«Счастье может распространяться, как вирус». Нейробиолог о смысле жизни, полезных привычках и диагностике через веб-камеру
Что такое счастье, знают все, кого не спроси. Слышали ли вы, что у него есть график? Что оно может распространяться, как вирус? Что даже во время войны можно, несмотря ни на что, быть счастливым?
Об этом знает нейробиолог Сергей Данилов — он профессионально изучает человеческий мозг.
20 лет Сергей работал в университете имени Тараса Шевченко, а сейчас основал несколько собственных проектов. Один из них — онлайн-платформа тестирования ментального здоровья Anima, ее сейчас испытывают военные психологи на фронте.
О депрессии и смысле жизни, медитации и привычках — в интервью с ученым.
Может ли человек быть неспособным к счастью? Скажем, родиться с неким «биохимическим недобором» в мозгу.
Следует различать настроение и счастье. Настроение действительно зависит от темперамента, Нейротизм, или невротизм, в психологии — черта личности, для которой характерны тревожность, страх, быстрое изменение настроения, фрустрация, чувство одиночества.нейротизма и других проявлений личности. Оно от множества факторов может зависеть. Настроение нас направляет, определяет наш успех в конкретной ситуации, позволяет пережить определенный опыт.
А вот счастье — более сложное понятие. У всех нас есть стартовая позиция. У некоторых она лучше, у некоторых хуже. Биохимия — это такая стартовая позиция. Генетические факторы — тоже. А еще есть социально-экономический уровень семьи, в которой человек родился. Его окружение, окружающая среда. Существует множество факторов.
Впрочем, есть два фундаментальных психологических процесса, которые нас определяют.
Первый — ментализация. Это умение интерпретировать и понимать мысли, чувства, желания и намерения других людей.
Второй — метапознание. Когда ты узнаешь самостоятельно, как должен вести себя в определенных ситуациях. Это способность оценивать и контролировать собственное мышление, самосознание.
Первый больше зависит от генетики. Второй — это уже стратегии, которые люди сами нарабатывают, чтобы лучше себя понимать. К примеру, уровень уверенности мало зависит от наследственности.
Эта индивидуальная особенность зависит от того, как человек формирует мировоззрение. Так что счастье — это не настроение. Счастливый человек может быть задумчивым, углубленным в себя, даже регулярно грустным. Впрочем, он сформировал набор взглядов на жизнь, которые позволяют осмысленно жить, взаимодействовать и, в конце концов, чувствовать себя счастливым.
Есть такое поверхностное переживание счастья, как вспышки, момента. Вот увидел красивый закат — на несколько секунд почувствовал это счастье — и снова вернулся к рутине.
Если говорить, оценивает ли себя человек глобально как счастливого или нет, — это в основном связано с умением себя понимать. Это самопознание на уровне вопросов: «Что для меня лучше?». Кому-то мораль позволяет деньги украсть — и человек счастлив. Другой уверен, что правда и достоинство важнее — он не украдет, и будет из-за этого счастлив.Сергей Данилов, нейробиолог
Есть еще одна штука, очень важная штука. В 2007 году ученые изучали счастье в обширной программе Программа, которая экспериментально изучает факторы риска сердечно-сосудистых болезней. Продолжается с 1948 года. Статья, на которую ссылается Сергей, вышла в 2000 году.Фремингемского исследования. Выяснилось, что большинство характеристик не связаны с поведением человека — они связаны с поведением группы. Даже вероятность ожирения связана больше не с самим человеком, а с тем, в какой он социальной среде — например, какие у этого человека друзья.
С кем поведешь, от того и наберешься?
Исследователи обнаружили, что счастливые и несчастливые люди группируются и уподобляются. Да, ваше состояние влияет не только на вас, но и на ваше окружение. Если у человека депрессия, вдвое увеличивается вероятность, что и в кругу самых близких людей тоже будет кто-то с депрессией.
Эта волна распространяется даже до третьего круга общения — так называемых «друзей наших друзей». Мы социальные существа, поэтому наши эмоциональные состояния влияют друг на друга.
Как вирус! Понятно с депрессией, а вот счастье так же легко идет волнами?
Так же. Важно именно групповое взаимодействие — как один человек поддерживает другого. Например, мы точно знаем, что война приводит к тому, что люди становятся гораздо социальнее. Они начинают больше инициатив. Группа становится более сплоченной, более осведомленной, целостной.
Связано ли счастье с возрастом?
У детей до 11–12 лет, до признаков полового созревания, уровень счастья в среднем очень высокий. Это связано с тем, что они находятся в процессе игры. У людей, которые умеют это игривое состояние сохранить, со счастьем все в порядке.
Вся человеческая культура выросла из игры. Все, что мы делаем на уровне культуры, — тоже вариант игры. Спорт — игра, чтобы определить свои физические возможности; наука — игра, чтобы определить предел познания; искусство — игра для поиска нового взгляда на жизнь.Сергей Данилов, нейробиолог
Начиная с полового созревания, уровень счастья людей из-за заниженной самооценки значительно уменьшается. Почему уменьшается самооценка? Человек должен себя контролировать, должен адаптироваться к обществу — смотреть на себя глазами другого. То есть следить за внешним видом и за тем, что он говорит, как себя ведет. С одной стороны, эта неуверенность полезна, потому что она служит драйвером адаптации, двигателем достижений в обществе. Она толкает человека к развитию. С другой стороны, она длительное время уменьшает или вообще заглушает наше восприятие счастья.
На уровень уверенности в себе, который был до полового созревания, люди иногда вообще не могут вернуться или выходят на тот же уровень уже после 30 лет. Уровень счастья обычно снова начинает расти и становится больше где-то после 50 лет. Когда человек уже многого достиг и многому научился, сам себя понял. Те же Будда и Иисус Христос приблизились к состоянию покоя и мудрости после 30 лет.Сергей Данилов, нейробиолог
Я видела исследование, согласно которому пик счастья приходится на 82 года.
У счастья есть свой график. Падение начинается где-то с половым созреванием и длится до 30 лет. Затем человек выходит на плато в 30-40 лет, постепенно начинает расти. А уже в 50 лет выходит на пиковый уровень.
Человек становится счастливее, когда он больше узнает себя, мир, на что нужно время. А если кто-то хочет счастья раньше? Можно ли начитаться исследований психологов и сознательно сделать себя счастливым? Заняться спортом, обниматься чаще, волонтерить, кому-то помогать. Это возможно?
Когда мы говорим о «счастье после 50», это, конечно, только статистика. То есть в большинстве случаев происходит так, но у каждого человека есть свой путь.
К примеру, человек может осознанно не «залипать» в отрицательных эмоциях. Нам часто кажется, что эмоции сильные, глубинные. Но на самом деле они никоим образом не глубоки — они лишь создают иллюзию своей глубины. Постоянно повторяются и возвращают нас обратно к какому-то негативному моменту в жизни, усиливая свое влияние на человека.
Хотя отрицательные эмоции тоже важны. Это возвращение к проблемному событию нужно, чтобы запомнить ошибки и в дальнейшем их не повторять. Однако счастливые люди в результате метапознания учатся оценивать это быстрее, умеют посмотреть на ситуацию со стороны. Сказать себе: «Понимаю, то, что произошло, мне неприятно, но я знаю, как это воспринимать и как именно действовать дальше. Я не хочу, чтобы эта отрицательная эмоция меня поглотила».
Если в течение какого-то периода жизни у человека соотношение позитивных и негативных эмоций 1:1 — у него депрессия. Минимальный уровень соотношения позитивных эмоций к негативным у здорового человека должен быть 3:1. А у человека, который процветает, — 4,5:1.Сергей Данилов, нейробиолог
Поэтому счастье — это навык. Навык воспринимать себя. Это не определяется генетикой. Кто-то может быть счастлив и в 20, и в 18, и даже раньше, если сознательно к этому подойдет.
То есть счастье — это не прерогатива возраста как такового, а преимущество выбора быть счастливым. В частности, создавать эти положительные эмоции. Ведь жить так, чтобы 3 положительные эмоции уравновешивали 1 негативную, нужно постараться. Особенно сейчас, когда война.
Это коварный момент: часто люди ищут путь к счастью так, чтобы избежать сложностей. Однако исследования показывают, что человека делает счастливым преодоление препятствий. В результате он развивает в себе уверенность — видит, что он что-то понимает, он учится.
Опять же: вся наша культура построена на игре: в ней нужно чего-то достичь, стать лучше. Эти преодоления препятствий, пройденный путь делают человека сильнее, благодаря этому он лучше понимает себя.
Есть исследования, согласно результатам которых это подтверждалось: респонденты, которые пережили трудности между 15 и 25 годами, а затем их преодолевали, в среднем были гораздо счастливее, чем люди, которые таких трудностей не испытывали. Поэтому преодоление — один из рецептов счастья.
А как работают медитации? Как они оказывают влияние на мозг?
Медитации учат человека сосредоточиться на настоящем. Это важно для многих задач. Хороший пример — как это работает в спорте: если ты не «здесь и сейчас», ты вряд ли сможешь классно выступить. Во время медитации человек руководит своим вниманием и может «выключать», например, чувство тревоги, которое не всегда работает в нашу пользу.Сергей Данилов, нейробиолог
У одной женщины произошел инсульт — левое полушарие мозга у нее просто выключилось. Исчезли все мысли о прошлом и будущем, весь внутренний диалог. Она почувствовала абсолютное счастье, потому что чувствовала именно это «здесь сейчас» и что мир — это энергия, с которой она связана.
Находиться в состоянии счастья постоянно — тоже не хорошо. Это болезненное состояние, потому что тогда человек не способен адаптироваться к изменениям. Поэтому важно уметь самому сознательно управлять своим состоянием.Сергей Данилов, нейробиолог
Умение управлять своим вниманием — единственный способ управлять жизнью. Именно поэтому разнообразные практики медитации и сосредоточенности делают людей менее уязвимыми к ментальным расстройствам, ведь это инструмент, который помогает прокачать силу внимания.
Разговаривал недавно с товарищем-психологом, который впервые ехал фронт. Он отмечал: если случится что-то страшное, не следует давать людям сосредотачиваться на негативных эмоциях, которые возникли у них в момент опасности. Надо говорить о том, как справиться с этой опасностью, что сделать для этого.
Это позволяет преодолеть страх — не застывать в момент опасности. Счастье всегда в балансе. Это умение сознательно сбалансировать негативные и положительные эмоции, правильно реагировать на препятствия, которые являются важной частью нашего мира.
То есть будет тебе счастье, если сам выберешь его?
Да. К примеру, какие-то грустные моменты тоже нужно пережить. Недавно вышла статья, где говорилось, как музыка позволяет преодолевать эмоциональные невзгоды. Исследователи убрали из классических произведений печальные моменты, оставили только приподнятые. Выяснилось, что людям это не помогает чувствовать себя лучше. Им нужен этот момент ностальгии или других печальных эмоций, чтобы почувствовать связанность с жизнью.
Во время войны можно быть счастливым?
У нас огромное количество людей, гораздо больше, чем это допустимо с точки зрения теории, которые считают, что у них высокие депрессивные проявления.
Люди субъективно переоценивают уровень депрессии. Важно понимать уровень страданий, которые испытывает человек. Но часто мы оцениваем свои ощущения через социальную ситуацию: мол, если всем вокруг плохо, то мне не может быть хорошо.Сергей Данилов, нейробиолог
С другой стороны, если будешь, как дурак, радоваться и развлекаться, когда вокруг горе, это вряд ли сделает тебя счастливым. Это в конечном счете может сделать хуже. Счастье придет, когда ты делаешь что-то осознанно и ищешь смысл в помощи людям.
То есть понятие счастья во время войны изменилось?
Не следует воспринимать счастье как набор легких развлечений. «Мне весело — значит я счастлив». Это ложное понимание. Счастье — это прежде всего социальное взаимодействие и осознание, что у твоей жизни есть смысл.
Избегание негатива в большинстве случаев ведет к увеличению проблем. В страшной ситуации испытывать негативные эмоции — это нормально. Но тут возникает вопрос: что тогда делать?
Человек сам должен понять свое место в мире. Относительно бытового — простого «счастья на каждый день» — он может использовать различные техники, тот же спорт. Но эти техники сработают не потому, что это кто-то сказал или так написали в умной статье. Этот подход должен быть частью личности, самоидентификации. Для начала нужно узнать, что тебе нравится, что на тебя работает.
Это как хобби? Надо попробовать и понять: оно твое или нет?
Когда постепенно, слой за слоем, учишься себя узнавать и пробуешь шаг за шагом доходить до порога своих возможностей.
Стали ли люди несчастнее с войной?
Да, конечно. Как и то, что в результате вторжения у нас резко увеличился процент людей с ментальными расстройствами.
Можете порекомендовать как ученый, как этому противодействовать?
Помните, как говорил Австрийский психиатр, психотерапевт и философ, который изобрел метод логотерапии, помогающей человеку искать смысл жизни.Виктор Франкл: счастье — это найти смысл жизни. Иногда, чтобы его найти, нужно вернуться в состояние игры. Дети изучают мир через игру, они в этом и счастливы.
Для нашего мозга стресс — это реакция на новизну. Все новое — стресс. Война, к сожалению, несет много тяжелых и нежелательных перемен, а еще предчувствие этих перемен.
Единственный способ преодолевать тяжелые ощущения — включить «режим бойца», который может с этим справиться. Смотреть на жизнь заинтересовано — с намерением понять или даже изменить этот мир. Не совсем как ребенок, потому что это опасно, но с готовностью к взаимодействию.Сергей Данилов, нейробиолог
Да, меня выбило из колеи, но я хочу найти свое место, хочу быть полезным для других, или найти новый смысл своей жизни. Как и в игре, в жизни смыслы могут изменяться: можно переключаться с одного на другой. Именно такая гибкость позволяет адаптироваться к сложностям.
Наш мозг работает на базовом уровне в двух режимах. Режим избегания — когда мы заперты, некреативны и хотим, чтобы нас никто не трогал. И режим приближения — когда хотим взаимодействовать с миром, познавать его.
Когда зайцу страшно, он все же подпрыгивает над травой, чтобы рассмотреть, что вокруг делается?
Да. Когда тяжело, нужно сосредоточиться на том, чтобы найти путь через заинтересованность. Посмотреть на ситуацию как ребенок. Детство — это время заинтересованности. Люди, которые остаются счастливыми и молодыми, — те, кто эту заинтересованность не теряет до старости.
Всем нам нужно прилагать усилия, чтобы не терять этот интерес к жизни.
То есть советов «обниматься и быть благодарным» вы не будете давать?
Путей к счастью много, а советов можно дать тысячи. Вопрос, будет ли кто-то их применять.
Наука сейчас говорит, что если человек хочет быть продуктивным, хочет быть полезным, хочет чего-то достичь, то он не должен думать о продуктивности. Он должен думать о своих силах, своем ресурсе.
Люди выгорают не потому, что неправильно что-то делают. Они делают больше, чем могут, и не успевают восстановиться.
Поэтому наш стартап Anima помогает проанализировать состояние психики с помощью веб-камеры. Во время теста пользователи несколько минут просматривают картинки. Программа через камеру отслеживает движение их глаз и анализирует его с помощью математических моделей. Так алгоритм определяет, какой у человека уровень тревожности или депрессии. Эта технология называется На английском Eye tracking — то есть слежка за глазами. Технология, отслеживающая параметры взгляда человека при изменяющихся условиях.ай-трекингом — раньше для проведения таких исследований требовалось профессиональное устройство. Мы же поместили эту технологию в обычную веб-камеру.
Первыми юзерами Anima стали военные психологи. Им этот инструмент нужен, чтобы определять психологическую готовность к боевым действиям. Или нужно ли их отправлять на ротацию.
Выяснилось, что если вовремя реагировать на истощение, то свое эмоциональное состояние может преодолеть большинство. Только небольшой процент не сможет сам восстановиться.
То есть не придется лечить половину населения Украины?
У нас многие люди имеют ресурс самостоятельно управлять своим состоянием и настроением. Но из-за сосредоточенности на негативе, они себя «накручивают». Если им сказать, что у них есть этот ресурс, многим такое знание помогает.
Мы говорили, что мы социальные, взаимодействие важно для нашего психического состояния. Депрессия не возникает просто так — одним из ключевых факторов является то, как человек ощущает поддержку группы. Так же с посттравматическим расстройством.
Американские исследователи подтвердили, что для военных самый сильный фактор риска ПТСР — не личное состояние, а плохой уровень лидерства в подразделении. Если командир плохой, то это в 7 раз увеличивает риск возникновения или обострения расстройства.Сергей Данилов, нейробиолог
Поэтому мы и хотим, чтобы у бойцов был этот полезный инструмент, но нам тяжело работать, трудно продвигать эту полезную и новую информацию именно в армии. Может, это именно то преодоление, которое делает нас счастливыми, потому что мы мечтаем приносить пользу.