Скидочная лихорадка: кто придумал «черную пятницу» и как она покорила мир
Насладившись индейкой в День благодарения, который традиционно приходится на четвертый четверг ноября, на следующий день американцы готовят план захвата торговых центров и любимых магазинов. Сумасшедшие скидки, толпы желающих приобрести заветные товары и полуживые от суток ажиотажа нон-стоп продавцы — таково наше устоявшееся представление о «черной пятнице».
И хотя в четвертый ноябрьский четверг мы никого не благодарим, но в пятницу тоже отправляемся за покупками: в Украине, да и во всем мире традиция этого дня начиная с 2000-х надежно прижилась и обросла новыми дополнительными акциями вроде «киберпонедельника». Рассказываем, откуда взялась «черная пятница» и кто от нее выиграет.
Черный день календаря
В 1905 году канадский универмаг Eaton's провел первый торжественный парад ко Дню благодарения (традиционный день празднования в Канаде отличается от американского и приходится на второй вторник октября, — ред.). По улицам Торонто радостно ехала карета Санта Клауса. Через девятнадцать лет идею подхватили и в Америке: тогда Macy's провел собственное праздничное действо в День благодарения. Универмагу удалось хорошо прорекламировать себя — и на следующий день все побежали за покупками. Чтобы быть достойными конкурентами для Macy's розничные торговцы заключили между собой джентльменское соглашение: объявлять о скидках в день после Дня благодарения синхронно, чтобы никого не обидеть.
Пятница после Дня благодарения постепенно становилась своеобразным негласным стартом предрождественского шопинга. В 1939-м, во времена Великой депрессии, продавцы заметили, что сезон праздничных покупок слишком короткий. Все потому, что на тот момент Днем благодарения официально считался последний четверг месяца, и в том году праздник пришелся на пятый четверг — оставалось слишком мало времени до Рождества. Рискуя обанкротиться, они обратились к президенту Франклину Д. Рузвельту. Тот проблему понял, и перенес празднование на привычный ныне четвертый четверг ноября. Официально, правда, это утвердили лишь через два года, поэтому в 1939-м и 40-м некоторые ели индейку дважды.
В 1950-х американцы начали массово брать больничные в пятницу после Дня благодарения. На удивление, компании отнеслись к покупательной лихорадке с пониманием и предоставляли своим сотрудникам дополнительный оплачиваемый выходной (в некоторых штатах, например в Калифорнии, сейчас это официальный выходной). А «черной» пятницу впервые в привычном нам контексте назвали в 1966-м — так в медиа процитировали оценку полицией хаоса в магазинах и на улицах Филадельфии в связи с закупочным ажиотажем. Хотя есть еще как минимум два предположения, откуда пошло название.
Она могла ассоциироваться с пятницей 24 сентября 1869 года, когда биржевые спекулянты Джей Гулд и Джеймс Фиск устроили резкий скачок, а затем падение цен на золото, и, соответственно, вызвали обвал фондового рынка, у многих был плохой день. Есть и более простое и позитивное объяснение, связанное с выражением «in the black» (в английском языке это означает положительный баланс, то есть выход в «плюс») на контрасте с «in the red» (в «минус»). Очень правдоподобно, учитывая, что значительные прибыли для продавцов в этот день гарантированы. В 2000-х пятница официально стала главным днем шопинга в году, лишив такого статуса последнюю субботу перед Рождеством.
Супервыгодные покупки?
Из года в год «черная пятница» становится только популярнее. Если в 2002-м покупатели по всему миру потратили всего $416,4 млрд, то в 2019-м эта цифра была на 75% больше — $730,2 млрд. В праздничный сезон многие продавцы делают около 20% всех годовых продаж, и большая часть из них происходит как раз в «черную пятницу». Только в США любители распродаж в этот день оставляют в магазинах около $60 млрд — это можно сравнить с годовым бюджетом целой небольшой страны, например, Кубы.
Скидки в магазинах действительно солидные — в среднем это 55%. Интересно, что в Украине они среди самых высоких в мире (66%) и уступают только скидкам, которые предоставляют в этот день торговые сети в США, свидетельствуют данные исследования Black-Friday.Global. Хотя порой сложно понять, насколько действительно выгодной является покупка: за скидками в «черную пятницу» иногда может скрываться мошенничество. И на товары, продаваемые в этот день якобы слишком дешево, часто устанавливают специально повышенные цены накануне «черной пятницы».
Консюмеризм vs сознательное потребление
Как демонстрирует статистика Black Friday Shopping Report от Finder, «черная пятница» — это все же история про импульсивные покупки. Ежегодно все больше людей жалеют о своих приобретениях в этот день: если в 2019-м об этом говорили 49% американцев, в 2020-м их стало уже 64%.
В то же время с каждым годом растет и тренд не поддаваться чернопятничным распродажам и вообще не делать покупки сей день. Противники идеи чрезмерного потребления в «черную пятницу» отмечают собственный праздник — «день ничего-не-покупания» (Buy Nothing Day). Замысел его возник в Канаде в 1992-м году и был инициирован антикапиталистами из группировки Adbusters Media Foundation. Суть проста: бойкотировать «черную пятницу» ради сохранения планеты.
Для этого они развернули большую информационную кампанию, а порой призывают даже выходить на протесты. У экозащитников для нас вообще есть много предложений на этот день вместо покупок: делать подарки своими руками, заняться садоводством или спортом, почитать книгу. Если они — не авторитет, то вот в прошлом году даже Папа Римский призвал противодействовать «вирусу потребительства».
***
Независимо от того, что вы запланировали себе на нынешнюю «черную пятницу», скорее всего, вы заметили, что в этом году она будет иной из-за пандемии. Чтобы избежать толп в магазинах и торговых центрах, дни скидок растянули: в Украине, например, закупиться со скидкой можно с 23-го ноября и до конца этой недели. Кроме того, очевидно, больше покупателей воспользуются онлайн-покупками — в частности, из-за карантинных ограничений, которые делают невозможным шопинг на выходных. И это уже стало трендом: например, в 2019-м именно чернопятничные онлайн-распродажи в США достигли $7,4 млрд, что почти на 20% больше, чем годом ранее.