Ползучая «ДНРизация». Репортаж из самого маленького округа в Украине

Голосование на избирательном округе в Зайцево заставляет задуматься над тем, что линия разграничения между Украиной и «ДНР» может подвинуться без единого выстрела. Кандидату от «Оппозиционной платформы — За жизнь» понадобилось всего 220 голосов, чтобы стать народным депутатом Украины.

— Я здесь не останусь, мы уезжаем отсюда, — говорит Ирина Борисова, жительница Майорска.

У нее здесь свой бизнес: столовая у КПВВ «Майорское».

Сама Ирина — переселенка из Горловки. В 2014-м отсидела «на подвале» — говорит, соседи донесли, что ее сын воевал в батальоне Кульчицкого. Она вспоминает, как вышла из подвала в одной футболке, шортах, кепке и без зубов.

Мы говорим с ней утром после выборов: ее столовая как раз напротив окружной избирательной комиссии, результаты выборов уже все знают.

— У нас здесь как Мамай прошел, — в стороне переговариваются между собой продавцы, — ничего не осталось: все съели. Последний раз такое было в позапрошлом году зимой, когда пленных меняли...

Здесь, на крайнем востоке Украины, такие шутки.

Самый маленький округ в Украине

51-й избирательный округ разделен линией фронта. Границы участка определены так: Никитовский и Центрально-Городской районы города Горловки, часть Бахмутского района.

Часть Бахмутского района — это поселки Зайцево, Жованка, Бахмутка, Пески, Майорск. Они расположены по эту сторону, а вот Никитовка и Центрально-Городской район Горловки — с той стороны.

Люди, зарегистрированные в границах округа, имеют право голосовать как за партии, так и за мажоритарщиков. Переселенцы без постоянной регистрации и военные — только за партии.

51-й — это самый маленький округ Украины. Здесь работают только два избирательных участка. Всего в округе, вместе с военными, 3133 человека. На эти голоса претендовали 26 кандидатов-мажоритарщиков.

Для сравнения: в среднем по Украине этот показатель 14,5, причем есть как рекордсмены (Киевский район Одессы, где в одномандатном округе состязались 45 кандидатов), так и округа с 6-8 претендентами.

Надежда Савченко (слева) — одна из 26 кандидатов-мажоритарщиков в самом маленьком в Украине 51-м округе в Донецкой области, Зайцево, 21 июля 2019 годаЕлена Зашко/Громадское

Избирательная кампания по-зайцевски

Три недели до выборов округ «засевали».

В Бахмутке нам показывают новое помещение для медпункта, которое оборудовал Александр Вишняков, ныне один из топ-менеджеров «Метинвеста», а в начале войны — директор гуманитарного штаба Рината Ахметова «Поможем». Он сделал навес во дворе и построил автобусную остановку.

— Я не скажу, что возили тоннами. Привозили два раза пакеты — масло, шпроты, гречка, сахар. Учитывая, что у нас здесь всего 230 человек, то это разве тонны? — рассказывает Валентина, жительница Бахмутки.

Еще одна жительница этого поселка, Наталья, добавляет, что привозили только гуманитарку от Ахметова и «тормозок» с маслом и шпротами от другого кандидата — Андрея Алеши.

Алеша был кандидатом от «Оппозиционной платформы — За жизнь». «Наши деньги» называют его бывшим «смотрящим» по Запорожской области от Юры Енакиевского.

Здесь, в Бахмутке, Алеша обещал починить крышу одного из домов, который пострадал во время обстрела. Это на его брендированных автобусах привозили людей для изменения места регистрации перед выборами. И именно Алеша казался основным соперником многим кандидатам.

С Алешей связывают и особый зайцевский «черный пиар». К примеру, Владимира Веселкина — кандидата-самовыдвиженца и главу Военно-гражданской администрации Зайцева — изобразили на листовке рядом с Петром Порошенко. А накануне дня тишины избирателей обзванивали и голосом, похожим на голос Порошенко, агитировали голосовать за Веселкина. «Кандидат от Порошенко» здесь — дискредитация.

Другое дело — плакаты Алеши с Юрием Бойко, а также приезд самого Бойко в округ — это, безусловно, плюс.

Неподалеку от избирательного участка мы нашли якобы предвыборные листовки другого кандидата — Александра Ковалева. Это лидер всеукраинского объединения ветеранов войны в Афганистане «Никто кроме нас». Так вот на листовках он — в кругу бойцов Нацкорпуса «Азов», а рядом надпись — «Война до победы!».

Глава ВЦА Зайцево Владимир Веселкин опубликовал на своей странице в Фейсбуке видео, на котором мужчину якобы пытаются подкупить представители кандидата Андрея Алеши за 300-500 грн ($12-20).

Еще в одной заметке Веселкина говорится, что другой кандидат в депутаты Махач Батирсултанов, луганский фермер, которого здесь никто не видел и фамилию которого не могут произнести (здесь его за глаза называют «этот нерусский»), давал за голос по 5-10 тыс. грн ($200-400). По данным ЦИК, за него проголосовали 113 человек.

Для победы этого недостаточно, но результат неплохой, учитывая, что народный депутат Надежда Савченко получила в Зайцево всего восемь голосов.

Александр Ковалев, рассказывают местные, предлагал $100 до голосования и 200 после. Однако сам он любую финансовую «помощь» категорически отрицает.

Нарушения, которых ждали

Прежде всего — подвоза людей из «ДНР», или как здесь говорят, «с той стороны».

Для того, чтобы проголосовать на другом участке, у этих людей была возможность перерегистрироваться до 15 июля в Бахмутском районном совете. По словам Сергея Гриневского, главы 51-й ОИК, это успели сделать 105 человек. СМИ фиксировали подвоз избирателей в райсовет на перерегистрацию.

Но успели ли они проголосовать?

В день выборов на участках были те, кто зарегистрирован по другую сторону, но большую часть дня КПВВ «Майорское» был перекрыт. По словам пограничников, в течение дня там обнаружили 13 взрывных устройств

После окончания голосования работу пункта пропуска восстановили в реверсном режиме: пропускали людей только из Украины в «ДНР».

Закрывали КПВВ из-за минирования и 15 июля, в последний день перерегистрации избирателей.

За сутки до голосования здесь ожидали подвоза людей из 46-го избирательного округа — соседних сел Отрадовка и Курдюмовка. Избирателям из других округов якобы должны выдавать бюллетени тех, кто гарантированно не придет голосовать. Избиратели показывают паспорт лишь одному человеку — сотруднику УИК, который выдает бюллетени. Достаточно иметь «своего» человека в УИК, который имеет отличительный знак, например, «женщину в платке», чтобы такая манипуляция сработала.

Чтобы предотвратить использование «платков», военные перекрыли подходы к обоим избирательным участкам и также проверяли паспорта у всех, кто приходил голосовать.

Победитель

Им стал Александр Ковалев, лидер объединения «Никто кроме нас», он набрал всего 220 голосов. В 2016-м году Генеральная прокуратура заявляла, что именно люди Ковалева помогли вывезти с Майдана «черную роту» «Беркута» — ту самую, которая из автоматов расстреливала мирных протестующих на улице Институтской 20 февраля 2014 года.

В предвыборной программе Ковалев писал о «спокойных и счастливых 70-80-х годах», а также о том, что «убийцы и мародеры при власти украли у нас безопасность, мирный труд, спокойную жизнь, нормальную пенсию, медицину, а взамен кинули нам наглую пропаганду войны, телевизионные сериалы и ток-шоу, смертельные реформы и бесконечные выборы».

«Десант» Ковалева высадился в Майорском еще за несколько недель до выборов. Ребята сняли жилье у бабушек, стали им активно помогать. Они встречались с местными девушками, подружились с детьми.

Подросткам дарили футбольные бутсы, обещали оплатить обучение, одному даже досталась электронная сигарета. Когда бабушка мальчика возмутилась, ей ответили — «неужели лучше, чтобы ребенок окурки собирал?»

Девушки и дети стали отрядом агитаторов Ковалева. Дети носили футболки с маркировкой, клеили агитацию и срывали листовки других кандидатов.

В разговоре с нами подростки признаются: им искренне нравятся «правильные ребята», которые полностью соответствуют их социальным ориентирам.

В день выборов в бой пошли и пожилые, и лежачие больные: некоторых бабушек «пацаны» заносили на участок на руках:

— А С. это твоя?

— Да.

— Ну так несите ее, я пацанов дам

Одна из бабушек вопила из кабинки: «Я ничего не вижу, куда мне ставить?»

Другая искренне интересовалась: «А где эта партия "Никто кроме нас"? Не могу найти».

После завершения голосования во двор военно-гражданской администрации, где расположена УИК, подтянулись ребята в черном. Они были здесь до утра, пока им не сообщили результаты — Ковалев победил.

На одном из участков победу Ковалева встретили аплодисментами. Двое его наблюдателей и несколько членов комиссии выкрикивали «Браво!». Из дальнего угла комнаты один из кандидатов ворчал: «Продали страну и хлопают в ладоши...»

Сам Ковалев утром тоже был здесь и принимал поздравления. Благодарил команду. Говорил об ее рвении и общей победе. И обещал мир.

— Видите, — говорил он, показывая в сторону «ДНР», откуда раздавались выстрелы, — даже канонада в нашу честь! Это салютуют нам, победителям!

***

После подсчета голосов Ковалев говорил в интервью Громадскому, что планирует «кое-кому накрутить хвосты», чтобы «вели себя правильно с жителями Зайцева».

— Я знаю, кого он имеет в виду, — говорит Ирина Борисова.

Мы тоже догадываемся, что речь идет о Владимире Веселкине, главе Зайцевской военно-гражданской администрации. Он проиграл Ковалеву почти 100 голосов.

— Не только Веселкина, — продолжает женщина. Несколько дней назад, по ее словам, у нее тоже был разговор с «ребятами Ковалева». — Он взял меня за шиворот и сказал: «Если будешь много говорить, то полетишь у меня "дальше Киева"».

А еще Ковалев поделился вслух идеей построить поселковым детям бассейн, привезти крутых тренеров...

Правда, в некоторых районах Зайцева, например, в Бахмутке, до сих пор нет воды. Недельная норма на квартиру — пять ведер. Но о воде Ковалев идей не высказывал.