«Любая жизнь имеет значение» или «Мое тело — мой выбор»? Женщины в США отстаивают право на аборты
В штате Алабама запретили аборты: местная женщина не сможет прервать беременность даже если ее изнасиловали или произошел инцест. Исключение — реальный риск для ее здоровья. В ответ женщины других штатов, в том числе и тех, где рассматривают подобные законопроекты, вышли на протесты. А в социальных сетях пишут о праве самостоятельно распоряжаться собственным телом. Как американцы реагируют на новые законы и станут ли они действующими — рассказывает Громадское.
Законы, которие «спасают жизни»
«Этот законопроект свидетельствует о том, что любая жизнь имеет ценность, любая жизнь имеет значение и заслуживает на защиту», — заявил губернатор штата Джорджия Брайан Кемп 7 мая, подписывая законопроект о запрете абортов после 5-6 недели беременности.
На него мгновенно отреагировали американки, назвав «дискриминационным» и «неконституционным». Еще большее возмущение вызвал аналогичный закон в Алабаме: он не только запрещает аборты в большинстве случаев, но и объявляет их уголовным преступлением. При этом ответственность за него будут нести не женщины, а врачи, которые будут проводить операцию: им грозит до 99 лет заключения.
В штатах Арканзас, Мисиссипи, Кентукки и Огайо в этом году уже запретили аборты после появления у плода сердцебиения. На очереди — Луизиана и Южная Каролина.
17 мая скандальный законопроект подписали и в Миссури. Большинство депутатов Сената там, как в Алабаме и Джорджии, — республиканцы.
Демократы преимущественно высказываются против закона: так миссурийский сенатор Джилл Шуп обвинила законодателей в «нежелании понять, что все женские жизни устроены по-разному».
Пока запрет абортов в этих штатах фактически не работает: в некоторых он еще не успел вступить в силу, в других его оспаривают в судах. В Северной Дакоте и Айове эти законы суды признали неконституционными.
Однако женщины, которые планируют — пока все еще легально — делать аборт, уже сталкиваются с трудностями. Например, в Миссисипи на весь штат работает только одна клиника, где можно прервать беременность.
Согласно опросу Morning Consult/Politico, которий проводили в Алабаме и Джорджии после принятия законов, запрет абортов поддерживают 33% людей, тогда как 56% — против такой инициативы.
Среди сторонников этих законов большинство республиканцев. Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп заявил, что «решительно выступает за жизнь, впрочем, есть три исключения — изнасилование, инцест и необходимость защиты жизни матери».
Однако первые два случая новый закон в Алабаме не учитывает. В Комитете ООН по правам человека отмечают: аборты должны быть делом безопасным, а «как показывает опыт, полный запрет на аборты не уменьшает их количество, а лишь загоняет их в подполье, тем самым ставя под сомнение безопасность, жизнь и здоровье женщин».
В ООН и правозащитной организации Human Rights Watch заявили о «дискриминационной природе таких законопроектов».
«Я одна из четырех»
О дискриминации в контексте запрета абортов женщины заговорили в соцсетях после принятия закона в Джорджии. Конгрессмены Александия Окасио-Кортес одна из первых отметила: «Мужчины, которые пишут такие законы, ничего не понимают о женском теле».
Актриса Алисcа Милано призвала женщин в знак протеста устроить «секс-бойкот». Она же в 2017-м инициировала флешмоб #MeToo, а два месяца назад написала открытое письмо властям Джорджии с требованием не принимать закон об абортах.
14 мая актриса и телеведущая Бизи Филиппс обнародовала свою реакцию в Instagram и Twitter и запустила флеш-моб под хэштегом #youknowme («вы знаете меня»), предложив всем женщинам, пережившим аборт, делиться своей историей.
Такое название флешмоба связано с тем, что по статистике Guttmacher Institute 2017 года почти каждая четвертая женщина в Америке в возрасте до 45 лет хотя бы раз делала аборт.
К акции присоединились многие звезды. Например, американская актриса украинского происхождения Мила Йовович рассказала о собственном опыте аборта, а также призвала мужчин тоже высказываться в поддержку женщин, которые требуют легализации абортов на уровне штатов.
«Власть таких штатов, как Алабама, не заботится о здоровье матери и ребенка и готова подвергать опасности жизнь еще большего количества женщин. Я обращаюсь к мужчинам этой страны. Вы должны поддержать нас и быть солидарными с нами в этих вопросах. Мы не можем быть одинокими в борьбе за эти права».
Певица Rihanna, актрисы Риз Уизерспун, Хлоя Грейс Моретц и другие также поддержали женщин Алабамы.
Певица Леди Гага заявила: «Почему наказание для врачей, осуществляющих такие операции, должно быть больше, чем для насильнико?».
Негативно о запрете абортов в Алабаме высказалась и экс-кандидат в президенты США от демократов Хиллари Клинтон.
Среди знаменитостей флешмоб поддержали не только женщины. Берни Сандерс, который планирует принять участие в следующих выборах президента от Демократической партии, также раскритиковал ограничения в отношении абортов, обвинив законодателей Алабамы в стремлении «контролировать все аспекты женского тела».
В Twitter под хэштегом #youknowme, #MyBodyMyChoice («мое тело — мой выбор») и #AbortionIsNotACrime («аборт не является преступлением») — тысячи сообщений. Американки делятся историями своих абортов и выражают свое отношение к решению об их запрете.
«Этот закон убьет больше людей, чем спасет», «Когда наказание за последствия изнасилования больше, чем наказание за изнасилование — это объявление войны женщинам», пишут пользователи соцсети.
Некоторые отмечают, что у них нет опыта абортов, но они все равно против новых законов: «Я не одна из четырех, однако поддерживаю мужественных женщин рядом со мной».
Немало авторов таких сообщений считают, что у мужчин нет права решать эти вопросы за них. Как подчеркивает CNN, документ в сенате Алабамы поддержали 25 мужчин, а подписала женщина-губернатор. Хотя женское население штата составляет 51%, 85% законодателей — мужчины. В сенате на 35 мест только 4 женщины, и все они демократы.
Борьба и ее результаты
Пока законы не начали действовать, правозащитники могут обжаловать их в Верховном суде. Обратиться туда планируют в том числе и представители Американского союза гражданских свобод (ACLU). Они считают, что принятый запрет на аборты противоречат историческому решению Верховного суда 1973 года — именно тогда их легализовали на федеральном уровне. Все началось с дела «Роу против Уэйда», когда жителям Техаса удалось добиться признания закона о запрете абортов в этом штате неконституционным и в конце легально прервать беременность.
У инициаторов ограничения права на аборт, это преимущественно республиканцы, есть собственные политические мотивы для таких решений. Например, в Алабаме 63% верующих штата — протестанты, вместе с католиками они выступают против искусственного прерывания беременности.
После легализации абортов на государственном уровне в 1970-х они прибегали к радикальному противостоянию, в частности устраивали погромы в больницах.
Теперь власть штата идет им навстречу, желая надежно закрепить свои позиции в штате накануне новых президентских выборов.
С приходом к власти в США Дональда Трампа от республиканской партии, известной своим негативным отношением к абортам, ситуация изменилась.
В 2016 году президент говорил, что «аборты не должны быть законными», а «женщин, которые их делают, надо наказывать». Также Трамп назначил в Верховный суд двух судей: в 2017-м — Нила Горсача, а в 2018-м — Бретта Кавано. Специалисты предполагают, что через них республиканцы могут влиять на пересмотр дела «Роу против Уэйда».
Чтобы высший судебный орган США повторно рассмотрел дело, достаточно согласия четырех из девяти судей. И если это произойдет, то это будет мотивировать сторонников абортов по всей Америке.