Катастрофа самолета МАУ в Иране: отвечаем на ваши вопросы

В ночь на 8 января самолет Boeing-737 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» разбился вскоре после вылета из международного аэропорта Имам Хомейни, что в окрестностях Тегерана.

Позже стало известно, что на борту находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, все они погибли — в том числе 11 украинцев. Среди погибших также были граждане Ирана, Канады, Швеции, Афганистана, Германии и Великобритании.

Отвечаем на часто задаваемые вопросы читателей hromadske, связанные с авиакатастрофой. К сожалению, не на все вопросы пока возможно ответить — но мы собрали как можно больше информации, чтобы составить у вас полную картину случившегося.

Почему черные ящики не разрешили изучать независимой стороне?

Коротко. Такие правила — это решает страна, на территории которой произошла авария.

Расследование авиакатастроф регламентируются международным правом, в частности приложением 13 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, и происходят в сотрудничестве многих государств.

«Главным в расследовании является государство, в котором произошла катастрофа. Именно оно образует независимую комиссию по расследованию. Оно также должно оперативно сообщить о катастрофе государству, где зарегистрировано судно, государство-оператора (в обоих последних случаях это Украина), государство, где воздушное судно было спроектировано / изготовлено, а также ИКАО Международная организация гражданской авиации», пояснил политический директор МИД Алексей Макеев.

Кроме главной страны по расследованию, к нему могут присоединиться указанные государства, а также страны, граждане которых пострадали в авиакатастрофе. Напомним, что Украина уже заявила о намерении присоединиться к расследованию.

Что известно о двух людях, которые зарегистрировались, но не сели в самолет?

Коротко. Только то, что это не граждане Украины.

На брифинге премьер-министр Украины Алексей Гончарук сообщил, что два человека, которые должны были лететь бортом «Международные авиалинии Украины» (МАУ), не сели на самолет. Он отметил, что это не граждане Украины.

По состоянию на сейчас это все, что о них известно. В западных СМИ информация о двух пассажирах, которые так и не сели на самолет, подавалась со ссылкой на украинскую власть.

С чем была связана причина задержки самолета в Тегеране?

Коротко. Не комментируют.

Действительно, по данным МАУ, Boeing 737-800 вылетел из аэропорта Тегерана в 06:10 по местному иранскому времени (около 4:40 по Киеву). При этом, как показывает сервис Flightaware, он должен был вылететь еще в 05:15 утра по местному времени.

Представители авиакомпании на брифинге задержку не комментировали.

Каковы гипотезы о том, что произошло? Какие протоколы поведения в таких случаях?

Коротко. По меньшей мере несколько, но все они неподтвержденные.

Одну из первых гипотез, которую активно начали тиражировать украинские и международные СМИ, выдвинул иорданский телеканал Al-Hadath: в самолет якобы попала ракета. Следует отметить, что эту версию издание предоставило без источников и обоснований просто как предположение.

Версию о том, что самолет сбили, позже опровергли и некоторые эксперты, например, Джефри Томас в комментарии Deutsche Welle.

Возможной причиной катастрофы посольство Украины в Иране назвало аварию двигателя. В ведомстве также отметили, что версия теракта или ракетной атаки исключается.

Позже на сайте посольства это заявление исчезло. Вместо этого там появились такие строки: «Информация о причинах авиакатастрофы выясняется комиссией. Любые заявления о причинах аварии до решения комиссии не носят официального характера».

Эксперт по вопросам транспорта ВВС Том Баридж считает маловероятной версию о неполадках в работе двигателя ведь самолет набрал достаточно высоты перед катастрофой.

Президент МАУ Евгений Дыхне заявил, что самолет Boeing 737-800, который упал в Иране, был исправен, а члены экипажа были одними из лучших в авиакомпании.

Мы также спросили у опытных пилотов о самолете и версии его технической неисправности.

Пилот Федор (имя изменено по его просьбе) летал на этом самолете. Федор говорит, что самолет достаточно новый, массовый, надежный.

«Это действительно борт новой эпохи, там очень много систем дублирования, он очень удобен для экипажа в этом смысле. Если загорается двигатель, его даже не рекомендуют сразу тушить — набираешь высоту, срабатывает система тушения. Высота, скорость — это жизнь. Зайти на посадку можно с одним двигателем».

Пилот Александр исключает неграмотность или низкую подготовку экипажа. Он также говорит, что возгорание двигателя это серьезная, но не взрывоопасная ситуация.

«Двигатель может гореть более получаса. За это время по короткой схеме можно сделать два захода на посадку».

Пилот Антон Кирик считает, что причиной был фактор, на который невозможно было повлиять.

«Даже если оторвать двигатель, он сделает нормальную посадку. Я также абсолютно исключаю ошибку экипажа, а технические вопросы они бы смогли решить».

Почему до авиакатастрофы над Ираном не закрыли воздушное пространство?

Коротко. Это решение принимает каждое государство отдельно, до 8 января авиапространство над Ираном не закрыла власть ни одной страны.

Контроль над авиационным пространством страны осуществляет ее орган исполнительной власти, регулирующий авиаперевозки. В США, например, это Федеральная авиационная администрация, в Украине Государственная авиационная служба, в Иране организация гражданской авиации.

Такие органы не только запрещают другим самолетам летать над воздушным пространством своей страны, но и ограничивают перелеты для своих перевозчиков над другими странами.

До 8 января власть ни одной страны не предостерегала авиаперевозчиков об опасности полетов над территорией Ирана. Первой это сделала Федеральная авиационная администрация США в ответ на ракетные обстрелы Ираном американских военных объектов в Ираке.

Уже после этого авиакомпании начали массово сообщать о временном ограничении на полеты в Иран и Ирак.

В то же время премьер-министр Украины Алексей Гончарук сообщил на брифинге, что правительство выяснит, могли ли украинские государственные органы предотвратить катастрофу, закрыв авиасообщение с этой страной.

Почему в Украине не объявили траур?

Коротко. Это, скорее всего, прерогатива президента. Он пока не объявлял намерений это сделать.

День траура (скорби) и дни памяти объявляются указами президента, постановлениями Верховной Рады, а также другими нормативно-правовыми актами.

Дни траура после конкретных трагических событий, как показывает практика, объявляются именно указами президента.

В своих публичных заявлениях в течение 8 января Владимир Зеленский не вспоминал о намерении объявить день траура. Офис Президента пока не комментировал такую возможность.

Ночью 9 января президент Владимир Зеленский провел рабочее совещание по вопросам, связанным с катастрофой самолета авиакомпании «Международные авиалинии Украины». По результат совещания Зеленский постановил объявить 9 января 2020 года днем траура в связи с катастрофой самолета Boeing 737-800 авиакомпании «Международные авиалинии Украины», который разбился 8 января в Иране.

Где самолет проходил последнее техническое обслуживание (ТО)?

Коротко. Точно неизвестно, где именно, вероятнее всего — в Киеве.

По словам президента МАУ Евгения Дыхне, последнее плановое техническое обслуживание самолета Boeing 737-800, упал утром 8 января в Тегеране, перед вылетом проводилось 6 января 2020 года. «Мы гарантируем исправность наших самолетов и высокую квалификацию наших экипажей», — подчеркнул он.

Сервис Flightradar24 показывает, что 6 января самолет совершил несколько перелетов из Тегерана в Киев, Лондон и Еревана. Дольше он оставался в Киеве (с 17:40 по 20:10), что и дает основания предполагать, что техобслуживание борт проходил именно там.

В МАУ подчеркнули, что проведут расследование катастрофы с привлечением представителей компании-производителя самолета Boeing, а также при участии Национального бюро расследования авиа инцидентов с гражданскими воздушными судами в Украине.

Какими были реакции стран, чьи граждане погибли в авиакатастрофе? Будут ли эти страны проводить собственное расследование?

Коротко. Выразили соболезнования призвали к тщательному расследованию — но о собственном расследовании не объявляли.

Среди погибших в авиакатастрофе были 82 граждане Ирана. В стране заявили, что будут самостоятельно изучать бортовые самописцы из самолета. Украинские эксперты могут присутствовать. Координировать совместное расследование договорились главы украинского и иранского МИД.

Другие страны, граждане которых погибли в результате авиакатастрофы, не объявляли, что намерены начать собственное расследование.

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что правительство будет тесно сотрудничать с международными партнерами для обеспечения надлежащего расследования причин аварии.

Министр иностранных дел Швеции Ан Линд выразила соболезнования семьям погибших 10 шведов и объявила о начале работы кризисного центра ведомства.

Представитель правительства Великобритании сообщил, что страна «тесно сотрудничает с властями Украины и Ирана» по поводу катастрофы, а также нет «никаких доказательств», что самолет сбила ракета.

Со стороны Германии были только высказывания соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе.