От всеобъемлющей солидарности к кровавым столкновениям. Протесты из-за убийства Джорджа Флойда вышли за пределы США
США уже почти неделю охвачены протестным духом после убийства правоохранителями Миннеаполиса афроамериканца Джорджа Флойда. Ежедневно акции становятся все более масштабными и агрессивными. В десятках американских городов их участники не просто выходят на улицы с плакатами в знак несогласия с полицейским произволом, но и совершают поджоги и мародерства. Полиция жестоко разгоняет активистов, в некоторых городах уже задействовали для этого военных и установили комендантский час. Но остановит ли это всеобъемлющие протесты, которых Америка не видела с 1960-х?
Во время брифинга в Белом доме в понедельник, 1 июня президент США Дональд Трамп призвал губернаторов всех штатов активнее привлекать силы Национальной гвардии для усмирения протестов. Если они откажутся, пригрозил направить к ним военных. «Я мобилизую все имеющиеся федеральные ресурсы, гражданские и военные, чтобы остановить бунты и мародерство, прекратить разрушение и поджоги, а также защитить права законопослушных американцев», — подчеркнул президент США. И добавил, что нынешние события являются «не мирными протестами, а актами внутринационального террора», и то, что он планирует признать движение Общее название левых антифашистских организаций в США«Антифа» террористической организацией, потому что они являются «главными подстрекателями» нынешних событий.
Имя 46-летнего афроамериканца Джорджа Флойда, задержанного за фальшивую 20-долларовую купюру 25 мая и убитого полицейскими Миннеаполиса, уже неделю является символом протеста. Акции, которые прокатились по Америке, уже назвали самыми масштабными со времен подобной реакции на убийство Мартина Лютера Кинга в 1968 году. После смерти Флойда главным требованием активистов было надлежащее наказание для виновников трагедии — ее частично удовлетворили.
29 мая в Миннесоте арестовали бывшего полицейского Дерека Шовина, который давил коленом на шею Флойда, пока тот не задохнулся, — ему инкриминируют убийство третьей степени (это означает, что оно было совершено без умысла убить, но и без уважения к человеческому достоинству). К слову, известно, что на следующий день после ареста его жена подала на развод. Других четырех полицейских, причастных к делу, как и Шовина, уволили из полиции, впрочем, не задержали. Поэтому протесты с призывами восстановить правосудие продолжились.
Масштабы гнева
Протесты после смерти Флойда теперь происходят не только в США. «Это наше проявление уважения к людям в Америке, страдающих прямо сейчас. Мы слишком далеко, чтобы попасть туда и помочь им, но так мы показываем свою поддержку. Мы с вами и мы чувствуем вашу боль», — говорит Пейдж Аджархор, участница акции в ответ на убийство Джорджа Флойда на Трафальгарской площади в Лондоне.
«Люди никак не поймут: если ты темнокожий, ты уже находишься под давлением. Мы так боролись за равенство, но оно так и не наступила», — добавляет другая участница акции Киран Блэкмен.
Отчаяние демонстрантов в Лондоне, которых полиция решила не разгонять, несмотря на нарушение запрета на массовые собрания в период карантина, созвучно их единомышленникам за океаном. Правда, в отличие от Америки, в Европе акции в защиту памяти и с требованием правосудия для виновников гибели Флойда — преимущественно мирные. На выходных 30-31 мая они охватили и другие европейские города.
В Копенгагене сотни людей пришли к посольству США с плакатами с надписями Black Lives Matter! («Жизни темнокожих важны!» — главный лозунг протестов после смерти Флойда во всем мире, — ред.) В Берлине сотни активистов прошли по улицам, выкрикивая «Молчание — это насилие» и «Кому вы звоните, когда полиция убивает?». Также в память о Флойде на Берлинской стене появился его портрет. В понедельник, 1 июня, к акции солидарности присоединились в Новой Зеландии и Канаде.
США продолжают борьбу
В последние дни США, больше всех в мире пораженные коронавирусом, кажется, почти о нем забыли: массовые акции охватили больше половины американских штатов и стали довольно агрессивными. В Портленде демонстранты сожгли здание суда, в Лос-Анджелесе разгромили несколько магазинов (из-за чего крупные сети Walmart и Target временно закрыли свои магазины в городах-эпицентрах протестов). В Детройте произошла стрельба, в результате которой один человек погиб. В некоторых городах протестующие сожгли полицейские машины.
«Если вы покажете мне, как лучше поступить, как изменить этот мир, не делая так много шума, тогда я пойду с улицы. Я больше не буду стоять, сдерживая движение авто, если есть какой-то иной, более простой путь», — сказал в комментарии СNN один из протестующих в Денвере, штат Колорадо.
В ответ на действия демонстрантов стражи порядка применяли слезоточивый газ и резиновые пули. В субботу, 30 мая, в разгар демонстраций в Миннеаполисе пострадала журналистка-фрилансерка Линда Тирадо, которой полицейский попал в глаз перечным аэрозолем.
Но не везде полиция — в оппозиции к протестующим. В нескольких американских городах правоохранители присоединились к участникам акций, отметив, что все они — «одно сообщество». Например, шериф округа Дженеси, штат Мичиган, Крис Свонсон заявил, что осуждает полицейских, которые причинили смерть Флойду. На вопрос Свонсона, что он может сделать для протестующих, те ответили: пройтись вместе с ними по улицам города. Тогда полицейский снял защитное снаряжение и стал бок о бок с демонстрантами. На акциях в Майами и Нью-Йорке правоохранители отложили защитные каски и дубинки и опустились на одно колено в знак поддержки движения Black Lives Matter.
Всего в ходе протестов в десятках городов США задержали почти 4500 человек — за блокирование автомагистралей, мародерство и нарушение комендантского часа, который накануне ввели в нескольких городах, в частности в Миннеаполисе и столице США Вашингтоне. В полицейском участке через участие в протестах оказалась даже дочь мэра Нью-Йорка Де Блазио.
В Миннесоте НЕ успокоило протестующих и то, что Тим Волц — губернатор штата, где расположен Миннеаполис, привлек для наведения порядка Национальную гвардию — впервые со времен Второй мировой. Объяснил это тем, что в городах происходит «тотальный хаос».
Беспокойство в Вашингтоне
В Вашингтоне толпа протестующих собралась прямо перед Белым домом, люди бросали кирпичи и бутылки в полицейских и представителей Нацгвардии, которые их окружили, и даже подожгли административное здание неподалеку. А еще — историческое здание, известное как Церковь президентов. Это произошло буквально за полчаса до наступления комендантского часа в столице: на выходных, согласно решению мэра города Мюриэл Боузер, выходить на улицу с 11 вечера до 6 утра было запрещено.
В разгар протестов в пятницу, 29 мая, президента США Дональда Трампа и его семью спрятали в подземном бункере — согласно протоколу Секретной службы для защиты президента, когда здание находится под угрозой. Последний раз этим бункером пользовались во время терактов 11 сентября 2001 года: тогда в него спрятали президента Джорджа Буша и вице-президента Дика Чейни, ведь были опасения, что один из похищенных Аль-Каидой самолетов направлялся в Белый дом.
Трамп изначально называл протестующих «бандитами, которые порочат память Джорджа Флойда» и поссорился с Twitter (а теперь, вероятно, и с Facebook ) за то, что тот квалифицировал его пост как восхваление насилия. А именно — за фразу «когда начинается мародерство — начинается стрельба», имеющую историческую расистскую подоплеку: в 1967 году ее использовал глава полиции Майами Уолтер Хедли, оправдывая применение силы против чернокожих американцев. Во время протестов под стенами своей резиденции он призвал к «закону и порядку», а потом перешел к более серьезным предупреждениям.
«Пересечение государственных линий и побуждение к насилию — это федеральное преступление! Либеральные губернаторы и мэры должны прибегнуть к значительно более жестким мерам, иначе вмешается правительство и сделает то, что должно сделать, включая использование неограниченной власти наших военных и массовые аресты», — написал он.
Даже городская руководительница Вашингтона Мюриэл Баузер, которая в целом выражает свою поддержку участникам акций, уже тоже призвала их не прибегать к жестоким и противоправным действиям.
«Я призываю наш город и весь народ проявлять большую сдержанность, даже если этот президент пытается нас разделить. Наша сила — в мире, в наших голосах и, наконец, в ящиках для голосования в ноябре», — подчеркнула Баузер.
Речь идет о президентских выборах, запланированных в США на третье ноября. И очень вероятно, что на мнение электората повлияет подход Трампа к усмирению протестов. Несмотря на то, что он апеллирует к законности и порядку, способ, которым он это делает, может многим не понравиться, считает политический аналитик New York Times Питер Бейкер.
«На прошлой неделе количество смертей от пандемии коронавируса в США перевалило за 100 000, 40 млн человек остались без работы, города в огне, а полиция жестоко убивает покорного темнокожего мужчину. Но Трамп занят нападками на Китай, Всемирную организацию здравоохранения, Big Tech, экс-президента Барака Обаму и мэра уничтоженного беспорядками города. В то время как другие президенты стремились бы улучшить ситуацию в такие моменты, Трамп играет с огнем», — пишет Бейкер.
В своих последних твитах, связанных с протестами, Трамп периодически вспоминает своего конкурента на будущих выборах, экс-вице-президента Джо Байдена, а мэров городов, которые не могут справиться с демонстрантами, называет «радикально левыми людьми сонного Джо». Байден действительно осторожно высказывается об акциях, пытается объясниться с протестующими и 31 мая даже сам посетил протест в Уилмингтоне, штат Делавэр.
«Протестовать против такой жестокости справедливо и необходимо. Это типично американский ответ. Но сжигать кварталы и без причины разрушать все — нет. Но не стоит разрешать протесты, которые омрачают их истинную причину», — подчеркнул Байден.