Ампутированные конечности, уникальные операции и земельные распри. Жизнь больниц Днепра на военных рельсах
«Ни один из них не может разговаривать. Смотреть тяжело…» — говорит Сергей Рыженко, главный врач Днепровской областной больницы имени Мечникова. В реанимационную только что привезли пострадавших. Перед этим гул воздушной тревоги сменился сиренами «скорых». По Днепру снова ударили россияне.
За 10 лет войны в Мечникова лечили около 32 тысяч военных. Из этого колоссального количества 28 тысяч приходятся уже на время полномасштабного нападения.
Изрезанное осколками лицо. Отсутствие больших участков кожи из-за развития гнойного воспаления. Открытый кишечник. Оторванные конечности. Это ранения, с которыми здесь сталкиваются медики. Ранения и военных, и гражданских.
Местные врачи спасли 95,1% людей, которых доставили в больницу. После спасения часть пациентов еще ожидает путь реабилитации. В Днепре ее проводят в двух заведениях — Городской клинической больнице №4 и уже упомянутой больнице Мечникова.
О возвращении раненых бойцов к жизни, сложностях работы в условиях обстрелов, а также о слухах по поводу конфликта с мэром Днепра за землю больницы — в материале hromadske.
Реабилитация — это не только «грязи и массажи»
После тяжелого ранения в Бахмуте у Андрея ампутированы обе руки. Он на реабилитации в 4-й больнице, но поставил себе амбициозную цель — сесть за руль. Еще один военный работает с эрготерапевтом, чтобы восстановить моторику рук: учится держать предметы, есть и так далее.
До 2020 года здесь было обычное физиотерапевтическое отделение: грязи, электрофорез. Тогда же в больнице стали менять философию. Теперь здесь современное оборудование и мультидисциплинарная команда: от физических терапевтов до социальных работников. Работа специалистов по реабилитации — помочь максимально восстановить утраченные функции человека и вернуть его к жизни.
Всего с полномасштабного вторжения в Днепровской городской клинической больнице №4 работали с более чем 28 тысячами военных. Сейчас около 30% пациентов после неотложной помощи остаются в заведении — проходят реабилитационный курс. В этом году отделение реабилитации планируют расширить. А пока остальных раненых военных после лечения отправляют в другие учреждения, преимущественно на запад страны.
Центр реабилитации в больнице Мечникова создали в рекордные сроки — 5,5 месяца. Его открыли в конце марта 2024-го, но дальше продолжают доукомплектовывать. Здесь реабилитацию прошли уже 180 человек. По словам Рыженко, большинство из них было в тяжелом состоянии.
Директор больницы утверждает, что более 80% пациентов поступают в таком состоянии, когда не могут даже сказать слово «мама», забывают свое имя. Их ждет масса операций и курс стабилизации в реанимационных отделениях. Были и такие, кому за неделю делали более 20 оперативных вмешательств, — добавляет Рыженко.
Сейчас в заведении выполняют сотни операций, которые до войны были невозможны. Это ангиографические исследования, извлечение осколков из головного мозга и сосудов, операции на легких и сердце, пробитом желудке и кишечнике.
Мы никогда раньше не видели, чтобы у человека не было четырех конечностей — это все мы увидели здесь. Весь череп перешит, потому что была взрывная травма, и кости черепа разломились. Мужчину спасли.Сергей Рыженко, главный врач Днепровской областной больницы имени Мечникова
Главный врач отмечает, что за время войны изменился и характер ранений. Поражение пулями — это 10% травм. Все остальное — ранения, вызванные взрывом. В частности, от мин. Медики подсчитали, что около трех тысяч воинов в результате таких травм потеряли конечности.
Рыженко убежден: «Сохранить жизнь важнее, чем конечность. Ее можно попытаться вылечить, но в большинстве случаев она работать не будет. Человек просто эту конечность носит за собой» .
А вот самым тяжелым ранением он считает потерю зрения.
Нагрузка на больницу
В больнице Мечникова — 1175 коек. По состоянию на утро 23 апреля в заведении было 1706 пациентов. Чтобы обеспечить работу, добрали 300 человек. Большинство из Бердянска, Мариуполя и других прифронтовых или даже оккупированных городов.
Главный врач говорит, что уже более двух лет фактически живет в больнице. В то же время признает, что существует проблема, когда медики на такой работе выгорают. Жалуется и на то, что некоторые ценные специалисты уехали за границу.
«Кто на симпозиум, кто еще куда-то — и остались там. Такие примеры есть, к сожалению. Это специалисты, которые работают с новейшими технологиями. Их перетаскивают, это большая проблема», — сетует главный врач.
Не один Рыженко вынужден жить в больнице — в таком режиме сейчас многие его коллеги. Развлечений здесь особо и нет, поэтому сейчас в планах построить антивандальную спортивную площадку. Чтобы была возможность хоть немного заниматься спортом, когда у медиков выпадает свободная минута.
Главный врач делится, что часто и во сне видит пациентов, которые были на «нуле жизни», но смогли выбраться из этого состояния.
Поначалу шок: кажется, что здесь ничего уже не сделаешь. У нас парень 11 дней был в коме. Думаю, все… На 11-й день пошло резкое выздоровление. Он стал разговаривать, подниматься. И уже через две недели мы его отправили дальше на лечение — на эвакуацию, восстановив по крайней мере на 50% .Сергей Рыженко, главный врач Днепровской областной больницы имени Мечникова
Спрашиваю, лечили ли в Мечникова оккупантов. Ранее Рыженко признавал, что в его больнице это делали. Теперь говорить об этом не захотел.
Есть ли конфликт с мэром Днепра?
Однако лечение раненых россиян — не единственная контроверсионная тема для общения с главным врачом Мечникова. В сети встречались упоминания о «ботофермах Рыженко», принуждении персонала хвалить его в соцсетях, а еще о том, что публикации врача с историями и диагнозами пациентов и их фото нарушают врачебную тайну и нормы этики.
Рыженко такие упреки отрицает: утверждает, что посты о раненых военных делает только с их разрешения: «У последнего парня спросил, хочет ли, чтобы я его историю рассказал. Он говорит: "Хочу, чтобы в моем селе в Волынской области знали, что я не просто там сидел и курил в Херсонской области"».
Появление критических в отношении него постов врач связывает с «оппонентами, которым нечего сказать». Он уверен, что это преимущественно «рейдеры, которые хотели забрать часть территории больницы, так что им нужно какую-то негативную информацию дать о заведении». Спрашиваю его о теме, которую обсуждали в комментариях к таким постам:
— Это связано с Борис Филатов — городской голова ДнепраФилатовым?
— Я не буду говорить фамилии. Есть люди, которые хотят из своих корыстных побуждений всех облить грязью. Пять лет нас держали подвешенными, потому что не было прав на землю. Мы не дадим нарушать местный порядок, который был много веков, — ни мэрам, ни пэрам.
— У вас есть конфликт с мэром?
— У меня нет. Это вопрос, который касается не моих предпочтений, а нашей целостности. Вот, видите, две новостройки. А там у нас есть старый роддом, где мы хотим построить новый. Им очень хотелось эту часть. Остался маленький кусочек, из которого есть вид на Днепр. Мы говорим, что там будет роддом, а нам отвечают: «Нет, мы вам земли не дадим».
Когда увидел, что на территории роддома ходят и начинают все измерять, я сказал: «Филатов, если у тебя с мозгами все нормально, ты не будешь этого делать, а если будешь — мы тебе не дадим». И не дали. Он документы на сессии горсовета мне вернул, 5 лет держал их.Сергей Рыженко, главный врач Днепровской областной больницы имени Мечникова
В сентябре 2023 года Рыженко подал в суд иск против городского головы Днепра Бориса Филатова. Предмет иска — защита чести, достоинства и деловой репутации, а также опровержение ложной информации. Все из-за постов в фейсбуке мэра и споров о земле.
Рыженко указывал, что Филатов в отношении него употреблял такие слова: «нарцисс-психопат», «тупой», «мерзость». По мнению главврача, они «носят явно оскорбительный характер и оскорбляют его честь и достоинство».
Суд первой инстанции частично удовлетворил иск и признал высказывания оскорбительными. Но потом Борис Филатов подал апелляцию и выиграл ее. Днепровский апелляционный суд мотивировал свое решение тем, что слова мэра являются оценочными суждениями, а не конкретными утверждениями, поэтому не подлежат опровержению. Врач говорит, что будет оспаривать это решение в Верховном Суде.
Когда человек начинает терять нравственный образ, а судьи на местечковом уровне идут на привязи у мэра, — это очень неприятно. Им дают целую папку собранных оскорблений и объясняют, что нельзя так называть врача и просто любого человека. А судьи отвечают, что это «дружественная переписка». Так неправильно, и я хочу доказать это.Сергей Рыженко, главный врач Днепровской областной больницы имени Мечникова
В то же время главный врач Мечникова признает, что такое решение апелляционной инстанции симптоматическое для ситуации в городе: «Мы и не ожидали, что может быть другая реакция. Не хочу ничего говорить о судьях, но по-человечески — они совершили ошибку: дали прецедент тому же Филатову всех посылать дальше. А каждый человек должен жить с уважением».
В Верховном Суде находится и само дело о земле. Еще в 2018 году городской совет Днепра прекратил для больницы право постоянного пользования участком в более чем 8 гектаров.
Медучреждение просило суд признать противоправным бездействие горсовета из-за непредоставления разрешения в определенные законом сроки — на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, на котором планируют построить роддом. Суд первой инстанции удовлетворил иск больницы частично, но впоследствии это решение было отменено в апелляции.
Сам же Филатов в июне прошлого года обвинил Рыженко, что тот как руководитель больницы подал не все документы для оформления земли. Упрекает мэр Днепра Рыженко и как депутата. Главный врач Мечникова До этого Сергей Рыженко был депутатом облсовета от «Партии регионов» до 2014 года и от «Блока Петра Порошенко» с 2015-го.с 2020 года возглавляет фракцию «Слуги Народа» в городском совете (тогда он даже был конкурентом Филатова на выборах городского головы).
«За 38 сессий и более 7 тысяч земельных вопросов голосовал только два раза. Лучше спросите своего руководителя, где же это рейдерский захват? А еще лучше — идите лечить, это гораздо важнее. Заканчивайте позориться перед городом» , — говорилось в сообщении городского головы.
hromadske обратилось с запросом к Борису Филатову с просьбой предоставить свою позицию по этим двум делам. К моменту публикации ответа еще не было.
В то же время Рыженко в разговоре с hromadske указал, что ожидает справедливости от Верховного Суда по делу о земле.
«Там, где у нас хотели оттяпать землю, хотим построить новый роддом, который будет смотреть на Днепр. Чтобы каждый родившийся здесь днепровец знал, что он хозяин этого города — хозяин Днепра. У меня нет здесь ни одного сантиметра земли. Я не претендую ни на что лично, но хочу, чтобы все понимали, что земля больницы — святая», — подытожил главный врач Днепровской областной больницы имени Мечникова.