С-300, Stinger, NASAMS. Чем Украина закрывает небо и в каком вооружении до сих пор нуждается

До начала полномасштабной войны эксперты называли противовоздушную оборону одним из самых слабых мест Украины. Однако за полгода россия не смогла достичь превосходства в воздухе, несмотря на преимущество в количестве техники. Что сейчас стоит на вооружении Украины, в чем она еще нуждается и как меняется эффективность нашей ПВО — в материале hromadske.


Вся информация о вооружении в этом тексте — из открытых источников. Мы не разглашаем данные о расположении и количестве вооружения, а также любую другую информацию, которая является государственной тайной и может навредить Вооруженным силам Украины.


Что такое противовоздушная оборона?

В систему ПВО входит истребительная авиация, предназначенная для уничтожения самолетов, вертолетов и беспилотников, и наземные системы противоракетной обороны — для предотвращения ракетных и авиаударов. Один из типов ПВО предназначен для прикрытия войск на поле боя, другой для прикрытия административных центров, стратегических объектов.

Система ПВО состоит из средств раннего обнаружения, предупреждения о ракетном ударе и средств поражения цели. Радар фиксирует враждебную цель и передает эту информацию на командный пункт, где отдают приказ об открытии огня на поражение.

Украинская ПВО — это эшелонированная система обороны. Она состоит из вооружения разных типов и разного функционала, отвечающего за определенные виды ракет на определенных высотах. У нас есть комплексы, которые долетают на высоту до 4 км, есть и более высотные — до 15-20 км. Каждое вооружение ответственно за определенный участок и определенную высоту.

Какие противоракетные системы есть у Украины?

Подавляющее большинство зенитно-ракетных комплексов, стоящих на вооружении Украины, — советского производства. Постепенно мы получаем от партнеров и более современные комплексы. Сейчас у нас на вооружении комплексы малой и средней дальности, а нуждаемся мы в ПВО дальнего радиуса действия.

У Украины есть советские переносные зенитно-ракетные системы: «Игла» и «Стрела», а также ЗРК «Оса» ближнего радиуса действия. Их в основном используют, чтобы сбивать вертолеты и самолеты. Так, в боях за Чернигов в начале марта менеджер «Укрпочты» из «Иглы» сбил российский самолет.

От партнеров Украина получила ПЗРК Stinger и Starstreak, имеющие радиус действия 5-7 км. Заместитель министра обороны Анна Маляр заявляла, что такие системы важны, но не могут компенсировать отсутствие современных истребителей и зенитных ракетных систем средней и большой дальности.

Также у Украины есть ЗРК средней дальности «Бук-М1», способный поражать цели до 32 км на высоте до 18 км, и модернизированный С-125 с дальностью до 40 км на высоте до 25 км. Украинские военные регулярно отчитываются о сбитии вражеских беспилотников «Буками».

Самые мощные ЗРК в украинской армии — С-300 с радиусом действия 100 км. Они способны сбивать и крылатые, и баллистические ракеты. Эти комплексы уже находились на вооружении Украины, а некоторые западные партнеры передали дополнительные установки.

До 2012 года на вооружении Украины стояли советские ЗРК С-200, которые могли поражать цели до 250 км. Но во времена президента-беглеца Виктора Януковича их списали. Позже Минобороны Украины хотело восстановить эти комплексы, но официальных заявлений о завершении модернизации не было.

Также украинское небо защищают истребители типа Су-27 и МиГ-29 советского производства.

Почему невозможно сбить все ракеты?

Эффективность перехвата ракет зависит от типа ракеты и перехватывающей ее системы. Легче всего перехватывать крылатые ракеты — «Калибры», Х-101, Х-55, Х-255. Фактически, это самолет, двигающийся на сверхвысокой скорости по прямой траектории. Если радары успели засечь ракету, то военные могут ее сбить.

Труднее всего перехватить баллистические ракеты, например, «Искандеры» и «Точки», летящие по сложной траектории. Ракеты взлетают на большую высоту, а затем с большой скоростью снижаются. Они могут маневрировать, ставить различные препятствия. Ракетная оборона против таких угроз сложнее, необходимы системы, направленные на защиту именно против баллистических ракет.

«Нужно признать, что на сегодняшний день угроза от баллистических ракет меньше, чем от крылатых. Россия реже использует “Искандеры”, а чаще — ракеты, запускаемые с воздуха или из моря, а также реактивную артиллерию», — говорит военный эксперт, руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко.

Также сложно перехватывать некоторые противокорабельные ракеты Х-29, Х-33 и Х-31. Ракета, как правило, запускается с самолета, набирает значительную высоту, а при снижении наносит удар под углом, а не прямо. Ракета может иногда лететь вне зоны досягаемости радаров, поэтому ее можно увидеть не так быстро и, соответственно, не успеть сбить.

Подкрепление установками NASAMS

Соединенные Штаты объявили о передаче зенитно-ракетного комплекса Norwegian Advanced Surface to Air Missile System: усовершенствованная норвежская ракетная система «земля — воздух»NASAMS средней и малой дальности, о котором Украина просила еще с начала полномасштабной войны. Пентагон заключил контракт на 182 миллиона долларов на совместное с Норвегией производство комплексов для Украины. Американцы производят ракеты и радары, а норвежцы — пусковые установки.

Этот комплекс впервые представили в 1998 году, его последняя модификация — NASAMS III — появилась в 2019-м. Неизвестно, какую модификацию будут поставлять в Украину. Эти системы стоят на вооружении Соединенных Штатов (защищают Белый дом в Вашингтоне), а также Норвегии, Испании, Финляндии и других стран.

Радиус действия комплекса — 40-50 км на высоте более 15 км. Система способна поражать крылатые и баллистические ракеты, а также беспилотники и самолет. Однако российская военная авиация в последние три месяца не решается залетать в воздушное пространство Украины.

Мусиенко говорит, что NASAMS поможет сбивать ракеты «Калибр», Х-101 или Х-55, которые рф запускает из акватории Черного и Каспийского морей, из Беларуси и областей россии, а также беспилотники «Форпост», «Орлан», «Ланцет». А глава фонда «Вернись живым» Тарас Чмут отмечал, что норвежско-американские комплексы могут стать современной заменой для наших «Буков».

Батарея NASAMS состоит из командного пункта, 3D-радара AN/MPQ-64F1 Sentinel, вспомогательных сенсоров и пусковой установки, в которую можно загрузить шесть ракет. Важным преимуществом является то, что части комплекса могут располагаться на расстоянии друг от друга: радар, и пусковые установки могут находиться в 20 км от командного пункта.

«Весь комплекс не находится в одном месте и не является одной потенциальной целью для противника, который, нанеся удар, может уничтожить все. Технически это один из лучших комплексов противовоздушной обороны среднего радиуса действия в мире», — говорит Мусиенко.

Кроме того, несколько пусковых установок можно объединить в уникальную сеть для обеспечения минимальной задержки на больших расстояниях для максимальной производительности системы с использованием ракеты AMRAAM.

При этом радарные установки Sentinel уже знакомы украинским защитникам — в апреле США передавали Украине эти радары. В Пентагоне заявляли, что поставки NASAMS могут начаться «в ближайшие месяцы», но более конкретного времени никто называть не берется.

Какое еще ПВО обещают передать Украине?

До конца года Германия планирует передать ЗРК среднего радиуса действия IRIS-T SLM своего производства. Он предназначен для уничтожения самолетов, вертолетов, беспилотников, крылатых и баллистических ракет. Комплекс способен поражать цели на дальности 40 км и на высоте 25 км. Ракеты запускаются вертикально, что обеспечивает охват 360 градусов.

Кроме того, Испания направила в Украину батарею системы противовоздушной обороны. Но в Минобороны не говорят, какую именно.

В чем мы нуждаемся еще?

Все системы противовоздушной обороны, которые сейчас есть в Украине, выполняют свою роль и работают как слаженный механизм. Однако нам все еще требуются комплексы дальнего радиуса действия на 150-200 км. Например, американский ЗРК Patriot или французско-итальянский ЗРК SAMP/T. Пока партнеры такое вооружение не передают.

«Patriot может стать этапом в ленд-лизе для Украины, потому что он нуждается в дополнительных расходах и подготовке. Сейчас мы получаем NASAMS, а они интегрированы с Patriot и используются совместно в тех же США. Допускаю, что в будущем мы можем получить Patriot, которые дадут нам возможность бороться практически с любым видом вооружения, какое есть у российской армии и с любым типом их ракет», — объясняет Мусиенко.

Также Украина нуждается в истребителях, например, американских F-16 или европейских Eurofighter или Gripen. Передача истребителей обсуждается, но в Соединенных Штатах говорят, что не передают самолеты, потому что на это пойдут годы. Поэтому сейчас приоритетом является поддержка той авиации, которая у Украины уже есть.

В то же время в оборонный бюджет на следующий год Соединенные Штаты закладывают 100 млн долларов на обучение украинских пилотов. «Это говорит о серьезности намерений США. И о том, что мы будем получать авиационную технику», — считает спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.

Кроме того, обсуждается возможность поставки Украине французских истребителей Rafale или шведских Gripen.

«Думаю, мы все-таки придем к обновлению нашей авиации и усилению при помощи западных партнеров. Это необратимый процесс, просто вопрос времени», — добавляет эксперт.

Переход с советской на западную ПВО

В соответствии с программой долгосрочного развития Воздушных силы ВСУ, принятой в 2020-м, до 2030 года планировалось завершить использование С-300 и «Буков». Зенитно-ракетные войска должны сократить и оснастить современными ЗРК иностранного производства, в частности комплексами NASAMS, Patriot, SAMP/T или их аналогами. После начала полномасштабного вторжения программу не меняли.

После 24 февраля Украина получает все больше западного вооружения, которое усиливает и дополняет уже существующие советские системы противовоздушной обороны.

«Мы наполняем нашу эшелонированную систему ПВО. То есть наряду с теми системами, которые есть сейчас (С-300, “Бук”, С-125 и т.д.), мы добавляем комплексы, которые создают дополнительный эшелон в защите. Это дополнение той системы, которая есть», — объясняет Мусиенко.

Он считает, что сейчас происходит постепенный переход на западные системы, но о полном переходе можно будет говорить, когда речь пойдет о поставках Украине ЗРК дальнего радиуса действия и современной авиации.