Орлова, аналитик рынка электроэнергии в консалтинговой компании ExPro. — Это вполне доступно, вполне реально найти финансирование под такие работы, ведь для Польши, Венгрии это тоже доход, им выгодно расширять возможности для экспорта».

Если же говорить об импорте мощностей свыше 2,2 ГВт, это несколько более сложное дело. Здесь уже речь идет не только о технических работах, но и о договоренностях с трейдерами и биржами на территории стран-соседей.

Вадим Поляков, директор словацкой консалтинговой компании DMV International sro, отмечает, что в таком случае необходимо устанавливать долгосрочные деловые отношения с поставщиками электричества из Европейского Союза.

В качестве инструмента для этого эксперт рассматривает создание собственных трейдинговых компаний, которые могли бы работать на зарубежных рынках и договариваться о закупке электроэнергии.

Словакия — самая простая страна в организации компании-трейдера. Можно уложиться в срок до трех месяцев от начала процедуры до ее окончания. И даже в один месяц, если купить компанию с готовой лицензией.Вадим Поляков, директор консалтинговой компании DMV International sro

Условия в разных странах могут разниться. Например, пошлина за получение лицензии в Венгрии будет 16 тысяч евро, тогда как аналогичная пошлина за такую же лицензию в Словакии составит 1950 евро, отмечает Поляков. Однако в целом принцип работы будет схож.

Проблема в том, что украинские энергетические компании все же предпочитают отстроить свои мощности для генерации, а не ввязываться в долгосрочную модель импортирования. Поэтому именно Министерство энергетики должно учесть все потребности, вызовы и интересы и заложить новый энергетический рынок, на котором четко определить долю импорта.

Наша потребность больше чем 2,2 ГВт. Однако значительное увеличение импорта требует строительства новых линий передач — это долгий и бюрократический процесс, как у нас, так и в ЕС . Речь идет о перспективе трех-четырех лет, но этим следует заниматься. Мы и дальше будем синхронизироваться с европейской сетью.Дарья Орлова, аналитик в консалтинговой компании ExPro

Эй, соседи!

Нужны также новые соглашения и договоренности с государствами-партнерами. «Чтобы потенциально увеличить объемы импорта, нужно, например, подписать соглашение, которое будет гарантировать, что мы обязательно будем покупать определенное количество электричества», — предлагает Геннадий Рябцев, эксперт по энергетике и профессор Киево-Могилянской школы управления.

Он также отмечает важность децентрализации — регионы и территориальные громады должны быть более активными и самостоятельными. Для этого Министерство энергетики должно разъяснить им возможности.

Теоретически возможны закупки электричества не только у соседей, но и западных стран ЕС. Правда, это уже требует более сложных договоренностей международного уровня. К примеру, если Украина договорится о закупке немецкого электричества, то просто передать его напрямую через польскую сеть будет дорого, еще и со значительными потерями. Поэтому понадобилась бы система взаимозачетов, где Польша получала бы дополнительное электричество из Германии, а свое бы продавала Украине в нужных количествах.

Увеличение объемов закупки электроэнергии — история не только о свете в домах и работе промышленности и бизнеса здесь и сейчас. Это путь к построению политики соседства, которая позволила бы Украине выстроить устойчивые пути делового сотрудничества с Польшей, Венгрией, Словакией, Румынией. Как бы сложно это ни было.

Европейский Союз возник прежде всего на идеях общего рынка: придерживаясь договоренностей, ни один из участников блока не будет иметь дефицита с ресурсами, товарами или услугами. Направляясь в ЕС, Украина соглашается с этой философией.

Однако ждать официального статуса члена Евросоюза — для нас слишком большая роскошь, ведь речь идет не о длительной перспективе, а о том, сколько света у нас будет в ближайшие месяцы.

Договориться о дополнительных объемах импорта электричества было бы легче, если бы Украина имела идеальные или близкие к идеальным отношениям со своими западными соседями. В реальности же конструктивные отношения Украина имеет разве что с Румынией.

Польша через блокировку пунктов пропуска на границе уже демонстрировала претензии к тому, как Украина ведет бизнес с Европейским Союзом. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, похоже, гораздо больше заботится о своих отношениях с владимиром путиным и возвращением к переговорам с россией. Словацкое правительство тоже иногда украиноскептическое и отказывается от программ военной поддержки для Украины.

Венгры и словаки еще высказали претензии к Украине, когда та заблокировала поставки нефти от российской компании «Лукойл» через газопровод «Дружба». Премьер-министр Денис Шмыгаль утверждает, что Украина никаких обязательств перед ЕС не нарушала, и ожидать от венгерской или словацкой власти понимания и поддержки точно не стоит.

Да и даже доступные из-за импорта 1,7 ГВт в час Украина не всегда использует в полной мере. Например, 17 июля, когда аномально высокая жара создала огромный спрос на электричество для кондиционеров воздуха, импорт закрыл лишь 61% от потенциальной возможности. Так случалось и в другие дни.

Еще одна проблема возникает с доставкой импортного электричества по украинской сети. Дело в том, что Украине только предстоит провести технические работы, чтобы вся территория перешла на европейский стандарт напряжения — 20 кВ. Для этого нужно установить трансформаторы и другое оборудование, а это достаточно ценный проект.

Ограничения нашей системы не позволяют нам направлять импортную электроэнергию на левобережную Украину в южные регионы. Сейчас есть проблема с поставкой электричества в Харьковскую, Днепропетровскую, Одесскую области.Геннадий Рябцев, профессор Киево-Могилянской школы управления

Украина планирует работать на рынке электричества с тремя классами напряжения. Отрасль должна приготовиться к переходу на европейский стандарт, а для этого должна понимать временные рамки, — беспокоится Анатолий Пушкарь из ассоциации «Укрэлектрокабель», которая объединяет более 90% украинских производителей оборудования для передачи тока.

Минэнерго отмечает, что процесс перехода во многом зависит от сложностей в финансировании такого проекта. «Один донор не покроет эту программу для всей Украины, — сетует Светлана Гринчук, заместитель министра энергетики. — Работаем, чтобы во всех регионах была одна технология».

В настоящее время пилотный проект по переходу на евростандарт напряжения проходит Николаевская область — при поддержке Литвы. Аналогичная программа действует в Хмельницкой области, где помогает Франция. Американский фонд USAID инвестирует в соответствующую инфраструктуру Харьковской области.

Специалисты нужны и на фронте, и в тылу

Среди производителей энергооборудования есть и другие беспокойства, в частности, по поводу мобилизации военнообязанных работников. По данным Министерства экономики, энергетическая отрасль имеет самый высокий уровень бронирования сотрудников — 29%, но участники рынка говорят о том, что и мобилизационная ответственность в этой области очень высока, ведь технические работники необходимы для ремонтных и инженерных работ в Силах обороны.

Сергей Масловский, председатель правления Частная компания-производитель трансформаторов и подстанций«Укрэлектроаппарата», рассказал на круглом столе Федерации работодателей Украины: «Приходят "письма счастья" о том, что 50-70 человек нужно доставить в Территориальный центр комплектования, ранее — военкомат.ТЦК в течение трех дней, поэтому наши производственные возможности ограничены»

Это при том, что компания «Укрэлектроаппарат», по словам ее руководителя, уже отправила на фронт своих лучших технических специалистов. Подобные жалобы есть и у других компаний, которые банально не могут сориентироваться в процедуре бронирования. Так что ключевое знание — сколько работников забронировано и кто именно — им иногда недоступно, а без этого планировать работу крайне трудно.

В министерстве уверяют, что поработают над улучшением процедуры, а уже сейчас предлагают больше использовать возможности портала «Дія», в котором теперь можно оставлять заявки на бронь.