Итальянский суд вынесет приговор нацгвардейцу Маркиву, обвиняемому в убийстве фотографа на Донбассе
Суд города Павия в Италии 12 июля вынесет приговор Виталию Маркиву, бывшему солдату Нацгвардии, обвиняемому в причастности к убийству на Донбассе в 2014 году итальянского фотографа Андреа Роккелли.
Об этом сообщает корреспондент Громадского из зала суда. Заседание, на котором должны объявить приговор, начнется около 10 утра по киевскому времени.
На последнем слушании суда, который длился с лета 2018 года, ожидается присутствие родственников Маркива и погибшего Роккелли, украинцев со всей Италии и большого количества прессы. По информации источников Громадского, участие примут также бывшие коллеги Маркива из Нацгвардии, депутаты Верховной Рады Украины Богдан Матковский и Андрей Антонищак, которые давали показания в суде Павии в этом деле.
Сторона обвинения просит признать Виталия Маркива виновным и приговорить его к 17 годам заключения. Однако адвокаты Маркива требуют освобождения украинца за недостатком улик. Одновременно суд рассмотрит и гражданский иск против государства Украина, который подали Федерация итальянской прессы, Ассоциация журналистов региона Ломбардия и основанный Роккелли коллектив фотографов Cesura Lab. Они требуют денежной компенсации в общем размере 30 тыс. евро.
Виталий Маркив, у которого есть гражданство Украины и Италии, находится за решеткой с 30 июня 2017 года, когда его арестовали в аэропорту Болоньи. Его обвиняют в убийстве по предварительному сговору с группой лиц итальянского фотографа Андреа Роккелли и его русского переводчика Андрея Миронова. Они погибли в результате минометного обстрела 24 мая 2014 у подножия горы Карачун под Славянском, на контролируемой тогда боевиками территории. Прокуроры считают гибель Роккелли умышленным убийством. Защита отвергает эти обвинения, настаивая на том, что журналисты находились в зоне войны без опознавательных знаков и стали жертвами перекрестного огня. Итальянская сторона отказалась от проведения следственных действий на месте происшествия, а также проигнорировала предложения Украины о создании совместной следственной группы, озвученных после ареста Маркива.
Виталия Маркива обвиняют в том, что, находясь на горе Карачун, он передал информацию о пребывании журналистов украинской армии.
Обвинения против Маркива базируются на показаниях французского журналиста Уильяма Рогелона (ключевой свидетель по делу), который был вместе с Мироновым и Рокелли у горы Карачун под Славянском и он единственный, кому удалось выжить после обстрела.
Накануне вынесения приговора Маркиву Громадское обратилось за комментариями к представителю стороны обвинения, а также к итальянскому журналисту, который присутствовал на многих судебных слушаниях по делу Маркива.
Паоло Перуккини, Президент Ассоциации журналистов региона Ломбардия, которая является гражданским истцом по делу Маркива:
Мы решили подать гражданский иск в процессе над Маркивым за убийства Роккелли, потому что это наш долг — присутствовать везде, где есть угрозы свободе информации, где говорится об угрозах, или о насилии, или об убийстве, как, к сожалению, произошло с Энди (Андреа Роккелли — ред.). Он погиб в результате обстрела из миномета, систематического и точного. Кто-то хотел убрать с той территории свидетелей. Журналисты, которые там работали — это свидетели, которые могли рассказать, что на самом деле происходило. Так это выглядит с нашей точки зрения. Прошло следствие, определили лицо ответственное или причастное к убийству — теперь суд решит, это действительно ли это так. Может это и не он (Маркив — ред.), для нас это не важно, мы просто хотим узнать правду.
Массимилиано Мелло, журналист издания Milano Today:
В этом процессе не хватает четких доказательств того, что Виталий Маркив указал место нахождения журналистов, погибших под Славянском. Процесс основан на статье, в которой украинский военный, которого впоследствии идентифицировали как Виталия Маркива, говорил с итальянскими журналистами о столкновениях в тот день. Однако во время судебных слушаний весомых доказательств так и не предоставили.
Прокуроры основывают обвинения в том, что Маркив был военным Нацгвардии, у которого был с собой автомат Калашникова, у него было задание от руководства указывать позиции подозрительных лиц. Но нет ни единого доказательства, что это именно украинские военные стреляли в сторону группы журналистов, частью которой был Андреа Роккелли. Я считаю, что судьям будет очень сложно признать виновным Виталия Маркива при отсутствии прямых доказательств.