«Для нас реформа образования сегодня так же важна, как реформа армии 10 лет назад». Интервью с главой МОН Оксеном Лисовым
Оксен Лисовой — уже пятый человек на должности министра образования и науки при президентстве Зеленского. Его имя может запомниться несколькими образовательными реформами, которые кардинально пересмотрели подход к обучению и финансированию университетов.
Мы поговорили с главой МОН об изменениях в системе высшего образования, обновленной дисциплине «Защита Украины», сохранении идентичности наших детей за рубежом, вступительных испытаниях во время войны и интеграции гуманистических ценностей даже в математику и биологию. Обо всем этом и не только — в интервью hromadske с Оксеном Лисовым.
Наш дальнейший разговор упирается в то, останетесь ли вы в министерском кресле. Недавно один из депутатов анонсировал вашу вероятную отставку. Велись ли с вами такие разговоры?
Нет, диалогов на этот счет не было. Есть ли такие намерения — не берусь оценивать. Для меня очевидно, что в случае назначения на политическую должность ты рано или поздно будешь с нее уволен — это нормально. Я готов, но мне кажется, что для этого нет оснований.
В любом случае, меня это не демотивирует. До последнего часа в должности я буду делать все необходимое, чтобы максимально нести пользу для системы образования и работающих в ней людей. И прежде всего для страны.
Перейдем к образованию. 14 мая стартует основная сессия Формат вступительного испытания на бакалавриат для получения высшего образования, введенный в 2022 году и призванный на время войны заменить однопредметные ВНОНационального мультипредметного теста. В прошлые годы НМТ сопровождал ряд проблем — среди них хакерские атаки, воздушные тревоги. А еще критиковали слишком трудные вопросы. Какие ожидания по поводу нынешнего тестирования?
Мы учитываем опыт прошлого года, чтобы тесты были адекватными. Особенно учитывая, что в этом году в НМТ есть четыре предмета.
В прошлом году я столкнулся с НМТ в двух статусах одновременно: как министр и отец. Мой младший сын сдавал тест — был абитуриентом, поэтому и я на себе почувствовал некоторые нюансы. Действительно, задачи были трудными. Но их уровень одинаков для всех.Оксен Лисовой, министр образования и науки
Мой сын попал под две воздушные тревоги — они долгое время провели в укрытии. Я понял, как тяжело было нашим детям сдавать эти тесты, прежде всего из-за воздушных тревог. Мы на них не повлияем — только можем сделать все необходимое для того, чтобы центры, в которых будут проводить тестирование, строго соблюдали правила безопасности.
К сожалению, воздушные тревоги во время тестирования приводят к тому, что дети спускаются в укрытие — кому-то это помогает, а кто-то, наоборот, выгорает, больше устает, волнуется. Но это те условия, в которых мы живем.
Новых вызовов не ожидаете?
Надеюсь, их не будет. Остается вероятность хакерских атак врага — действия российских киберпреступников направлены на срывы любых процессов в Украине. Есть и недобропорядочность: попытки взлома с целью украсть и опубликовать результаты тестов. Мы это все отлавливаем. Такие вещи на самом деле есть повсюду. Наши службы готовы к новым атакам и будут противодействовать всем возможным средствам.
С каждым годом мы набираемся опыта — Украинский центр оценивания качества образования сейчас достаточно хорошо подготовлен: имеет целый ряд сценариев и средств, чтобы быстро нейтрализовать разные влияния.
А вы вообще поддерживаете идею мультипредметного теста? Это все еще временная замена Внешнего независимого оценивания, или НМТ может стать полноценным его преемником?
ВНО имело свои важные преимущества — в частности, задачи с открытыми ответами. Этот бумажный формат качественный и добротный. Вернемся ли мы полностью к ВНО? Нам хотелось бы перейти к более широкому спектру возможностей, чтобы дети могли проявить себя и через наличие открытых задач и других составляющих теста. Я хотел бы возвращения к формату ВНО.
Впрочем, вероятнее всего, мы перейдем к определенному гибриду, потому что у компьютерного тестирования есть целый ряд преимуществ, в частности возможность провести его за границей. Но нам еще предстоит поработать, чтобы компьютерное тестирование лучше раскрывало способности ребенка.
Сейчас действуют две квоты для внутренне перемещенных лиц при поступлении в высшие образования: 20% госзаказа в большинстве университетов, а у перемещенных со временно оккупированных территорий — 70%.
Фактически, приоритет при поступлении на бюджет имеют внутренние переселенцы — поэтому могут страдать отличники без статуса ВПЛ, которые по уровню знаний должны попадать на бюджетные места. Это может провоцировать усиление социальной поляризации. Видите ли вы необходимость просмотра этой системы?
Потребность в комплексном пересмотре системы, касающейся государственного заказа, мы видим однозначно и уже работаем над этим. Но обе квоты в этом году сохраняются.
Реформировать систему предлагаем в законопроекте №10399 — о государственном заказе и грантах. После первого чтения в Верховной Раде он уже прошел образовательный комитет и готов ко второму чтению. Вероятно, законопроект попадет в повестку дня в конце мая. Тогда внедрим его уже осенью в бюджетном году — фактически его будут имплементировать уже в 2025 году.
Образовательные исследования Международная программа по оценке образовательных достижений учащихсяPISA многих шокировали. По ним 40% школьников в Украине не имеют базового уровня математической и читательской грамотности. Были разъяснения, что все из-за стресса, ведь детей опрашивали посреди тревог. Впрочем, причиной называли практический характер задач — они об умении 15-летних подростков применять знания по той или иной области в ситуациях, приближенных к реальной жизни. А украинская школа этому, мол, не учит. Возможно ли это изменить?
Я не разделяю панические настроения по итогам оценки PISA. Мы занимаем среднюю позицию среди стран, с которыми себя сравниваем. Эти исследования у нас провели в разгар полномасштабной войны — буквально в тот день, когда были массированы обстрелы. Несмотря на это, дети показали неплохие результаты — учитывая все эти факторы.
Другой вопрос, что у нас есть значительные образовательные потери — от 1,5 до 2,5 года. В то же время в Украине были и школы, показавшие результаты, соразмерные тем, что демонстрируют очень успешные школы из стран Международная организация, объединяющая 37 наиболее экономически развитых стран мира. Она является организатором исследования PISAОрганизации экономического сотрудничества и развития. Это в основном наши школы в областных центрах.
Еще одно негативное явление, о котором следует говорить, это образовательные разрывы: разные возможности детей, скажем, в областных центрах и селах. Это то, над чем нужно работать и что требует отдельной целенаправленной государственной политики.
«Новая украинская школа» — реформа общего среднего образования в Украине — направлена на пересмотр стандартов и содержание образовательных программ, подходы к преподаванию. Ее компонентом есть перестройка образовательного процесса, ориентированная на развитие компетентностей и мягких навыков учащихся.Оксен Лисовой, министр образования и науки
Возможно ли в Украине поднять образование до уровня развитых стран Организация экономического сотрудничества и развитияОЭСР? Да, конечно. Это потребует последовательной системной работы. Но реформу следует реализовывать своевременно и последовательно.
Реформа «Новой украинской школы» явно замедлилась в последние годы. Каковы перспективы ее активизации в новом учебном году?
В прошлом году мы сделали все, чтобы возобновить финансирование этой реформы: обучение учителей, закупку оборудования, печать учебников. В 2023-м правительство выделило дополнительные средства на это, а в этом году имеем 1,5 миллиарда гривен денежной помощи от государства на оснащение классов, закупку оборудования для «Новой украинской школы». 80 миллионов гривен в прошлом году выделили на обучение учителей, в этом году уже 100 миллионов. Потому реформа продвигается.
Сегодня мы активно занимаемся подготовкой реформы профильного среднего образования в старшей школе. В 2027 году мы уже должны ввести там совершенно новый подход к организации образовательного процесса. Это будет новая образовательная сеть, три года обучения. Уже прошли общественные обсуждения проекта нового государственного стандарта — сейчас готовимся к его утверждению.
В новой старшей школе голос учеников и учениц станет важным: они будут самостоятельно выбирать профили обучения, а также предметы и интегрированные курсы в зависимости от предпочтений и карьерных планов.Оксен Лисовой, министр образования и науки
Также работаем над изменениями в образовательные программы для базовой школы. В младшей школе имплементация реформы прошла довольно удачно — как в пилотной версии, так и в масштабируемой. А вот в базовой школе был серьезный спад активности усилий министерства и государства в качественном внедрении этой реформы. Для этого были как объективные, так и субъективные причины. Теперь наверстываем.
Какие учебные предметы в школе стали архаичными и требуют исключения из программы или перевода на факультатив?
Я скажу так: мы работаем над упрощением некоторых программ. Замечу, что когда мы говорим об «упрощении» — речь не идет о том, что нужно сделать программы менее качественными. Мы должны создать возможность для детей самим углубляться в изучаемую тему.
Когда мы в «Украинской литературе» даем в год, условно, 42 авторов, то понимаем, что дети не погрузятся в произведение, качественно его не будут рефлексировать, не будут иметь времени на осмысление поступков героев и проживание ситуаций. А это то, ради чего мы приучаем детей к чтению.
Сегодня искусственный интеллект помогает быстро написать любое эссе. Зачем же вталкивать детей в ситуацию, где они сознательно вынуждены фальсифицировать? Нам важно, чтобы дети анализировали, чтобы у них развивалось креативное мышление, фантазия. Если мы будем перегружать ребенка, то не добьемся этого результата.Оксен Лисовой, министр образования и науки
Это решение важно и для обучения детей на прифронтовых и временно оккупированных территориях, а за рубежом. Нам нужно больше времени уделять усвоению материала — не гнать их слишком быстро, не забивать слишком большим количеством второстепенной информации, которая у нас пока, к сожалению, предусмотрена в программе.
Не называя дисциплин, скажу так: работаем над двумя большими блоками предметов — гуманитаристика и Сокращения с английского: Science, Technology, Engineering and Mathematics — наука, технологии, инженерия, математикаSTEM-блок (естественные науки плюс математика). Сформировалась хорошая креативная команда людей, работающих над этим. Они изучают образовательные программы и исключают оттуда все второстепенное. Надеемся, летом уже предложим упрощенные программы.
Что нового вместо этого планируете добавить в учебные дисциплины?
Обстоятельно пересматриваем дисциплину «Защита Украины». Мы уже полностью переписали образовательную программу, изменили рекомендуемый перечень оборудования для классов, разработали методику, как организовать образовательное пространство и процесс обучения.
В прошлом году правительство выделило финансирование на переоснащение кабинетов и обучение учителей. В целом будет функционировать сеть из тысячи учебных центров для преподавания «Защиты Украины».
В этой дисциплине 6 модулей — среди них и медицинская помощь, где есть элементы тактической медицины. Также там будет разнообразная инженерия, предусматривающая, в частности, навыки управления беспилотными аппаратами, радиосвязь и различные технологии, связанные с военным контекстом. А еще предусмотрели топографию и тактику: базовые знания и навыки.
Мы выбросили из образовательной программы все, что туда попало по советскому подходу. Задача дисциплины «Защита Украины» — дать молодому гражданину осознанное понимание того, для чего защищать государство, почему это выгодно ему лично, почему государство является важным инструментом достижения его личного успеха и безопасности. И дальше — навыки того, как именно он может защищать ее.
Наша задача не милитаризировать общество, а сформировать у него оборонительное сознание и осмысленный подход к важности этой защиты. Хотим предоставить спокойную психологическую установку гражданину, что война может стать составляющей нашей жизни, и это не катастрофа или трагедия, которой нельзя противостоять. Напротив, мы способны защищаться и находить для себя разные роли: как в контексте армии, так и в контексте гражданских действий.Оксен Лисовой, министр образования и науки
Думаю, скоро у нас будет презентация этой новой образовательной программы. Хотим, чтобы уже с 1 сентября эту дисциплину преподавали по-новому. В мае-июне будет осуществляться закупка оборудования. Большой центр мы готовим в Киеве — будем приглашать туда журналистов, показывать, как все будет работать.
А как насчет сексуального образования: его будут преподавать в школах?
Отдельный урок сексуального образования вводить в программу пока не будем. Эти темы должны быть в курсе «Основы здоровья».
В то же время есть много составляющих, которым мы должны уделить внимание. К примеру, так называемая патриотически воспитательная работа. Для меня это понимание ценностных ориентиров, которые ты должен осознанно исповедовать. Мы не должны их навязывать. Кроме того, нужно дать ребенку понимание, как работает государство и почему он является инструментом успешной самореализации; почему демократия — важная составляющая эффективной политической системы; в чем ее сложность; как работают ее институты и т.д.
Это о ценностях, реализуемых через государство средствами демократии. Такие ценности должны быть интегрированы, они не могут быть отдельным предметом, например «патриотическо-воспитательная работа», «урок ценностей» или «разговоры о важном».
Все это навязаные извне нарративы, как показывает практика того же Советского Союза, в котором их поставили на конвейерный уровень, но этот конвейер выпускал брак. Все были «желтятами», потом «пионерами», далее «комсомольцами», а потом все дружно начали валить эту воспитавшую их систему.
Ценности не работают, если ты в них не веришь, не пропустил из-за своего сознания, не утвердил их на практике, не живешь ими. Поэтому ценностные ориентиры, так называемая патриотическо-воспитательная работа — это интегрированные решения, которые должны быть включены во все дисциплины, в сам образовательный процесс: математику, литературу, физику, биологию. Например, мы не должны изучать растение или животное, не обучая одновременно любить все живое.Оксен Лисовой, министр образования и науки
Ценности могут работать в любом предмете. Скажем, можно в задаче не просто направлять автомобиль из точки А в точку Б, а где-то внутри заложить ареал уникальных животных, которые нужно обойти лучшей для всех траекторией.
На мой взгляд, ценностные ориентиры, среди которых и толерантность, ответственность, должны имплементировать в дисциплине в целом. Отдельно же мы выносим только те составляющие, которые нуждаются в специальных навыках.
Так что мы поэтапно беремся за определенные задачи. В этом году поставили цель до 1 сентября подготовить новую «Защиту Украины».
В прошлом году на конференции hromadske «Муруємо вже!» вы поддержали предложение Ветеранка, руководительница ОО «Центр поддержки аэроразведки», основатель благотворительного фонда Dignitas и организации Victory DronesМарии Берлинской по тренировкам учителей, которые затем, в частности, будут учить школьников управлять дронами. Я правильно понимаю, что эту идею вы воплощаете в новой программе «Защита Украины»?
Именно так. В конце года выделили 100 миллионов гривен на полное переобучение учителей «Защиты Украины». Старт этой учебы вот-вот начнется.
«Защиту Украины» будут преподавать в учебных центрах педагоги, занимающиеся этой дисциплиной. Сегодня ее возлагают как дополнительную нагрузку на учителей физкультуры, истории или других предметов. Но для нас важно подобрать людей, которые будут загружены этим предметом на 100% своего рабочего времени.Оксен Лисовой, министр образования и науки
«Защиту Украины» будут преподавать для всех учеников старшей школы — девушек и парней. У нас будут учебные центры, которые будут работать кустовым методом. Условно один центр на 5-10 школ, в том числе и в селах. В регионах уже формируется своя сеть. Завершаем подготовку списков необходимого оборудования для передачи на согласование с Министерством обороны.
Мы предусмотрели супервизию для учителей, которую в течение года будут осуществлять институты, проводившие обучение. Туда привлекаются многие общественные организации.
Также многие ОО и международные институты, занимающиеся разными тематиками, привлекли к разработке программы. Это и Мария Берлинская, которую вы упомянули, и ее организация Victory Drons. Также присоединились «Военная школа "Боривитер"», «Соломенские Котики», ряд народных депутатов, Минобороны.
Мы проделали хорошую работу. Многие дискутировали, потому что каждый хотел больше профильной информации внести, а у нас только шесть модулей. Мы предусмотрели на эту дисциплину полтора часа в неделю, которые трансформируем в один урок в месяц, но на полный день.
Украинские дети за границей до сих пор тянут две школы — боятся, что их исключат из украинских. Но такая двойная нагрузка не мотивирует школьников получать новые знания, ведь они устали и не имеют времени на отдых. Какой выход вы видите?
Из-за войны мы сегодня теряем перспективу личности, потому что она недополучает качественное образование. Это риски для предстоящей успешной самореализации. Если же говорить о детях за границей, мы рискуем потерять наших граждан, которые нам очень нужны, особенно молодежь.
Мы понимаем, что наши дети за границей могут быть ассимилированы в местные сообщества, хотя сами государства часто и декларируют, что они в этом не заинтересованы. На самом деле, мы понимаем, что так или иначе дети приспосабливаются. В то же время существует опасность, что дети там будут маргинализированы, если не будут интегрироваться в нормальное офлайновое обучение. Потому они должны ходить в местные школы. Но для нас важно, чтобы эти дети остались украинцами, сохранили идентичность.Оксен Лисовой, министр образования и науки
Мы разработали так называемый украиноведческий компонент. Дети, которые интегрируются в польские, немецкие, чешские, словацкие школы, могут не изучать все универсальные дисциплины в украинских учебных заведениях, но мы побуждаем их овладевать так называемым украиноведческим компонентом.
Провели с Польшей и Словакией переговоры на уровне министерств по содействию их правительств привлечению украинских детей к изучению этого украиноведческого компонента. Сейчас эти решения уже в стадии имплементации. Сегодня мы работаем над тем, в каких межгосударственных документах это должно быть закреплено.
Как это должно работать на практике?
Украиноведческий компонент можно изучать несколько способов. Первый — онлайн. До 6 часов в неделю дети учат украинский язык, литературу, историю Украины и географию.
Второй вариант — факультативные занятия с украинскими учителями, где в школах есть большие сообщества украинских детей. Здесь возникает еще и вопрос признания дипломов: на этот счет мы тоже имеем определенное понимание с польской, словацкой и немецкой стороны — предварительно уже провели переговоры.
Третий вариант — обучение в образовательных центрах, если они есть. За рубежом многие как общественные организации, так и родительские общины организовали свои небольшие субботне-воскресные школы. Там также можно давать эти шесть часов украиноведческого компонента.
Есть еще одна проблема в образовании наших детей за границей. Если младшие школьники быстрее интегрируются в общество, изучают язык и включаются в образовательный процесс, то подросткам это дается труднее. Их образовательные потери глубже из-за того, что первый год, а иногда и второй, им еще трудно ориентироваться и учиться в иностранных школах.
Понимая это, мы за лето хотим, как я уже упоминал, сделать сокращенную версию блока STEM — естественных дисциплин и математики. Это также должно поддержать знания наших детей за границей.
Для нас очень важно сохранить идентичность детей. Ради этого мы перезагружаем учебное заведение, которое называется «Международная украинская школа» — возлагаем на него новый функционал. Уже сформировали наблюдательный совет, объявили конкурс на избрание директора.
«Международная украинская школа» будет формировать базы данных образовательных центров, разрабатывать учебные программы отдельно для каждой страны, будет искать политические решения, касающиеся, например, моделей зачисления дисциплин. То есть, создаем своеобразное «министерство зарубежного образования».
У нас выехало около 500 тысяч детей школьного возраста. У нас есть огромная диаспора… Это наш ресурс, это наш человеческий потенциал, который мы можем сегодня привлекать, если дадим школам за рубежом наш современный контент, дадим наш нарратив.
Есть шанс сегодня возвращать обратно из миграции не только тех, кто уехал в 2022 году, но и тех, кто уехал давно и заботится о том, чтобы их дети знали, что имеют украинские корни. Поэтому мы действительно возвращаемся к тому видению, что есть 60 миллионов украинцев. На сегодня мы знаем, перед какими демографическими вызовами стоим. Поэтому нам нужно реализовывать целенаправленную политику, в частности, образовательную, направленную на наши диаспоры — как новые, так и старые.Оксен Лисовой, министр образования и науки
Реформа образования, которую предлагает законопроект №10399, как предполагают некоторые профсоюзы и общественные объединения, направлена и на сокращение расходов на образование, которые все труднее поддерживать. Этот закон — «волшебная палочка» для госбюджета?
Категорически с этим не согласен и не хотел бы быть причастен ни к чему подобному. Образование и наука — то, что нуждается в инвестициях. Я даже не говорю о расходах, потому что это не социальная сфера. Это инвестиции в человеческий капитал. Поэтому я не соглашусь ни с чем, что направлено на системное уменьшение расходов, связанных с образованием.
Этот закон направлен на рационализацию государственного заказа и создание новой сущности — честной конкуренции между учреждениями высшего образования благодаря государственным грантам.
Действующий закон о высшем образовании предусматривает обеспечение 51% поступающих государственной поддержкой для получения высшего образования. Это реализуется посредством государственного заказа. Но нужно ли государству такое количество специалистов? Предположим, что нет, и мы нуждаемся в 30% специалистов для определенных отраслей — скажем, экономики или социальной сферы. Что тогда? В таком случае государство закажет только то количество, которое ему нужно. Условно говоря, даст средства на бюджетную учебу 30% выпускников школ. Это привело бы к сокращению государственной поддержки на получение высшего образования.
Что же сделаем мы? Рационализуя подход к государственному заказу, мы вместе с тем сохраняем инструмент государственной поддержки, вводя новую сущность — понятие «грантов на образование». Они являются этой гибкой составляющей, которая в зависимости от объема госзаказа будет уменьшать или увеличивать количество грантов.
Мы понимаем, сколько специалистов нам нужно, и государство делает соответствующий заказ. Все остальные средства, которые остаются из этих 19,5 млрд грн, предусмотренных сегодня в поддержку получения высшего образования, предоставляем в виде грантов.
Как именно будет формироваться госзаказ?
Госзаказ — это интерес государства. Условно, МОН хочет себе 10 тысяч учителей, Минздрав — 10 тысяч врачей, а Минэнергетики — 10 тысяч инженеров. Мы спрогнозировали развитие технологий и понимаем, сколько и каких именно специалистов нам потребуется.
Национальная академия наук хочет, например, 10 физиков-ядерщиков, 10 философов и 10 историков. Гуманитарная сфера, отрасли и социальная сфера тоже понимают, сколько им нужно специалистов. И государство делает этот заказ. А дальше уже интерес гражданина.
Сумма грантов будет отличаться между разными абитуриентами. Как она будет формироваться?
У грантов будет определенная сумма: самая большая — 50 тысяч гривен, наименьшая — 15 тысяч. Сумма будет зависеть от результатов вступительного тестирования. А еще на нее будет влиять то, какую специальность выберет абитуриент. Мы предусмотрели инструмент коэффициента, каким грантом можно стимулировать поступающих выбирать дефицитную профессию.Оксен Лисовой, министр образования и науки
К примеру, Минэнерго заказало недостаточно физиков-ядерщиков, хотя мы знаем, что было бы неплохо иметь их больше. Тогда студент, который пойдет на ядерную физику, получит более высокий коэффициент — и его 50 тысяч гривен превратятся в 60 тысяч. А если он пойдет, скажем, на юриста, получит свои 50 тысяч.
Не будет ли новый «грантовый подход» способствовать росту конкуренции между учебными заведениями вместо того, чтобы усиливать между ними взаимодействие и поддержку?
Грантовые средства мы даем не университету, а непосредственно гражданину. На самом деле, возникает честный инструмент принципа «деньги ходят за студентом». Работает ли это сейчас? Мы даем университету средства, абитуриент поступает в университет. Если ему не нравится, он переводится в другой университет. Идут ли за ним средства? Нет, не идут.
А вот если студент сам получает деньги, приносит их университету, но потом ему что-то не нравится, он со своими средствами уходит в другое образовательное учреждение. И тогда университет начинает анализировать, сколько студентов он теряет после первого курса. И понимает, что провел хорошую маркетинговую кампанию для поступления, но атмосфера внутри не способствует сохранению студентов и их денег.
Государственные грантовые средства, которые студент приносит в университет, останутся не в его основном фонде, а в спецфонде — из него они могут перейти в другой университет. Это будет способствовать справедливой конкуренции.Оксен Лисовой, министр образования и науки
Есть и другая важная составляющая, которая тоже способствует равномерному конкурентному распределению. Ты можешь пойти в большой столичный университет, например, в Киевский национальный университет имени Тараса ШевченкоКНУ . Там тебе нужно будет к своим грантовым 50 тысячам добавить еще 40. А можешь пойти на бакалавриат, например, в Университет Прикарпатья, где тоже неплохие образовательные программы — и там тебе этой суммы хватит на все. Так что мы еще сбалансируем конкуренцию между региональными и столичными университетами, рейтинговыми и менее рейтинговыми.
Студент будет оценивать атмосферу в заведении и понимать, доплачивает ли он университету за рейтинг, хотя мог бы прекрасно получать знания и в своем регионе или просто в другом месте.
Да, университетам придется конкурировать между собой, как и преподавателям. И здесь уже профсоюзы могут по-разному трактовать это. Конечно, могут видеть для себя и определенную угрозу. Это выход из зоны комфорта, но мы должны из нее выйти. Мы не можем оставаться в системе высшего образования, которую имеем сейчас.
Смогут ли украинские университеты составить достойную конкуренцию европейским, где сейчас получают образование украинские переселенцы?
Я верю в высшее образование и уверен, что университеты в наших городах смогут конкурировать с заведениями стран Восточной Европы. Но нам нужно вводить изменения очень быстро, потому что впереди еще один серьезный кризис — демографический. У нас должна быть очень высокая добавленная стоимость экономики для того, чтобы этот кризис пройти успешно.Оксен Лисовой, министр образования и науки
Мы должны иметь высокий удельный вес инноваций. Должны готовить хороших, качественных специалистов, чтобы к нам заходили высокоорганические предприятия. Чтобы они находили людей здесь, в Украину, а не привозили своих.
Сегодня для нас реформа высшего образования столь же важна, как, например, реформа армии 10 или 20 лет назад. Возможно, если бы правительство провело реформу армии в начале 2000-х, Украина сейчас имела бы меньшие угрозы интервенции. Поэтому мы и работаем над реформой образования, чтобы устранить угрозу будущего уже сейчас.