Два миллиарда в «крипте». Действительно ли у украинских чиновников «космические» криптоактивы и как это проверить
Криптовалюта резко ворвалась в финансовую жизнь всего мира, порождая многочисленные споры — это будущее уже сегодня или мыльный пузырь? Многие украинские депутаты и чиновники выбрали первый вариант и начали активно вкладываться в Bitcoin. Или делать вид, что вкладываются.
Сколько миллиардов гривен в криптовалюте задекларировали отечественные политики и зачем они это делают — в материале hromadske.
Новая любовь украинских чиновников
Недавно Верховная Рада приняла закон о регулировании криптовалют в Украине. Но несмотря на то, что СМИ пестрели заголовками о «легализации криптовалюты», говорить об этом пока рано. В этом материале мы объясняли, что меняет закон.
А пока изменения не вступили в силу, криптовалюта в Украине остается вне правового поля. Но не на 100%. В законе «О предотвращении коррупции» говорится, что госслужащие, депутаты и претенденты на госдолжности обязаны указывать такие активы в своих декларациях.
Благодаря этому можно увидеть, что за последние пять лет любовь украинских чиновников и депутатов к криптовалюте существенно возросла. Если в 2016-м ее задекларировали только 25 человек, то в декларациях 2020 года о наличии таких активов рассказали уже 652 человека, посчитали в Opendatabot.
Больше всего они любят Bitcoin — более 61% всей задекларированной криптовалюты. В общей сложности это 46 351 биткоин, что по нынешнему курсу составляет более 2,2 миллиарда долларов, или почти 60 миллиардов гривен.
Всего же чиновники и депутаты задекларировали примерно 75 млрд грн криптоактивов. В чем причина такой популярности?
«Нарисовать как можно больше»
Криптовалюта становятся все популярнее во всем мире, поэтому тенденция вроде бы и понятна. Но в случае с украинскими чиновниками есть немало сомнений и неприятных аналогий.
Основная проблема — указывать Bitcoin в декларации нужно, но никаких проверок нет (точнее — не было до недавнего времени, но об этом позже). Поэтому декларанты могут использовать это для легализации денег, полученных незаконным способом.
Выглядит все довольно просто — рисуешь себе в декларации определенную сумму в криптовалюте, хоть у тебя ее на самом деле нет, а потом говоришь, что ты эту криптовалюту продал, и вот именно отсюда взялась крупная сумма денег.
«Это действительно главный мотив указать больше виртуальных активов, чем есть у служащего. Это же работает, например, и с наличными», — говорит в комментарии hromadske эксперт по декларированию Центра противодействия коррупции Антон Марчук.
В случае с наличными ситуация очень похожа, особенно если речь идет о первом декларировании, то есть когда у чиновников нет предыдущих деклараций. Он может указать любую сумму наличности, которой на самом деле не существует, с расчетом на то, что в будущем она появится (незаконным способом, то есть благодаря коррупции), и происхождение этих денег надо будет как-то объяснить.
После введения электронных деклараций тогдашний нардеп Сергей Мельничук задекларировал триллион гривен наличными, как он объяснил, чтобы привлечь внимание к тому, что декларации «легализуют коррупционные деньги».
Криптолидеры
В случае с криптовалютой лидером по декларированию космических цифр стал экс-депутат Днепровского горсовета Вячеслав Мишалов. Он указал в своей декларации 18 тысяч биткоинив. Это около 850 миллионов долларов, или более 22,8 миллиарда гривен. Для сравнения, бюджет Днепра на 2021 год — 13,6 миллиарда гривен.
Отец Мишалова, Дмитрий — один из самых известных бизнесменов Днепра. Как отмечает YouControl, он возглавляет бизнес-группу семьи Мишаловых, которая прежде всего занимается строительством и недвижимостью. В частности, его компания за 100 миллионов долларов построила перед Евро-2012 крышу для киевского стадиона «Олимпийский», напоминают «Наши Деньги».
Однако даже с таким бизнесом эта сумма в биткоинах не выглядит реалистичной. Как мы уже говорили, это около 850 миллонов долларов, но при этом Мишаловых нет в топ-100 списка Forbes. Замыкает рейтинг Александр Слободян с активами в 130 миллионов долларов, то есть активы Мишалова оцениваются в меньшую сумму. Что об этом говорят в самом Forbes — расскажем чуть позже.
Тем не менее никаких проверок бывший депутат из Днепра не проходил, поэтому нельзя утверждать, что он солгал в декларации. Остается поверить в его пророческий гений, который подсказал бизнесмену накупить Bitcoin, когда те стоили всего лишь несколько долларов.
То, что начинается на «бит-»
Вторым в списке идет первый секретарь посольства Украины во Вьетнаме Петр Ленский, который задекларировал 3174 своих биткоина и 3354 — супруги (всего 6528). В отличие от Мишалова, он указал дату, когда у них появилась криптовалюта — 20 сентября и 16 августа 2020 года соответственно. А также стоимость — 428 и 469,5 тысяч гривен соответственно.
Но если у вас есть «Гугл», несложно посчитать, что более 3 тысяч биткоинов стоят куда больше — миллионы долларов, а не тысячи гривен. Понять, что это за такой Bitcoin для (относительно) бедных, удалось с помощью второй, исправленной декларации Ленского, где легким движением руки «биткоины» превратились в «битбоны».
Сайт Coinmarketcap, который показывает курс 6677 видов криптовалют, о битбонах ничего не знает. Впрочем, такая криптовалюта (Bitbon) все же существует, ее официальный сайт расположен на российском домене, а текущий курс — 21,3 доллара, если верить сайту Bit.trade. В то время, когда у Ленского появилась эта криптовалюта, она стоила 9 долларов, по тогдашнему курсу это было 800 тысяч грн, а не 428, указанных в декларации. Но все же эти цифры куда ближе к истине, чем в случае с биткоином.
Правда, интересно: купив битбоны в августе-сентябре 2020 года и задекларировав их в феврале 2021-го, Ленский только в начале марта (когда подал исправленную декларацию) понял, что у него не биткоин, а нечто «чуть-чуть» другое? И это очень яркий пример, как исправление всего лишь трех букв кардинально меняет стоимость виртуального кошелька чиновника.
Две с половиной тысячи «майбахов»
А вот братья Урбанские — один депутат Верховной Рады (Анатолий), другой Одесского облсовета (Александр) — демонстрируют чудеса дальновидности, стабильности и пример раскладывания яиц по разным корзинам.
В декларации за 2016 год Александр Урбанский указал 5328,1217 биткоина, причем отметил, что владел ими еще до начала работы депутатом 8-го созыва парламента (а это 2014 год). Однако в декларации за 2015-й он почему-то свою криптовалюту не указал.
В декларации за 2017 он указал еще одну криптовалюта — биткоин кэш, причем ровно столько же (5328,1217), сколько и «традиционных» биткоинов. И вот с тех пор в каждой своей декларации Урбанский указывает именно эти суммы двух видов криптовалюты.
У его брата история абсолютно аналогичная — в декларации за 2016 год указаны биткоины, которые якобы появились еще до работы депутатом, хотя в декларации 2015 года их нет. И точно так же в 2017 году добавляется еще биткоин кэш. Разница только в сумме, у Анатолия Урбанского криптовалюты поменьше — по 4256,3278 обоих видов.
Оба политика представляют партию «За будущее», которая с подачи президента получила второе название — «За майбах». На сайте Mercedes можно узнать, что Maybach GLS стоит от 160 тысяч евро. Так вот, если сложить криптовалюты братьев Урбанских (а это более 450 миллионов долларов!), можно купить 2,5 тысячи «майбахов».
К слову, братьев Урбанских тоже нет в топ-100 Forbes. Похоже, эксперты журнала не очень верят в задекларированное чиновниками криптобогатство.
Можно ли их проверить?
Мы обратились в украинскую редакцию Forbes, чтобы спросить, почему они не учли декларируемую криптовалюту. Заместитель главного редактора журнала Владимир Ланда рассказал, что в случае с Мишаловым редакция пыталась уточнить эту информацию.
«Не вдаваясь в подробности, мы не нашли достаточных подтверждений владения криптовалютой в том количестве, которое позволило бы (Мишалову, — ред.) попасть в рейтинг 100 самых богатых людей. По одесскому кластеру декларантов (а это не только Урбанские) вопросов тоже больше, чем ответов», — уточнил журналист.
Ланда отметил, что в целом Forbes следит за задекларированной криптовалютой, но очень осторожно учитывает ее при оценке состояния.
Но если для рейтинга самых богатых людей чиновники не обязаны доказывать наличие указанного количества биткоинов, то государство в лице Национальное агентство по предотвращению коррупцииНАПК может этого требовать.
И вот недавно произошел первый громкий случай такой проверки: экс-глава Харьковской облгосадминистрации, а ныне глава Государственной регуляторной службы (ГРС) Алексей Кучер не смог подтвердить, что у него действительно есть 77 биткоинов, стоимость которых на момент проверки — 13,1 миллиона гривен. Как же его проверили?
«У криптовалюты Bitcoin есть публичный адрес (Public Address), который является открытым и подтверждает принадлежность определенному лицу. Глава ГРС не смог предоставить публичный адрес криптовалюты», — сообщили в НАПК.
Как отмечает глава ведомства Александр Новиков, заявления о том, что криптовалюту невозможно отследить, — чушь.
«Большинство криптовалют — наиболее прозрачный способ хранения средств. С данными о ваших биткоинах может ознакомиться любой человек, если ему известен адрес вашего криптокошелька. В открытых реестрах можно не только проверить, сколько криптовалюты есть у человека, но и получить данные обо всех его транзакции», — сказал он.
Мы обратились за комментарием к преподавателю курса «Блокчейномика» в Киево-Могилянской бизнес-школе Станиславу Подьячеву. Он объяснил, что это действительно очень прозрачная система, и с помощью кошелька можно легко подтвердить или опровергнуть, есть ли у декларанта указанная криптовалюта или нет.
«У кошелька есть функция подписи, можно использовать ее для подтверждения. И даже в режиме реального времени смотреть на движение средств. В случае, если чиновник хранит свои криптоактивы в специализированных финучреждениях — доказать можно соответствующим документом, справкой или выпиской», — говорит эксперт.
Подьячев, как и Новиков, указывает на еще одно преимущество технологии Технология блокчейна — это своеобразная книга учета, которая фиксирует все операции, а внесение изменений в один блок требует соответствующих изменений во всех блоках после него. Это делает невозможным манипуляции с данными.блокчейн — изменить информацию в базе невозможно. И если чиновник хочет что-то скрыть, то это точно не то место, куда стоит идти.
Прозрачность финансирования — кредо и для hromadske. Мы не зависим от политиков и олигархов, мы финансируемся благодаря поддержке читателей, рекламе и международным донорам, что обеспечивает нашу независимость. Вы можете помочь нам в этом, присоединившись к сообществу друзей hromadske.
Пока НАПК проверяет лишь единичные случаи декларирования криптоактивов, но обещает усилить это направление. Техническая возможность установить истину есть, поэтому все зависит, как и почти всегда у нас, от политической воли. Если ее хватит, то не исключено, что уже в этом году число «криптомагнатов» среди наших депутатов и чиновников значительно уменьшится — ведь декларировать криптовалюту, которой у тебя на самом деле нет, станет просто опасно.