Досрочные выборы во Франции. Борьба ультраправых за большинство в парламенте

Уже 7 июля пройдет второй тур парламентских выборов во Франции. Эти выборы досрочны, ведь президент Макрон после поражения своей партии «Возрождение» на выборах в Европарламент месяц назад решил распустить Нижняя палата двухпалатного парламента Франции. В отличие от Сената с непрямым голосованием, депутатов Национального собрания избирают на общенациональных выборах в два тура.Национальное собрание.

Почему президент объявил досрочные выборы?

9 июня на выборах в общеевропейский парламент «Возрождение» набрало На предыдущих выборах в Европарламент в 2019 году партия набрала 22,42%, а на выборах в Национальное собрание в 2022-м 38,6% голосов.крайне низкие для себя 14,6%, тогда как ультраправое «Национальное объединение» На предыдущих выборах в Европарламент в 2019 году партия набрала 23,34%, а на выборах в Национальное собрание в 2022-м 17,3%.увеличило свое представительство и получило вдвое больше голосов чем президентская политсила — 31,4%. Третью позицию заняли социалисты — со своими 13,83% они На предыдущих выборах в Европарламент в 2019 году партия набрала 6,19%.улучшили предварительный результат, однако набрали На предыдущих выборах в Национальное собрание в 2022-м партия получила 31.6% голосов, что делало ее второй по величине парламентской фракцией.гораздо меньше, чем на недавних выборах во французское Национальное собрание.

В тот же день Макрон объявил о роспуске Национального собрания, хотя по закону Предыдущие выборы в парламент проходили в 2022 году. Каденция депутатов длится 5 лет.действующий созыв французского парламента должен продлиться еще 3 года. Этот шаг глава государства назвал «знаком доверия» к гражданам.

Сейчас в парламенте у политсилы президента нет большинства, однако есть самая многочисленная парламентская фракция, которая вместе с другими образовала коалицию, назначившую правительство, с которым у главы государства не возникало существенных конфликтов. Поэтому решение о досрочных выборах после поражения на общеевропейских кажется рискованным не слишком логичным. Особенно — после результата первого тура выборов.

Результаты первого тура

30 июня прошел первый тур досрочных выборов. Согласно окончательным результатам убедительную победу в нем одержало ультраправое «Национальное объединение» с 33,15% голосов. Второе место с 27,99% получил «Новый народный фронт», объединяющий левые партии. А вот президентская партия «Возрождение» и ее союзники «МоДем» и «Горизонты» получили 20,76% голосов — только третье место. Республиканцы — четвертые с 10,23% голосов.

Рекордная явка

В первом туре проголосовали более 50 миллионов граждан — это наибольшее количество избирателей на этом этапе за всю историю французского парламента. В процентных показателях явка также немалая: впервые с 1997 года она составляет 66,71%. Интересно, что тогда выборы также были досрочными. 67,9% избирателей голосовали в первом туре после того, как президент Жак Ширак так же распустил Национальное собрание. Примечательно, что это решение тогдашнего главы государства оказалось ошибочным для его политсилы — она потеряла большинство в парламенте.

Почему выборы в два тура?

Французский парламент состоит из двух палат — Национального собрания и Сената. Выборы в Сенат непрямые: 346 сенаторов выбирает около 150 тысяч представителей органов власти (городские головы и местные депутаты, члены Национальной ассамблеи и т.д.).

А вот за депутатов Национального собрания раз в 5 лет голосуют на всеобщих выборах: выбирают по одному представителю от каждого из 577 округов.

Парламентские выборы во Франции имеют два тура. В первом туре кандидат может победить, только если получает абсолютное большинство голосов (более 50%), а на участок пришли не менее 25% избирателей. То есть шансы быть избранными в первом туре во многом зависят также от явки на данном округе.

Обычно преодолеть такой «двойной порог» трудно. К примеру, в 2022 году только 5 депутатов удалось избрать сразу в первом туре, в 2017-м — только четырех.

Впрочем, благодаря рекордно высокой явке на этот раз в первом туре удалось избрать сразу 76 депутатов — из них 39 от «Народного объединения», среди которых и де-факто лидер партии Марин Ле Пен. Она получила 58% поддержки на избирательном округе в Па-де-Кале на Севере Франции. 31 место уже получил левый «Новый народный фронт». А вот президентская коалиция получила только 2 места, а другие партии — еще 3.

Второй тур должен распределить еще 501 депутата. Для участия в нем кандидаты должны в первом туре набрать голоса не менее 12,5% зарегистрированных избирателей. В таком случае во втором туре могут принять участие 3-4 кандидата.

Однако участие во втором туре также зависит от явки избирателей. А она обычно на парламентских выборах является низкой. Например, в 2022 году было только 8 случаев, когда во втором туре было 3 кандидата, а в 2017-м — вообще один. Уникальность таких выборов распространяется и на этот аспект — сразу в 306 округах во втором туре будут соревноваться три кандидата, а еще в 5 округах — даже четыре.

Если порог в 12,5% от общего количества избирателей в списках преодолеет только один кандидат, то во втором туре остается еще и тот, кто после него набрал больше всего. Если ни один из кандидатов не достигает этого порога, во второй тур выходят просто два кандидата с наибольшим количеством голосов. В этом году в «дуэлях» пройдет второй тур в 190 округах.

Во втором туре кандидатов выбирают уже относительным большинством, поэтому более 50% набирать не обязательно. Сейчас партия Марин Ле Пен занимает первые позиции в 297 округах, левый «Народный фронт» — в 155, а президентская коалиция — в 62.

Прогнозы на второй тур

Чтобы побороть во втором туре «Национальное объединение» президент Макрон призвал граждан к активному участию в выборах. И действительно, по стране прокатились массовые демонстрации против ультраправых. В частности, в Париже, Нанте и Лиле.

Некоторые из кандидатов, которые являются третьими или четвертыми по результатам первого тура, планируют снять свои кандидатуры в поддержку тех, кто имеет более высокие шансы противостоять кандидатам из ультраправой партии. О таком намерении уже объявили как представители пропрезидентской коалиции, так и левого «Нового народного фронта».

Предварительные прогнозы предоставляют «Национальному объединению» от 240 до 270 мест в новом созыве, 180-200 депутатов могут иметь левые силы, объединенные в «Новый народный фронт». Партии президента прогнозируют 60-90 мест, тогда как республиканцам — 30-50 мест.

Жордан Барделла, официальный лидер «Национального объединения», заявил, что ожидает предложения должности премьер-министра, если его политическая сила получит абсолютное большинство в парламенте, а это — 289 мест.

В таком случае Франция перейдет к так называемому периоду «коабитации», когда президент и премьер принадлежат к противоположным политическим лагерям. Такие прецеденты во французской истории уже были. Тогда президент продолжает определять внешнюю политику и политику безопасности, а глава правительства определяет внутреннюю политику.

Однако фактический лидер ультраправой политсилы Марин Ле Пен в одном из интервью уже дала понять, что в случае абсолютной победы ее политическая сила будет влиять и на те сферы, которые традиционно считаются президентскими. Она заявила: «Главнокомандующий вооруженных сил для президента это лишь почетное звание, ведь именно премьер-министр держит контроль над кошельком», — имея в виду роль правительства в утверждении бюджетных вопросов.

Итак, ключевой вопрос во втором туре — смогут ли ультраправые получить абсолютное большинство. А в случае, если не получат, смогут ли другие силы договориться и создать действенное правительство. И будет ли такое коалиционное правление эффективным.

Потенциальные риски для Украины

Ультраправое «Национальное объединение» ранее было известно своей пророссийской позицией. Марин Ле Пен и вовсе называли агенткой путина и обвиняли в финансировании ее политических амбиций из россии.

Правда, такая риторика в последние годы стала менее радикальной. В частности, недавно Жордан Барделла отметил, что в целом он будет поддерживать Украину и позволит ей «обеспечивать свою оборону» — будет означать поддержку в боеприпасах и технике, необходимых для удержания фронта.

Однако в то же время он заявил и о своих «красных линиях», которые включают поставки ракет большой дальности, или оружия, которое могло бы позволить Украине нанести удары по российской территории. Кроме этого, и Барделла, и Ле Пен заявляли, что не поддерживают отправку французских войск в Украину. Это означает, что хотя Франция продолжит выполнять свою часть обязательств, можно ожидать, что решительные идеи Макрона получат сопротивление, ведь Барделла сторонник подхода «предотвращения эскалации» со стороны Франции как ядерной державы и одного из лидеров НАТО.


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.