Парламент «усыпил» декларации на год: почему власти решили скрыть свое состояние от украинцев

Верховная Рада возобновила декларирование, но декларации будут закрыты еще год. Такое решение парламент принял несмотря на предостережения от антикоррупционных активистов и послов G7, которые призвали сделать реестр деклараций публичным по отношению ко всем должностным лицам, кроме тех, кто непосредственно участвует в защите Украины. Почему реестр должен быть открыт — в материале hromadske.

Коррупция подыгрывает россии

Коррупция в Украине тормозит поставки оружия от западных партнеров, заявил 4 сентября президент Литвы Гитанас Науседа: «Представьте, что избиратели в том или ином государстве видят, что в стране, на которую направлена помощь, происходят очень заметные коррупционные скандалы. Это огромный удар по репутации этого государства».

Полномасштабное вторжение сопровождается коррупционными скандалами вокруг состояния представителей парламента, которые в настоящее время из-за войны не указываются в декларациях.

Так, в начале 2023-го Украинская правда выяснила, что заместитель руководителя фракции «Слуга Народа» Павел Халимон приобрел элитный дом на печерском холме в столице за более 10 миллионов гривен. Как посчитали журналисты, недвижимость обошлась в 5–6 раз дешевле аналогичной площади в том же районе. Имение нардеп оформил на свою сожительницу.

Из-за скандала Халимона лишили должности заместителя руководителя фракции, однако мандат остался за ним.

Остался мандат и у другого нардепа от «Слуг» — Богдана Торохтия, недавно исключенного из фракции. Журналисты Bihus.info выяснили, что во время войны с россией семья парламентария трижды покупала автомобили стоимостью от 159 до 198 тысяч долларов. Автомобили оформили на жену Торохтия — Алину Левченко.

«Головная боль» чиновников

Почему парламентарии выступили против открытой подотчетности во время войны? Вероятно, декларации создают излишнюю «головную боль» должностным лицам.

Электронное декларирование стало одним из главных антикоррупционных предохранителей, которые власти ввели после Революции достоинства. Благодаря декларированию и открытому реестру деклараций активисты и журналисты выявляли незаконное обогащение или необоснованные активы представителей власти.

За последний год НАБУ и САП направили в суд более десяти дел за недостоверное декларирование нардепов по декларациям еще в 2020 году. Хотя здесь следует заметить, что большинство парламентариев избежали ответственности по истечении сроков давности.

Это можно сказать о фигурантах журналистского расследования программы «Схемы». Например, Михаил Волынец от «Батькивщины», не указавший в декларации Toyota Highlander ориентировочной стоимостью 1,5 миллиона гривен, не являлся на суд, потому что лечился в Женеве. А когда сроки давности по делу истекли, поправился и вернулся в Киев.

Или сопредседатель фракции «Европейская Солидарность» Артур Герасимов, который не являлся на судебные заседания, где рассматривалось дело о его незадекларированной вилле в Испании. Сначала мешали заграничные командировки, а затем — болезнь. Сейчас Герасимов выступает за открытое декларирование для всех должностных лиц, кроме военных.

А вот народный депутат из группы «Доверие» Сергей Шахов из-за дела в Высшем антикоррупционном суде вынужден «лечиться» за границей уже более полугода. В своей декларации он скрыл имущество на сумму 88 миллионов гривен. Среди прочего: коттеджи под Киевом, квартиры в столице, земельные участки и компании.

Из-за полномасштабного вторжения подачу деклараций сделали добровольной. За 2021 год декларацию подали только 50 народных депутатов, а за 2022 год — 33 парламентария.

Спасет ли декларацию президент?

Закрытый реестр деклараций лишает смысла саму идею декларирования, считает глава правления общественной организации «Центр противодействия коррупции» Виталий Шабунин: «Основным элементом системы декларирования является публичность информации о состоянии чиновников. Чиновники декларировали свое состояние и в электронный реестр. И что, вы про это состояние хоть что-то знали? Могли ли журналисты их расследовать? Вот так-то. Депутаты плюнули в лицо всем нам: и тем, кто воюет, и тем, кто поддерживает ВСУ налогами и донатами».

Шабунин отмечает, что президент Владимир Зеленский может отправить законопроект обратно в Верховную Раду с требованием проголосовать за немедленное открытие реестра.

«Вопрос в том, на чью сторону станет Владимир Зеленский», — отмечает Шабунин.

К тому же закрытый реестр может поставить под удар судебную реформу, убежден глава правления фонда DEJURE Михаил Жернаков. Он отмечает, что декларации заполняют судьи, проходящие квалификационную оценку. Таких около двух тысяч. А еще — кандидаты на судейские должности. Сейчас в Украине около 2,5 тысячи незаполненных вакансий.

«Проверка деклараций при оценке добродетели судей занимает центральное место. Если судья в прошлом году получил в собственность хоть Софию Киевскую, хоть королевство Лихтенштейн, мы этого никогда не узнаем, пока декларации будут закрыты. Полагаться придется в этом вопросе исключительно на добропорядочность, усердие и ресурсы узкого круга "уполномоченных органов"», — подчеркнул Жернаков.

Проверка для антикоррупционной инфраструктуры

Наконец, следующий год станет проверкой для антикоррупционных органов — НАПК, НАБУ, САП — насколько эффективно они смогут работать без помощи журналистов и активистов, считает заместитель главы комитета по антикоррупционной политике Ярослав Юрчишин: «Наличие подачи деклараций гораздо лучше, чем ее отсутствие. Однако такая закрытость окончательно убивает доверие к власти. Если власти нет, что скрывать, они бы не скрывали декларации».

Проголосованный законопроект предусматривает подачу деклараций чиновниками за текущий год, а также за 2021-2022 годы. Подать декларации за прошлые годы следует не позднее 31 января 2024 года.