Мобилизация по-новому? Кто стоит в очередях под ТЦК
Утро на киевской Соломенке для многих началось привычно: люди бежали по своим делам, кто-то по дороге брал кофе с собой. Однако некоторые с таким бумажным стаканчиком спешили не в офис или на пары, а в районный Территориальный центр комплектования: Раньше — военкоматТЦК. В полдесятого здесь уже была огромная очередь. Андрей, 25-летний айтишник, говорит, что его номер уже 169-й.
Аномальные очереди в территориальные центры комплектования начались задолго до 18 мая, когда вступил в силу новый закон о мобилизации. Но теперь еще больше желающих решить все проблемы с обновлением данных до середины июля, когда истекает предусмотренный на это 60-дневный срок.
Почему мобильное приложение все равно ведет многих военнообязанных в ТЦК, справятся ли центры с большими очередями и на что в них жалуются — в репортаже hromadske.
«Где здесь рюмочная?»
Мне было немного неловко подходить к очереди возле ТЦК — я был одним из немногих непричастных к общей «проблеме». После уточнения данных в приложении «Резерв+» из системы «Оберег» я узнал, что у меня все хорошо. К тому же имею «привилегию» — отсрочку из-за учебы.
Я журналист, но работаю без камеры, поэтому некоторые новоприбывшие подходят ко мне и спрашивают о порядке в очереди. Отвечаю: лучше поинтересуйтесь у кого-нибудь другого. Подходят и коллеги-журналисты, сперва воспринимая меня как одного из «клиентов». Показываю пресс-карту — идут искать себе другого героя. Чуть позже ко мне обратился мужчина с более интересным запросом:
— А вы не знаете, где тут рюмочная?
— Да нет. (Притворяюсь, будто не живу рядом уже четвертый год).
— Надо же как-нибудь кровь разогнать!
Наконец ко мне подошел Андрей — айтишник, желающий оформить отсрочку. Как и другие, он просто спросил об очереди, но с ним у меня завязался доверительный разговор. Здесь он уже второй раз — вчера опоздал. Хотя ему это нужно не срочно, оттягивать не хочет. Сразу жалуется, что не понял, как устроена очередь: на местном листе она одна на все кабинеты.
Подслушиваю, как один мужчина, вероятно, говоря со своей женой, рассказывает, что вокруг ходят журналисты, а он не хочет ничего говорить на камеру. Еще один, тоже по телефону, жалуется кому-то на очередь. Рядом, похоже, отец с сыном-студентом выясняют, когда у парня будут свободные от сессии дни. Допускаю, чтобы пойти сюда второй раз.
Около десяти завыли сирены, поэтому прием в военкомате приостановили — всех вывели за шлагбаум. Появилось время сходить за кофе. Надеюсь, что во время воздушной тревоги журналисты разойдутся — и я буду работать один, не пугая очередь камерами и микрофонами с яркими логотипами больших телеканалов.
«Пришел уже пятый раз. А когда на работу ходить?»
После отбоя тревоги толпа снова формирует очередь, хотя большинство здесь и не расходилось. Пытаюсь понять, как здесь что работает. Замечаю активного мужчину, который именно это и объясняет.
«Есть три части очереди: тех, кто пришел впервые, обычно отправляют на военно-врачебную комиссию. Вторым нужно забрать решение комиссии. Третий этап — обновить данные, встать на учет», — говорит 34-летний научный сотрудник Михаил.
Чтобы упорядочить данные и стать на учет, мужчина приходит в центр комплектования уже пятый раз. Впервые был еще 26 апреля. Решение ВВК получил только 17 мая. А за то, что давно не обновлял данные, выписали штраф.
Возникает вопрос: а как совмещать время в очередях с работой или учебой? Михаил ответил, что у него лояльное руководство. Сначала отпрашивается, а потом все отрабатывает.
На задержку решений ВВК жалуется и 30-летний банковский сотрудник Ярослав. Мужчины предполагают, что все из-за изменения законодательства об ограниченно пригодных, к которым они и принадлежат. В частности, Ярославу такое заключение ранее предоставила комиссия в Печерском ТЦК. Теперь всем, чьи заключения врачебных комиссий устарели или были выданы уже после полномасштабного вторжения, нужно снова пройти ВВК.
Впервые Ярослав пришел в Соломенский ТЦК 24 апреля. Сегодня он имеет на руках уже два корешка направлений на ВВК, поэтому мужчина не записывался в очередь. Надеялся, что пройдет отдельно от остальных.
«ВВК меня уже третью неделю задерживает и никак не разродится. Корешки выдают. Заходишь по направлению — говорят "здесь нет ВВК". Потом так по второму кругу. Дозвониться нереально, никто ничего не знает», — жалуется банковский работник.
Он считает, что такие задержки и ошибочные указания характерны именно для Соломенского ТЦК — и созданы они «на пустом месте», на уровне одного из кабинетов. Радует только то, что благодаря лояльному руководству он пока тоже может совмещать заботы военнообязанного с гражданской работой.
«Сюда проблема попасть по какой-либо причине. Правила у них меняются почти каждый день. Не знаешь даже, в какой кабинет приходить. А свою дезорганизацию они переносят на людей. Здесь большинство и так имеет отсрочку, поэтому они не очень заинтересованы очередь разгребать», — подводит итоги своих мытарств Ярослав.
Еще один мужчина пришел посмотреть, большая ли сегодня очередь — и сразу решил отсюда убираться. Говорит, что уже долгое время не может обновить данные — увидев количество людей, не захотел ждать.
«Бюрократия как была, так и есть. Будем стоять, как в Советском Союзе за бутылкой молока», — сетует он. А дальше и вовсе начал раздраженно бормотать что-то вроде «будет новый Майдан» и «депутаты не воюют». Серьезно воспринимать это не могу, поэтому выключил диктофон.
Рядом появились новые журналисты, и мы уже вместе поехали еще и в Печерский ТЦК. Отъезжая, увидел через окно того же мужчину, который спрашивал о рюмочной. Тот возвращался назад в ТЦК. Интересно, утолил ли он жажду перед длинной очередью?
«В розыске, но повестки не было»
Приехав на Печерск, мы сначала не поняли, не ошиблись ли адресом: возле ТЦК было всего около десятка мужчин и женщин, которые заходили в здание по два человека каждые 10-15 минут. Тогда как ранее в Соломенском центре комплектования людей было в разы больше и царило впечатление, что длина очереди вообще не меняется.
С этой небольшой группы согласился поговорить только 23-летний программист Антон. Он пришел обновить данные после того, как увидел сегодня утром в приложении «Резерв+», что находится в розыске. Парень, еще даже не достигший Сейчас по закону это 25 лет, раньше было 27мобилизационного возраста, утверждает, что не получал повестки. И добавил, что последний раз обновлял данные в 2018 году — вероятно, теперь будет штраф.
О похожей ситуации говорила и мать одного из студентов возле Соломенского ТЦК. Она отметила, что о статусе сына «в розыске» узнали, уже когда приехала полиция. А до того, по ее словам, повесток не получали. Так могло произойти из-за того, что парень раньше не предоставил центру комплектования все документы, которые являются основанием для отсрочки. К слову, и мама с сыном приходили в ТЦК уже не в первый раз — это был их третий визит. Никто не уверен, что последний.