«Изменения можно внести за один день»: судья КС Слиденко рассказал о своем видении выхода из ситуации вокруг НАПК

Судья Конституционного суда Игорь Слиденко считает, что для решения проблемы, которая сложилась после решения КСУ относительно Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, понадобится всего день и незначительные изменения в законодательство.

Об этом он рассказал в эфире hromadske в программе «Мокрик По Живому».

Так, относительно надзорной функции Национального агентства, которую отменил КСУ, Слиденко считает, что НАПК надо сделать органом не исполнительной власти.

«Применяя паритетный порядок формирования этого органа. Оставить у него почти все те полномочия, которые есть. Кроме советских устаревших понятий, таких как "мониторинг по собственной инициативе"», — рассказал Слиденко.

Относительно отмененной статьи 366-1, которая предусматривает уголовную ответственность для чиновников и судей за недостоверное декларирование, судья говорит, что «там особенно много изменений вносить не нужно». Считает, что нужно забрать всего «два слова» и принять в таком виде, в каком она есть.

По мнению судьи, в нынешнем виде эту норму «адекватно применить практически невозможно». Проблему он усматривает в формулировке «заведомо недостоверные сведения». Судья говорит, что доказать, что они были заведомо недостоверными, невозможно. Поэтому эту формулировку нужно убрать.

Что этому предшествовало?

На брифинге 30 октября Слиденко также убеждал, что решение Конституционного суда относительно антикоррупционного законодательства не требовало от Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) закрывать реестр электронных деклараций чиновников.

Он считает, что ситуацию вокруг решения суда «искусственно инспирировали» и никакой угрозы борьбе с коррупцией в Украине и функционированию отдельных органов оно не несет.

Главу НАПК Новикова судья обвинил в том, что он закрывал реестр деклараций, чтобы «обострить ситуацию», а из решения суда это якобы не следует.

«Если господин Новиков не понимал, что делать, он должен был обратиться в КС и суд дал бы разъяснение... и написал бы господину Новикову, что реестры закрывать не нужно», — рассказывает Слиденко.

С чего все началось

27 октября Конституционный суд Украины на закрытом заседании признал неконституционной статью 366-1 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность для чиновников и судей в виде штрафа или лишения свободы за подачу заведомо ложных сведений в декларации.

Из-за этого постановления правоохранители вынуждены будут закрыть все дела по ложному декларированию имущества чиновниками.

Глава Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник уточнил, что сейчас таких дел более 100, около 20 уже рассматриваются в судах. Он напомнил, что подобная история уже была. Тогда Конституционный суд отменил ответственность за незаконное обогащение, а дела о хищении должностными лицами закрыли.