9 лет за похищение Вербицкого и Луценко. Кто такой Александр Волков, которого обвиняют в организации «титушек» Майдана
Бориспольский суд Киевской области приговорил к 9 годам лишения свободы Александра Волкова — обвиняемого в организации похищения и пытках майдановцев Игоря Луценко и Юрия Вербицкого в январе 2014 года. В результате пыток Вербицкий умер.Кто такой Александр Волков, какой была его роль в преступлениях против активистов Майдана, кто ему помогал и признает ли он свою вину — в нашем материале.
Приговор через три года суда
«Большая новость! Сегодня Бориспольский городской районный суд приговорил к 9 годам Александра Волкова, обвиняемого в похищении и убийстве Юрия Вербицкого и меня во время Майдана. Это итог трехлетнего судебного процесса, изнурительного и порой очень беспокойного. Большинство похитителей, а особенно организаторов и спонсоров этого преступления, сейчас прячет у себя Россия», — написал Игорь Луценко.
Волкова признали виновным в пытках, похищении и противодействии мирным собраниям. Также прокуратура выдвигала обвинения в убийстве и создании организованной преступной группировки, но это суд не поддержал.
Волков и банда Чеботарева
Александра Волкова арестовали летом 2017 года. Следствие считает его организатором похищения майдановцев. Также, по данным следствия, Волков связан с вероятным заказчиком похищения Алексеем Чеботаревым.
Чеботарев — украинский бизнесмен, бывший контролер «Укрспирта». Как считает следствие, после начала Революции достоинства в 2013 году Чеботарев, который был близок к тогдашнему министру внутренних дел Виталию Захарченко, создал «силовой блок» для преступлений против активистов Майдана.
Руководителями оперативных мобильных групп Чеботарев назначил Владимира Неживова, Александра Тендита, Дмитрия Щукина, Николая Якубовича и Александра Ляховича.
Александр Волков и Роман Щинкин организовывали и координировали их действия.
Для собраний и координации использовали офис на улице Почайнинской, который фактически принадлежал Чеботареву.
«Оттуда осуществлялось руководство участниками преступной организации в процессе совершения ими преступлений, связанных с насильственным противодействием акциям протеста, распределялись роли соучастников преступлений, проводились совещания, также там выплачивали материальное вознаграждение за участие в преступлениях», — говорится в материалах следствия.
Похищение Вербицкого и Луценко
По данным следствия, Волков, а также Неживов и Щинкин в январе 2014 года получили от Чеботарева задание похищать активистов Майдана. От протестующих они должны были узнать о структуре протестного движения, его лидерах и источниках финансирования.
Они узнали, где находится Игорь Луценко, и приказали своим подчиненным (Медвидю, Якубовичу, Ляховичу, Богдану, Тыднюку, Щукину, Мысливому, Тендиту и Тарану) похитить Луценко и других активистов из Александровской больницы. Их планировали вывезти в Бортническое лесничество и далее — в гараж, который принадлежал Тыднюку, чтобы там пытать и при необходимости убить.
Ночью 21 января, когда группа прибыла на место, Медвидь, по данным следствия, вышел из авто и осмотрел территорию. Для координации участников группы на место выехали Неживов и Волков.
В то же время Щинкин звонил Сергею Чемесу (сейчас он проходит свидетелем по делу, поскольку выдал своих бывших коллег) и предлагал ему за деньги собрать людей и прибыть на улицу Бассейную для выполнения определенных задач. Однако Чемес не смог обеспечить достаточное количество людей, и Щинкин нашел других.
Около 4 часов утра Луценко и Вербицкий приехали в офтальмологическое отделение Александровской больницы. Щинкин, Волков и Неживов приказали их похитить. Активистов схватили, вынесли из больницы и затолкали в салон микроавтобуса.
После того как группа уехала, Медвидь и Якубович якобы остались наблюдать за обстановкой на территории, чтобы в случае необходимости предупредить соучастников об угрозе. Затем они выехали в офис Чеботарева, где ждали дальнейших указаний.
Тыднюк и другие вывезли Луценко и Вербицкого в Бортническое лесничество, неподалеку от трассы «Киев-Борисполь», и там избили активистов.
В это время Волков, по данным следствия, координировал действия группы. Он выехал в направлении Бортнического лесничества, и его по данным мобильной связи фиксировали в районе Харьковского шоссе.
После этого мобильный телефон он не использовал, а около пяти утра позвонил Щинкину и выехал к нему в направлении жилого массива Оболонь, где тот находился вместе с Чеботаревым. Около шести утра Волков вернулся в офис, а в 6:20 позвонил Неживову и дал распоряжение о дальнейших действиях.
Неживов, выполняя указания, приказал Тыднюку отвезти Луценко и Вербицкого в гараж. Уже вечером, около 16:00, не установленные следствием люди вывезли Луценко в поселок Процев, где отпустили, и он смог самостоятельно добраться до Киева.
Вербицкого же вывезли в поселок Гнедин (Бориспольский район Киевской области), вглубь леса в 500 метрах от автодороги. Там его несколько раз ударили в голову и туловище. Он потерял сознание, и его бросили ночью в лесу без верхней одежды (при январской температуре воздуха -10°С) из-за чего Вербицкий умер.
Важный свидетель
Один из ключевых свидетелей по делу Волкова — Сергей Чемес, бывший охранник и правая рука «куратора» титушек Юрия Крысина.
30 августа 2018 года Чемес заключил сделку со следствием. Его приговорили к 3 годам и 3 месяцам лишения свободы за похищение и пытки оператора Владислава Иваненко, а также за убийство журналиста Вячеслава Веремия.
Именно Чемес остался за главного в Киеве в январе 2014 года, когда Крысин улетел отдыхать на Мальдивы. По данным следствия, Крысин постоянно контактировал с Чемесом и давал тому указания.
«Завтра поедете в офис и заберете деньги у Леши Чеботарева. И скажешь Паше (Бялаю), чтобы дал тебе $1200 на человека. Ну вы знаете, что вы работаете за $100 каждый», — пересказывал Чемес в суде телефонные разговоры с Крысиным.
По словам Чемеса, впервые он встретился с Волковым 20 января 2014 года на Контрактовой площади в Киеве.
«Примерно в 19:00 подъехал черный внедорожник, вышли двое мужчин, один из них — Волков. Они подошли к нам, спросили, кто старший. Через пять минут мы выстроили людей, насчитали 409 человек. Волков сказал: “Собери старших, разделитесь по 100 человек. Ваша задача — ехать к постам ДПС на въезде в Киев, там гаишники будут останавливать машины. Если там будут майдановцы или машины Автомайдана, ваша задача — не пускать их в Киев любой ценой”. Он сказал старшим, на какие трассы ехать», — рассказал Чемес.
21 января утром, по словам Чемеса, они вместе с Бялаем приехали в офис Чеботарева, чтобы получить 1300 долларов на работу «крысинской банды», и встретили там Волкова, который оправдывался за то, что в предшествующий день никого из активистов они не задержали.
«Чеботарев говорит: “Давай сегодня тоже 400 человек [титушок]”. Волков повернулся к людям, которые стояли у окна, сказал им что-то об автобусах, и они вышли», — рассказывал Чемес.
В тот же день вечером они снова якобы видели Волкова, когда тот давал указания останавливать машины активистов Майдана любой ценой. А уже 22 января, по словам Чемеса, вернулся Крысин и встретился с Чеботаревым возле Киево-Печерской лавры. Тогда, как говорит Чемес, Чеботарев отругал Крысина.
«Твои 400 уродов за две ночи не сделали того, что мои 150 пацанов за одну ночь» — цитировал Чемес Чеботарева.
После этого, по словам свидетеля, Чеботарев все же отдал пакет с деньгами.
Что говорит сам Волков
«Мне пришлось по крупицам собирать события того дня, поскольку они мне ничем не запомнились», — говорил в суде сам Александр Волков.
Он утверждает, что не был замешан ни в одном из этих преступлений.
«Ни в каких преступных делах я не участвовал, ни о каких преступных планах других людей мне не было известно. О событиях на Майдане я знал по собственному опыту, я там был, а также по телевидению. О похищении Иваненко, а также о фамилиях Крысин, Чемес, Бялай мне стало известно из обвинительного акта. К похищению Луценко и Вербицкого я не имею никакого отношения. Я узнал об этом из телевизионного репортажа, где силовики показывали какие-то схемы, и там была фамилия Чеботарева», — рассказывал в суде Волков.
По его словам, с Чеботаревым он был знакомым, поскольку учился с ним в школе с первого класса. А вот с Романом Щинкиним он якобы познакомился значительно позже.
«У него была квартира рядом с нашим заведением (ресторан “Фиеста”, которым управлял Волков, — ред.). Он начал приходить туда, а потом еще выяснилось, что наши жены учились вместе в школе на Троещине, и мы поддерживали с ним отношения», — рассказал Волков.
Он уверял, что со 2 по 12 января 2014 года отдыхал за границей с семьей. С 12 по 20 января был в Киеве, но «не вылезал из дома и ни с кем из фигурантов дела не общался, в частности с Чеботаревым и Щинкиним».
Впервые, по его словам, он вышел из квартиры лишь днем 20 января и поехал на Подол, чтобы встретиться со своим знакомым, Андреем Семененко.
«Где конкретно я был, сказать не могу. Был в ресторане «Веро Веро», это один из моих любимых итальянских ресторанов», — рассказывал Волков, но добавил, что тогда так и не встретился с Андреем, потому что у того якобы были свои планы.
Далее, по словам Волкова, родственники попросили его купить продукты. А потом на улице он встретил знакомого Андрея Ефимченко, который праздновал Крещение в бане возле Ильинской церкви и пригласил его присоединиться.
К слову, в нескольких метрах от этой бани и находится офис Чеботарева.
Волков уверял, что не ездил ночью в Александровскую больницу, а то, что там зафиксировали его телефон, объяснил тем, что телефон якобы похитили.
«Человек, который был с нами в этой компании в бане, прихватил мой телефон и уехал. Был он там, участвовал в чем-то, или просто поехал — не знаю», — говорил Волков в суде.
Он утверждал, что уехал из бани около 4:30 утра 21 января. Тогда уже был с телефоном, потому что ему его вернули.
«Как отдали, я не помню. Или в руки, или положили на тумбу», — сообщил он.
По его словам, он понял, что телефон кто-то забирал, уже после ареста, когда изучал трафик в материалах дела.
Ночные звонки Неживову в ночь похищения Луценко и Вербицкого Волков отрицает. А вот утром, по словам Волкова, звонок был случайным.
«Совершенно случайно. Телефон лежал в куртке без блокировки», — сказал Волков.
Другие фигуранты
Весной прошлого года правоохранители задержали двух фигурантов по делу об убийстве Юрия Вербицкого — Ивана Новотного и Сергея Мысливца.
Новотному инкриминируют участие в преступной организации Чеботарева, похищения, пытки майдановцев, препятствование мирным собраниям.
Сергею Мысливцу, кроме тех же самых статей, — убийство Вербицкого и подделку документов.
Досудебное следствие в отношении их завершено, дело слушают в Белоцерковском суде Киевской области.
Также в деле о похищении Луценко и Вербицкого фигурируют сотрудники МВД Украины Константин Пащенко и Дмитрий Хизанов. Их обвиняют в незаконном прослушивании Луценко накануне и во время его похищения.
Они были одними из первых задержанных по делу. Тогда, в 2016 году, Луценко заявлял, что не считает их виновными в пытках, поскольку они не были осведомлены, а инкриминировать им можно разве что служебную халатность.
Обвиняемый Константин Пащенко в комментарии нам сказал, что не признает своей вины, обвинение считает абсурдным, а дело «сфабрикованным для отвода глаз и прикрытия третьих сторон».
Дмитрий Хизанов продолжает работать в правоохранительных органах, а потому от комментариев отказывается.
Еще один фигурант дела — Александр Медвидь. По данным следствия, он тоже входил в группу Чеботарева.
Непосредственно группой, в состав которой входил Медвидь, руководил Владимир Неживов, он объявлен в розыск. По словам прокурора, именно Неживов приказал использовать микроавтобус для транспортировки похищенных.
Медвидь следил за Луценко и Вербицким и дал знать сообщникам, когда активисты прибыли в больницу.
Вчера стало известно еще об одном фигуранте дела — Александре Перестюке, которого суд взял под стражу на два месяца. Перестюка следствие называет соучастником преступления, привлек его якобы Сергей Мысливий.
В розыске по делу находится 9 человек: Алексей Чеботарев, Александр Тендит, Виктор Тыднюк, Николай Якубович, Роман Щинкин, Дмитрий Щукин, Владимир Неживов, Александр Ляхович и Юрий Таран.
Один из них — Виктор Тыднюк — якобы инсценировал свое убийство, но «воскрес», получив гражданство РФ. В отношении его и Александра Тендита следователи ГБР в феврале направили в суд обвинительный акт. Судебный процесс будет проходить по процедуре заочного осуждения.
Похищение Владислава Иваненко
Дело об убийстве Вербицкого переплетается с еще одним преступлением — похищением оператора Владислава Иваненко.
Это произошло 21 января, оператора пытали, а затем отпустили. Тогда, по данным следствия, работали группы Евгения Жилина (руководителя пророссийской организации «Оплот») и Юрия Крысина.
«Они знали друг друга еще с 90-х. И когда у тогдашних руководителей возникла необходимость создать организации, которые якобы не были правоохранителями, а гражданскими лицами, но за власть — они наняли их. А именно охранную фирму Крысина (ООО “Пятый регион”, — ред). Крысин непосредственно работал на Чеботарева, от него он получал задания. Кто стоял за Чеботаревым, пока неизвестно, но кто-то стоял», — рассказали нам прокуроры по делу Крысина.
Тогда же, по версии следствия, Чеботарев предложил Крысину 200 тысяч долларов. Крысин согласился, но с 10 по 22 января поехал на отдых за границу, а свои «полномочия» передал доверенным лицам — Сергею Чемесу и Павлу Бялаю. Они неофициально работали в охранной фирме Крысина «Пятый регион» и принадлежали к его ближайшему окружению.
Из-за границы Крысин якобы общался с заказчиками и отдавал приказы Чемесу и Бялаю по телефону. Сам он это отрицает.
А что вообще с делами Майдана?
В 2020 году следователи по делам Майдана сообщили о подозрении 37 лицам и направили в суд 19 обвинительных актов в отношении 25 человек (6 судей, 13 правоохранителей, 6 гражданских).
Всего в судах слушают 86 судебных дел в отношении 176 человек. К ответственности уже привлечены 343 человека (34 чиновники, 185 силовиков, 16 прокуроров, 14 судей и 70 гражданских).
В ГБР сейчас находится 80 уголовных дел, по которым ведется досудебное расследование.