Обучение во время и после карантина. Как будут работать детские садики, школы и университеты

Начало учебного года более двух десятков районов и городов Украины встретят в красной зоне. Дети там будут учиться дистанционно минимум до 6 сентября. Но большинство украинских учебных заведений в зеленых, желтых и оранжевых зонах, поэтому начинают работать офлайн на следующей неделе. hromadske уже писало об особенностях «цветного карантина» в образовании и о международном опыте обучения во время пандемии. Сегодня узнаем, какие изменения произойдут в садиках, школах и университетах и какие из этих изменений останутся и после карантина?
Образование в новых реалиях
Формально учебные заведения и местные власти могут сами определять, как происходит учебный процесс. На практике главный санитарный врач страны буквально за неделю до начала учебного года — 22 августа — установил единые для всех учебных заведений правила работы.
Среди основных требований:
- Ученики, кроме 1-4 классов, должны носить маски вне классов, как можно меньше передвигаться между кабинетами, по возможности учиться на улице.
- Учителям должны проверять температуру — она не должна превышать 37,2 С.
- На входах должны стоять антисептики, в туалетах — жидкое мыло, бумажные полотенца или электросушилки.
- Поверхности должны дезинфицировать ежедневно, а комнаты проветривать после каждого занятия.
Родители должны объяснить детям, что обучение теперь будет в необычном формате, больше нельзя делиться бутылкой с водой или пищей с друзьями, научить детей правильно мыть руки, носить маску. На странице бывшей и.о. министра здравоохранения Украины Ульяны Супрун есть подробные рекомендации относительно такого разговора.
Школы смешанного формата
Восстановление обучения офлайн — необходимость. И школы, и общество еще не готовы к исключительно дистанционному образованию.
В прошлом году только 38,3% украинских школ имели доступ к скоростному интернету, более 4 млн украинцев живут в селах, где тоже нет качественной сети (данные Минздрава и Минцифры). Согласно опросу Министерства цифровой трансформации, 53% населения страны имеют цифровые навыки ниже среднего уровня по методике ЕС.
Офис образовательного омбудсмена провел онлайн-опрос родителей по поводу формы обучения во время карантина. Опрос не является репрезентативным, но позволяет идентифицировать проблемы, с которыми столкнулись семьи. Две трети опрошенных отметили, что дома недостаточно техники, чтобы ребенок мог учиться онлайн.
Госслужба качества образования провела свой онлайн-опрос и обнаружила, что большинство родителей, учеников и учителей негативно отзываются о дистанционном обучении.
Еще одна проблема — программное обеспечение. Большинство школ не имеют собственных систем управления обучением. Во время карантина им пришлось осваивать облачные решения. По данным центра «Освіт Аналітика» самыми популярными в Украине являются программы Moodle и Google Classroom. Некоторые заведения используют WebTutor, iSpring, Collaborator, SAP LSO, Edmodo, Мой класс и ClassDojo.
Ирина Хмель, директор львовского лицея имени Ивана Пулюя, отмечает изменения в поведении родителей и учеников — они научились самоорганизовываться, коммуницировать онлайн, больше экспериментировать. «Быстрее всех сориентировались именно ученики», — говорит Хмель.
Однако директор уверена, что технологии не смогут заменить необходимость личного контакта: «Живое общение, особенно в начальной и средней школе — обязательно, ведь ребенок учится вместе с учителем. Учитель для него сегодня и коуч, и модератор, и фасилитатор. Трудно также работать дистанционно с детьми с аутизмом».
Вероятно, после карантина в школах будут применять смешанные форматы обучения с онлайновыми и офлайновыми составляющими. Потребности в исключительно онлайновых школах не будет. В то же время, правила безопасного эпидповедения и цифровые навыки останутся.
Гибкие детские садики
Глава The Lego Foundation Оксана Роман говорит, что карантин проявил все недостатки украинского обучения: «Образование не может быть формальным, каким оно по большей части есть... Важны не шаблоны и планы, а гибкость».
В самом начале карантина педагоги остались наедине с проблемами: сказалась несовершенная коммуникация внутри учебных заведений и с родителями дошкольников. А родители вынужденно начали проводить больше времени с детьми, и оказалось, что это важно.
«Многие родители были к этому неготовы, потому что не понимают, как с ребенком играть, какие сказки читать, какие развивающие каналы использовать... Конечно, нам очень нужна гибкая политика работодателей в отношении родителей, воспитывающих дошкольников. Мы еще должны провести широкий диалог и построить систему, где родители смогли бы уделять больше времени детям», — говорит Оксана Роман.
Реформа рынка труда, которую начало еще предыдущее правительство, могла бы легализовать дистанционную, проектную работы и работу фрилансеров, а также нормализовать ситуации, когда ребенок ходит в садик не с утра до ночи, а почасово или только в первой либо во второй половине дня. Садики — уже не «камеры хранения» для детей пролетариата, а место для социализации и обучения дошкольников, карантин только ускорил эту трансформацию.
Студенты учатся учиться
«Дистанционное образование — это не просто перенести обучение в Zoom таким, каким оно было в аудитории. Это принципиально другой формат», — говорит Егор Стадный, бывший заместитель министра образования и науки. Но некоторые университеты до сих пор присылают задания студентам и ожидают от них письменных работ.
Как смешанное, так и дистанционное обучение станут после карантина полноценной услугой, распространенной формой получения высшего образования.
«Глобальная конкуренция в образовании будет очень жесткой. После пандемии университеты будут использовать полученный опыт для того, чтобы выходить на новые рынки. За украинских абитуриентов будут соревноваться европейские университеты. Если наши университеты начнут активно совершенствовать свои дистанционные формы обучения или вводить смешанные, они смогут дать конкурентный ответ неминуемой экспансии. Более того, сами смогут выходить на новые рынки», — надеется Стадный.
Финансовые ограничения
Цифровая трансформация образования — дорогое удовольствие. Вместе с тем уже во время карантина депутаты изъяли из бюджета Минобразования 4,9 млрд грн в пользу антикоронавирусного фонда. В эфире Радио НВ образовательный омбудсмен Сергей Горбачев заявил, что «правительство не дает денег для того, чтобы образование могло защищаться». Он обратился к премьеру с просьбой выделить педагогам целевую субвенцию на преодоление негативных последствий эпидемии COVID-19. О международной экспансии украинских университетов пока что речь не идет.
Маргарита Тулуп, специально для hromadske