Борис Джонсон стал новым премьер-министром Великобритании: что о нем известно

Великобритания определилась с новым лидером Консервативной партии и одновременно премьер-министром. Имя преемника Терезы Мэй, которая сегодня уходит с должности, официально объявили после обеда 23 июля. Им стал Борис Джонсон. И такое решение никого не удивило. Джонсон обошел своего основного конкурента, действующего министра иностранных дел Джереми Ганта. Ему пророчили победу с начала премьерской гонки, в поддержку кандидатуры Джонсона выступал даже американский президент Дональд Трамп. Кто такой Борис Джонсон и чего ждать от него Великобритании?

От журналиста до министра

«Это человек, чья карьера была и на вершине, и на дне, но его невероятная вера в себя и умение навязать это другим помогут ему попасть в самый высокий кабинет в стране. Это человек, чья мечта о власти, которую он тщательно скрывал, была очевидной на протяжении десятилетий. Это человек, которого любят избиратели, но который пытается всячески их отталкивать», — так о новоизбранном премьере пишет BBC.

55-летний Борис Джонсон — представитель давней британской элиты: среди его дальних родственников есть и английский король Георг ІІ, и известный политический деятель Османской империи Али Кемаль. Последний в свое время отдал приказ об аресте первого президента Турецкой республики Ататюрка. Однако после прихода к власти Ататюрка был им казнен (по другой версии — погиб во время войны за независимость).

Начальное образование Джонсон получил в Брюсселе, а затем закончил самое элитное учебное заведение Великобритании — Итон колледж. Как и большинство представителей британской политической верхушки, он — выпускник Оксфордского университета. В студенческие годы попал в престижный Буллингдонский клуб. Его членом был и Дэвид Кэмерон — предшественник Терезы Мэй в должности премьера Великобритании.

После завершения университета Джонсон занимался журналистикой. С его первого места работы, газеты The Times, Джонсона уволили за выдуманную цитату. После этого он попал в Daily Telegraph, где «вырос» до заместителя главного редактора и главного политического обозревателя. Затем сотрудничал с ВВС, а в 2000 году возглавил редакцию The Spectator.

Евроскептицизм Джонсона в его материалах проявлялся в представлении институтов ЕС как ненужного бюрократического аппарата. В том числе из-за таких взглядов он получил симпатию Консервативной партии Великобритании и в 2001 году стал членом парламента от этой политсилы.

Известным Джонсон стал, когда выиграл выборы мэра Лондона в 2008 году и был переизбран на второй срок в 2012 году. В июле 2016 года он получил должность министра иностранных дел в кабинете Терезы Мэй.

Джонсон был дважды женат. Со второй женой, Мариной Вилер, он развелся после 25 лет брака. У него пятеро детей — четверо от Вилер и внебрачная дочь.

Слева направо: глава МИД Великобритании Борис Джонсон, британский премьер Тереза Мэй и президент США Дональд Трамп на саммите НАТО в Брюсселе, Бельгия, 25 мая 2017 годаEPA/MATT DUNHAM/POOL

Кого он победил?

В начале политической карьеры Джонсон о своих премьерских амбициях говорил так: «Мои шансы стать премьер-министром такие же большие, как возможность найти Элвиса на Марсе или пережить реинкарнацию в оливку».

Но несмотря на скандальную репутацию, Джонсон уверенно лидировал на протяжении всех туров премьерской гонки в 2019 году. Конкурентами Джонсона на пост в самом начале были, в частности, действующие члены правительства: глава МИД Джереми Хант, министр по международному развитию Рори Стюарт, министр внутренних дел Саджид Джавид, министр окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Майкл Гоув и министр здравоохранения и социального обеспечения Мэтт Хэнкок. Парламентарий Эстер Маквей, которая выбыла из гонки в самом начале, поддержала Джонсона, назвав его «сильным и оптимистичным лидером», который способен реализовать Brexit.

Когда же претендентов осталось двое — Хант и Джонсон, — шансы Джонсона, согласно прогнозам, только возросли. За несколько дней до голосования вероятность победы Ханта оценивали лишь в 4%. 52-летний Хант, бизнесмен, соучредитель образовательной компании Hotcourses, парламентарий с 2005 года, был членом правительства на трех должностях: возглавлял МИД, министерство культуры, медиа и спорта, а также был министром здравоохранения и социального обеспечения.

Хант говорил, что считает возможным улучшить соглашение по выходу из ЕС до 31 октября. В отличие от жесткой позиции Джонсона, он готов был бы отложить Brexit еще раз, если бы была перспектива заключить новое соглашение позже. Он также говорил, что в противном случае «с тяжелым сердцем» согласился бы на выход без соглашения.

Министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант, Лондон, 22 июля 2019 годаEPA-EFE/NEIL HALL

«Сложные отношения с правдой»

Вот что писал редактор Daily Telegraph Макс Гастингс о Джонсоне, когда тот работал корреспондентом в Брюсселе: «Можно спорить о том, негодяй он или просто мошенник, но не о его нравственной несостоятельности, которая происходит от пренебрежения правдой. [...] Достоинство все еще имеет значение в государственной службе, и у Джонсона никогда его не будет. Его весомым недостатком является трусость, которая выражается в готовности рассказать любой аудитории то, что, как он думает, ей понравится, несмотря на то, что уже через час неизбежно будет противоречить самому себе».

Джонсона несколько раз ловили на лжи и после того, как он завершил журналистскую карьеру. Главный комментатор издания Financial Times Мартин Вольф называет политика «сериальным фантастом». Один из последних примеров — от 3 мая 2019 года. Джонсон написал в своем Twitter, что сходил на местные выборы и проголосовал за консервативную партию. В комментариях Джонсону написали, что в тот день никаких выборов не было. Ложный твит политик сразу удалил.

Джонсона и в Европе, и в Америке знают как человека, который любит скандальные комментарии в адрес известных политиков и почти никогда за них не извиняется. Например, в своей статье от 2007 года он назвал Хиллари Клинтон «крашеной блондинкой с большими губами и стальным взглядом — просто как у медсестры-садистки в госпитале для душевнобольных». И добавил: «Если Билл Клинтон способен справиться со своей женой, он справится и с любым глобальным кризисом». А потом сказал, что такое высказывание следует воспринимать просто как шутку.

«Шутил» Джонсон и о королеве Елизавете II, иронизируя над ее интересом к странам бывшего Содружества в Африке. Мол, это из-за того, «что они регулярно поставляют ей толпы негритят, которые размахивают флажками». А президента России Владимира Путина он как-то назвал Добби, домашним эльфом из «Гарри Поттера».

Президент США Дональд Трамп в июне 2019 года заявил, что поддерживает кандидатуру Джонсона на выборах премьера, вероятно, забыв, что когда-то Джонсон говорил, что «американский президент потерял разум». Издание Vox отмечает, что Джонсон, кроме «искажения правды», известен еще и своей «просто ужасной прической, благодаря которой его сравнивают с Дональдом Трампом». Некоторые британские медиа пишут, что Джонсон на самом деле «даже опаснее, чем Трамп», а их основное сходство заключается в том, что «люди не воспринимают их достаточно серьезно, пока не становится слишком поздно».

Противники Brexit с куклами-политиками и плакатами «Борис и Хант — марионетки Фараджа» во время акции в Лондоне, Великобритания, 20 июля 2019 годаEPA-EFE/HOLLIE ADAMS

А что с Brexit?

Еще более сложные отношения у Джонсона с темой Brexit. В 2016 году, когда он получил должность министра иностранных дел, он начал активно отстаивать идею, что Британии необходимо покинуть Евросоюз. При этом прибегал к проверенным методам — громким заявлениям и лжи. В мае 2016 года он призвал британцев голосовать за выход из союза, подчеркивая, что объединенной Европе пришел конец. «Наполеон, Гитлер и другие пытались осуществить воссоединение Европы, но все заканчивалось трагически... Евросоюз — это попытка сделать то же другими методами. Но вечная проблема в том, что на самом деле преданности идее Европы не существует», — заявлял Джонсон.

А после того, как действующий премьер Тереза Мэй объявила о своей отставке и Джонсон выдвинул свою кандидатуру на эту должность, его обвинили в обмане избирателей во время кампании за выход страны из Европейского союза и даже вызвали в суд. Накануне референдума по Brexit в 2016 году политик заявил, что членство в ЕС стоит стране 350 млн фунтов стерлингов в неделю. Этот тезис стал одним из основных во время кампании, эту цифру писали на агитационном автобусе, который ездил по стране. Истец, бизнесмен Маркус Болл, назвал такую цифру несправедливо завышенной, однако суд отклонил иск против Джонсона.

Борис Джонсон — сторонник жесткого Brexit. Из-за несогласия с позицией Терезы Мэй, которая пыталась договориться с парламентариями о наиболее выгодных для Британии условиях соглашения, в июле 2018 года он подал в отставку с поста министра иностранных дел. Во время своей премьерской кампании он заявлял, что в случае избрания на пост главы правительства не намерен платить Европейском союзу отступные за Brexit, пока не добьется приемлемых условий выхода. Речь идет о сумме в 39 млрд фунтов ($50 млрд США) за невыполнение обязательств перед Евросоюзом.

Позицию Джонсона по Brexit без соглашения не поддерживают многие из действующих чиновников. Предчувствуя объявление Бориса Джонсона премьером, заместитель министра иностранных дел Великобритании Алан Дункан и министр культуры Марго Джеймс ушли в отставку. О намерении покинуть свои посты в случае победы Джонсона заявили также министр финансов Филипп Хаммонд и министр юстиции Дэвид Гаук.