«Один день без нас»: как женщины Латинской Америки борются против насилия, запрета абортов и равнодушия государства

В нескольких странах Латинской Америки прошли масштабные демонстрации за права женщин, а в Мексике — крупнейшая женская забастовка под названием «Один день без нас». Что вызвало протесты и чего протестующим удалось достичь — в материале hromadske.

«Прекратите нас убивать»: в Мексике бастуют женщины

Девятого марта Мексика увидела, как может выглядеть страна без половины своего населения. В этот день состоялась всеобщая забастовка женщин — миллионы не вышли на работу, учебу, не пользовались транспортом и не покупали ничего в магазинах.

Страйк и многотысячные демонстрации, которые предшествовали ему, стали отчаянным призывом остановить рост числа убийств женщин.

Только по официальным данным, каждый день в Мексике от рук мужчин погибает в среднем десять женщин. За последние пять лет ежегодное количество жертв возросло на 137%. Убийцы часто остаются без наказания — как из-за некомпетентности правоохранительных органов, так и из-за пренебрежительного отношения к женщинам.

Без помощи нередко остаются женщины, которые сообщают полицию об угрозах со стороны мужчин.

Так произошло и с 25-летней Ингрид Эскамильо. 9 февраля, уже после обращения в полицию, ее изуродованное тело нашли в ее доме. Ее 46-летний сожитель немедленно признал вину и рассказал, что убил женщину во время спора, а затем попытался избавиться от тела. Этот случай мог бы затеряться среди сотен других. Но вскоре всю страну облетели фото тела Ингрид, опубликованные «желтой прессой». Откровенность изображений шокировала как самим фактом издевательства над женским телом, так и неуважением к достоинству жертвы, ее семьи и друзей.

Не прошло и недели, как прямо у выхода из школы похитили 7-летнюю Фатиму Альдригетти Антон. Впоследствии ее тело нашли в пластиковом пакете на окраине Мехико.

Эти случаи стали катализатором, вывели на улицы тысячи женщин. Нечеткая или даже пренебрежительная реакция президента Мексики Мануэля Обрадора лишь подлила масла в огонь.

Отвечая на вопрос журналистов, Обрадор сначала попросил не преувеличивать важность проблемы — и вместо этого рассказал о своих планах по розыгрышу президентского самолета в лотерею. Впоследствии он обвинил предшественников- «неолибералов» в росте количества убийств женщин, а протестующих призвал не уничтожать публичное имущество — некоторые из них оставили граффити на дверях президентского дворца и разрисовали статуи на площадях.

Группа женщин разбила и подожгла двери во время марша в Международный день борьбы за права женщин в Мехико, Мексика, 8 марта 2020 года. Таким образом они выразили протест против призыва президента Обрадора «не уничтожать публичное имущество и не преувеличивать важность проблемы фемицида в стране». Ежедневно в Мексике убивают 10 женщин, цифра ежегодно увеличиваетсяEPA-EFE/SASHENKA GUTIERREZ

Под давлением общественного негодования Конгресс повысил на пять лет максимальное наказание за убийство женщин, а правительство пообещало подумать над созданием специализированной прокуратуры по расследованию таких преступлений. Однако этого недостаточно.

Предложение небольшой организации «Сирены» провести общенациональную забастовку женщин за считанные дни объединило феминистское движение и многих обычных гражданок. Забастовка под лозунгом «Один день без нас» символизировала исчезновение женщин из публичного пространства, чтобы «передать сигнал возмущения и отвержения насилия, которому подвергаются женщины».

Цель забастовки — побудить власть к конкретным законодательным изменениям и инициировать более глубокое изменение общественного отношения к женщинам и их правам.

Солидарность с инициаторами забастовки выявили многочисленные органы и частные компании. В понедельник не работал Верховный суд страны, мэрии многих городов рекомендовали своим организациям не наказывать женщин за отсутствие на работе.

Пока неизвестно, сколько именно женщин участвовали в забастовке. Многие занятые в неформальной экономике женщины не присоединились к страйку из-за боязни увольнения. Но все равно улицы и транспорт, офисы и аудитории ощутимо опустели. Например, в метро Мехико за день было продано на 40% меньше билетов, чем обычно.

Не все участники верят, что забастовка многое изменит.

«Но это еще один шаг, который мы делаем в отчаянии из-за состояния дел», — рассказывает изданию InfoBae основательница организации «Мачо убивают нас» Сандра Сото. Десятки подобных объединений годами бомбят парламент петициями с предложениями законодательных изменений, собирают жертв насилия и их родственников и помогают им получить правовую и иную помощь. Однако женщины в Мексике чувствуют себя во все большей опасности.

Тысячи женщин маршируют против гендерного насилия в Международный день борьбы за права женщин в Гвадалахара, Мексика, 8 марта 2020 годаEPA-EFE/FRANCISCO GUASCO

Аргентина: «зеленые платки» за право на аборт

В Аргентине ведущим мотивом в борьбе за права женщин стала дискуссия о легализации абортов. Действующий закон 1921 года позволяет прерывать беременность только при условии угрозы жизни матери или если беременность — следствие изнасилования. Наказание за нарушение закона может достигать четырех лет заключения. Ежегодно за помощью в больницы обращается 50 тысяч женщин из-за осложнений в результате нелегального аборта.

Изменить положение дел пообещал новый президент страны Альберто Фернандес. Всего через пять дней после встречи с Папой Римским в феврале Фернандес заявил: «Я не могу быть в мире с самим собой, когда знаю: у женщины, которая хочет сделать аборт, нет для этого средств, и поэтому она попадает в руки шарлатана, который калечит или убивает ее». 1 марта президент подал на рассмотрение в парламент законопроект, разрешающий проведение аборта без всякого обоснования в период до 12 недель беременности.

Именно поддержка президента может стать решающей. В 2018 году под давлением протестующих — символом которых стали платки зеленого цвета — аборты уже пробовали легализовать. Однако тогдашний глава государства Маурисио Макри воздержался от высказывания своего мнения — и для решения в парламенте не хватило нескольких голосов.

Один из основных противников изменений — влиятельная католическая церковь. 8 марта неподалеку от Буэнос-Айреса прошло масштабное богослужение под лозунгом «Да женщинам, да жизни». Церковь требует «защищать жизнь от зачатия до естественной смерти».

Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на Спильнокоште. Любая помощь имеет большое значение.
Молебен и демонстрация против абортов в городе Лухан, провинция Буэнос-Айрес, Аргентина, 8 марта 2020 годаEPA-EFE/JAVIER MORENO

На следующий день, 9 марта, улицы городов захлестнула «зеленая волна» — десятки тысяч поклонниц легализации абортов вышли на улицы, чтобы выступить «за автономию тела и против фундаментализма церкви». В манифесте феминистское движение отмечает: «Мы противостоим церквям, которые хотят управлять нашей жизнью, телами и личностями, и не согласны с попытками Ватикана ограничить нам право законного, безопасного и бесплатного аборта».

Если законопроект поддержат, Аргентина присоединится к нескольким странам региона, в которых аборт разрешен без обоснования: к Уругваю, Кубе, Гайане и части Мексики. Во всех остальных аборт или полностью запрещен (Никарагуа, Сальвадор, Гондурас), или разрешен в случаях, если беременность угрожает жизни матери (Венесуэла, Парагвай) и/или является следствием изнасилования (Бразилия, Колумбия, Перу, Чили).

Участницы демонстрации из разных правозащитных и других общественных организаций во время марша в Международный день борьбы за права женщин в Буэнос-Айресе, Аргентина, 8 марта 2020 годаEPA-EFE/AITOR PEREIRA

Чили, Никарагуа, Венесуэла: от несогласия «рожать шестерых детей» до участия в написании новой Конституции

В Чили демонстрации женщин — это важная часть беспрецедентных протестов против социальной несправедливости и высокой стоимости жизни, которые продолжаются с октября прошлого года.

8 марта 2020 года на площади Достоинства в столице Чили собралось 150 тысяч демонстранток (по официальным данным). Одна из участниц, владелица столичного бара Макарена Кортес, рассказала изданию The Guardian: «Я протестую, потому что хочу чувствовать себя в безопасности. У меня есть подруги, которые пережили изнасилование и нелегальные аборты — они очень напуганы». Каждый час в сравнительно благополучной — как для этого региона — стране полиция регистрирует два случая сексуального насилия над женщинами. Лишь 25% из них заканчиваются судебными приговорами.

Именно чилийские женщины стали авторками гимна борьбы за права женщин, который в последние месяцы распространился по всему миру. Песня «Насильник на твоем пути» критикует равнодушие части мужчин к защите женщин от насилия и системную враждебность государства. Ярким примером последней стали недавние слова президента Чили Себастьяна Пиньеры о том, что в насилии над женщинами иногда виноваты сами женщины.

Среди вызовов также десятки ограничений, например, запрет жениться в течение 270 дней после развода. Достижением женщин в Чили уже стало то, что они будут составлять половину комиссии, которая будет разрабатывать текст новой Конституции — если за ее создание проголосуют на референдуме 26 апреля.

В других странах региона продолжается мобилизация против несправедливости и «культуры мачо», то есть мужского высокомерия. Хотя протесты не очень масштабные — из-за раздробленности феминистского движения и угрозы репрессий.

В авторитарном Никарагуа полиция фактически взяла в осаду офисы феминистских организаций с несколькими сотнями женщин внутри — чтобы помешать им выйти на протесты против насилия над женщинами и полного запрета абортов.

В Венесуэле женщины отреагировали на недавние слова Николаса Мадуро в социальных сетях. Формальный глава страны, которую в последние годы из-за социально-экономических потрясений покинуло четыре миллиона жителей, заявил: «Нужно немедленно рожать! Каждая женщина должна родить шестерых детей, чтобы росла наша родина». В твиттере депутатка Мануэла Боливар назвала Мадуро психопатом: «Не работают больницы, матери недоедают и им нечем кормить своих детей».

Плакаты с феминистскими протестными лозунгами на лестнице возле статуи Хосе Марии Морелос в Международный день борьбы за права женщин в Каракасе, Венесуэла, 9 марта 2020 годаEPA-EFE/MIGUEL GUTIERREZ

Это только начало

Активизации феминистского движения в Латинской Америке способствуют недавнее усиление социальных протестов в регионе, отголоски кампании #MeToo и неспособность или нежелание большинства государств противостоять серьезным угрозам жизни женщин.

Как рассказала изданию El Pais одна из инициаторок забастовки в Мексике Арусси Унда, это только начало: чтобы достичь подлинного равенства и защищенности женщин, «мы должны сохранить единство».

Сейчас протестующая Макарена Кортес заключает: «У каждой женщины есть свои причины участвовать в демонстрациях. Но нас объединяет общее стремление — чтобы нас уважали».