Дело Майдана: как продвигается расследование преступлений времен Революции Достоинства
Преступления времен Революции Достоинства, условно объединенные в «дело Майдана», начнут расследовать с начала. Теперь эту обязанность возложили на Государственное бюро расследований. С 20 ноября прокуратура теряет функции досудебного следствия, она будет только организовывать и контролировать расследование (осуществлять так называемое «процессуальное руководство»).
Из-за этих изменений в прокуратуре вместо управления спецрасследований создали департамент процессуального руководства по делам Майдана. Возглавил новое подразделение Виктор Мисяк — экс-заместитель начальника управления организации и процессуального руководства по уголовным производствам о преступлениях специальной категории. Адвокаты семей Небесной сотни это назначение не поддержали.
В то же время расследование дел оказалось под угрозой, поскольку передать их в ГБР не так уж и просто, к тому же следователей в Бюро для работы такого масштаба недостаточно.
Пока в ГБР ждут поправки в законодательстве, которые позволят увеличить количество работников, вспоминаем, как продвинулось следствие за почти 6 лет.
Масштабы дела
В Генпрокуратуре говорят, что большинство этих преступлений уже раскрыли, то есть установили обстоятельства, организаторов и исполнителей. 66 человек находятся под подозрением в причастности к убийствам на Майдане. Несмотря на это, в некоторых делах конкретных исполнителей до сих пор не установили.
К тому же, 36 подозреваемых в преступлениях во время Майдана продолжают работать в правоохранительных органах, из них 10 — на руководящих должностях. Речь идет и о тех, кому инкриминируют организацию убийств. Только в Киевской полиции работает 30% экс-беркутовцев, часть из них фигурирует в уголовных делах.
Дела экс-беркутовцев
В расстрелах участников Майдана подозревают 26 экс-беркутовцев так называемой «черной роты», но 21 из них скрываются. Глава спецроты Дмитрий Садовник сбежал в Россию осенью 2014-го, еще 20 беркутовцев — в конце февраля. 16 из них находятся на территории России, 4 — в аннексированном Крыму. Некоторым удалось получить российское гражданство, некоторым — убежище.
Выдавать их по просьбе украинской прокуратуры Россия отказывается.
Поэтому на скамье подсудимых находятся только пятеро. Слушания дела до сих пор продолжаются в Святошинском суде Киева.
А вот экс-беркутовца Андрея Хандрикина, которого обвиняли в избиении и пытках активистов Евромайдана на колоннаде стадиона «Динамо» в январе 2014 года — оправдали. Прокуроры планируют обжаловать решение.
Дело «титушек» Майдана и приговор за убийство Веремия
Продолжаются слушания и по делу «титушек» Майдана Сергея Костенко, Олега Гебана и Геннадия Погребного. Им инкриминируют препятствование мирным собраниям и завершенное покушение на умышленное убийство 18 февраля 2014-го (стрельба в активистов) — это события на пересечении улиц Владимирская — Большая Житомирская, которые предшествовали убийству журналиста Вячеслава Веремия.
Организатор нападения на журналиста издания «Вести» Вячеслава Веремия в ночь с 18 на 19 февраля 2014 года Юрий Крысин после более трех лет судов получил приговор — 5 лет лишения свободы.
Мы существуем благодаря вам! Поддержите независимую журналистику — фондуйте нам на Спiльнокоштi и присоединяйтесь к сообществу Друзей hromadske.
Армен Саркисян, который, по данным следствия, организовал сбор «титушек» и действовал в интересах экс-министра внутренних дел Захарченко, до сих пор находится в розыске.
Янукович и приближенные чиновники
Экс-президента Виктора Януковича в январе 2019-го заочно приговорили к 13 годам тюрьмы за государственную измену и содействие в ведении войны против Украины. А вот доказать, что он действовал в целях сепаратизма, пытаясь изменить государственную границу, не удалось.
Янукович сбежал в Россию в 2014 году и до сих пор находится там. Поэтому отправить президента-беглеца в колонию смогут только после задержания.
Адвокаты подали 5 апелляционных жалоб на приговор. Их слушания продолжаются.
Еще девять чиновников, которые до конца февраля 2014-го руководили страной, подозревают в организации преступной группировки, препятствовании проведению митинга на Майдане и тому подобное. Семь из них — в розыске, в Украине остались только двое: экс-глава фракции «Партии регионов» Александр Ефремов и бывший министр юстиции Александр Лавринович.
Ефремова обвиняют в организации захвата здания Луганской областной государственной администрации весной 2014 года, в пособничестве при захвате здания управления Службы безопасности Украины в Луганской области, совершении умышленных действий с целью изменения границ территории и государственной границы Украины. Ему также инкриминируют государственную измену, организационное и иное содействие в создании и деятельности так называемой «ЛНР». Кроме того, его обвиняют в незаконном завладении имуществом «Луганскуголь».
Дело слушает Старобельский районный суд Луганской области. Ефремов провел под стражей более трех лет. Сейчас суд изменил меру пресечения на самую мягкую из возможных — личное обязательство. Фактически Ефремов просто обязуется являться в суд.
Также Ефремов — один из обвиняемых по делу о «законах 16 января». После изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины, которые разграничили подсудность уголовных производств по коррупционным преступлениям между местными судами и Высшим антикорсудом, дело передали в Высший антикоррупционный суд. Однако, там определили, что дело не относится к его компетенции, теперь его должны направить в другой суд.
Александра Лавриновича обвиняют в растрате в 2013 году Министерством юстиции более $1 млн бюджетных средств. Речь идет об отчете, который по завышенной цене Министерство заказало у иностранной компании «Skadden» по делу «Тимошенко против Украины», что слушалось в Европейском суде по правам человека.
Кроме того, по другому делу Лавриновичу инкриминируют содействие захвату власти бывшим президентом Украины Виктором Януковичем и участие в организации конституционного переворота в 2010 году.
Бывшему министру юстиции грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.