«Съездил купил кровь и пошел убивать Бабченко»: следствие и фигуранты дела рассказывают свои версии событий

Прошло два года после громкой спецоперации так называемых «убийства» и «воскресения» российского журналиста Аркадия Бабченко в Украине. О том, что сейчас происходит с расследованием, что говорят фигуранты и сам Аркадий Бабченко — в нашем материале.

Версия следствия

29 мая 2018 года «убили» журналиста Аркадия Бабченко. На следующий день СБУ заявила о том, что мужчина жив, а его смерть якобы была спецоперацией. Следствие задержало подозреваемого организатора преступления Бориса Германа — украинского бизнесмена, владельца оружейного завода «Шмайсер».

Впоследствии он пошел на сделку со следствием и обещал показать тайники с оружием, которое было якобы приобретено за российские деньги. Германа признали виновным в подготовке теракта и приговорили к 4,5 годам лишения свободы, а затем освободили по состоянию здоровья.

Также следствие назвало подозреваемого заказчика преступления — Вячеслава Пивоварника. Он якобы с ноября 2017 года был в России и, «действуя под контролем и по заданию спецслужб этой страны», передавал Борису Герману информацию и деньги, необходимые для организации преступления, координировал и контролировал ход его подготовки. Сейчас Пивоварник в розыске, его обвинительный акт в ноябре 2018 года отправили в суд.

Версия «Аристарха», так называемого киллера под прикрытием

Алексей «Аристарх» Цимбалюк — волонтер, участник войны на Донбассе. Он вспоминает, как весной 2018 года Борис Герман якобы заказал ему убийство Бабченко: «Очень хорошо помню этот день. Я прогуливался на Позняках, выбирал кроссовки. И тут на WhatsApp пришло сообщение с фотками Бабченко от Бориса Львовича Германа с подписью, что „будет встреча с пророком“. Честно говоря, я никогда не знал, кто такой Бабченко. Но сразу залез в фейсбук. А он тогда об Украине не писал почти ничего, в основном о России — мочил Путина, путинский режим на всю катушку, российских либералов и тому подобное. Для меня стало ясно, что только „русня“ может заказывать этого человека. Поэтому во время первой встречи с Германом, когда он ко мне приехал, я уже это все записывал на телефон. Он попросил подумать, сколько это будет стоить и вообще интересно ли это мне».

Скрин переписки Алексея Цимбалюка с Борисом Германом в WhatsAppВиктория Рощина\hromadske

По словам «Аристарха», с Германом он был знаком с осени 2014 года, и начал следить за ним после предложения якобы встретиться с ФСБ: «Я у него покупал несколько травматов переработанных. Ну вот летом 2015 года (после чего я уже с него не слезал, а старался быть другом и всегда находиться рядом) он мне предложил встретиться на нейтральной территории где-то в теплых краях с представителями ФСБ. Несмотря на то, что у меня не было в то время контактов в спецслужбах, кому можно было бы доверять и понимать, что не сольют, я тогда это перевел на прикол. Но уже тогда для меня было ясно, что чувак работает на „русских“ и, если было это предложение, то будут и другие. Поэтому я откровенно от него не отлипал».

Цимбалюк объясняет, что в то же время одного из его знакомых перевели из центрального управления Департамента защиты национальной государственности СБУ в Киеве, и он отправил ему запись разговора первой встречи с Германом после заказа Бабченко. «Мне звонят и говорят, что высшие люди в службе в курсе, требуют тебя назад, говорят, хоть вертолетом возвращайте. Я спрашиваю: „Так что, за мной вертолет летит?“, А он говорит: „Нет, еду я на „Ланосе“ с пробитым колесом“», — вспоминает Цимбалюк. По его словам уже вместе с СБУ они согласовали сумму за Бабченко — 30 тысяч долларов, потому что офицер СБУ в РФ стоил 50 тысяч, говорит «Аристарх», а журналист, по мнению СБУ, не мог стоить дороже.

По словам Цимбалюка, встречались они с Германом редко, а нервничать он начал, когда первая дата «убийства» сорвалась. «А перенесли почему? Не договорились с полицией. А поскольку тогда была Лига Чемпионов и полицейские были там задействованы для охраны порядка, предпринимались усиленные меры безопасности, то было немного опасно, можно было провалить все в самом начале. Я себя, конечно, чувствовал в опасности. Потому что, если ты уже начинаешь переносить, у людей могут возникать вопросы, соответственно, можно убрать и все. Было много несогласованных действий, но в итоге Бабченко опубликовал сообщение, что он повредил ногу и не выходит из дома».

Аристарх говорит, что до него убийство Бабченко Герман предлагал совершить другому человеку, однако тот отказался. Также Цимбалюк предоставил нам видео общения с человеком, похожим на Бориса Германа, при подготовке убийства Аркадия Бабченко. Там он называл фамилии и других потенциальных жертв так называемого «списка 47» — перечень фамилий, которые якобы российская сторона передала для убийства в Украине, чтобы дестабилизировать ситуацию.

«По поводу других людей, да. У нас же есть видео, которое мне эльфы на новый год прислали. Там четко называются и Бабченко, и Илья Богданов. Мне предлагали их. Относительно того, кто должен был убивать других из списка, мне неизвестно. Кроме того, до этого в частной беседе мне были озвучены еще два человека, но я их называть не буду, потому что не могу ничем подтвердить. Но несмотря на то, что эти люди остались живы, эта работа была очень успешной и востребованной».

«Ночь, день. Я сварил супчик и пошел убивать Бабченко. Именно так оно и было на самом деле. Я поехал утром, купил кровь. Ко мне заехал оперативник, мы поели супчик, он забрал кровь и уехал. Затем я поехал к дому, зашел, вышел. На скамейке сидел мальчик лет 20-ти, с его слов и составлялся фоторобот. Фоторобот был, конечно, прикольный, но был больше похож на премьер-министра Армении, чем на меня. Но это не худший вариант. Я им маякнул, что здесь человек, типа — подождать пока уйдет? Но мне сказали заходить, работать по графику. Зашел, Аркадий уже лежал загримированный. Говорю: „Доброго здоровья“. А у него полный рот крови свиной. Он говорит: „Не смеши меня“. После этого я поехал в определенное место, где находился две недели. Это дом моих друзей, никакое не помещение СБУ, потому что СБУ не занималось моей безопасностью ни тогда, ни сейчас тем более. Захожу в фейсбук, там истерика. Мне пишет знакомая, что россияне убили Бабченко, она в слезах, в соплях. А я говорю — война, что поделаешь. Затем запостил фоторобот, что „будьте осторожны, этот человек может ходить рядом с вами“. Герман, кстати, тоже перепостил. Я ему сразу написал, но он ответил примерно в три часа ночи, что по деньгам решим утром», — вспоминает Цимбалюк.

Полиция и журналисты на месте «убийства» журналиста Аркадия Бабченко у подъезда его дома на улице Никольско-Слободская в Киеве, 29 мая 2018 годаEPA-EFE/STEPAN FRANKO
Полицейские охраняют вход в дом, где, как сообщили журналистам «убили» Аркадия Бабченко в его квартире в Киеве, 29 мая 2018 годаEPA-EFE/STEPAN FRANKO

И добавляет, что это дело было для него важным не для того, чтобы спасти Бабченко: «Я понимаю, что дело гораздо глубже. Я пытался побольше информации из Бори вытянуть и постоянно спрашивал о том, как он порешал. По его словам, у него при обыске нашли 150 тысяч долларов и для того, чтобы стать свидетелем, он отдал половину этих денег и плюс на 20-ку он дал еще какого-то оружия для СБУшников. Это как раз в день аванса, я его полностью вывел на этот разговор, потому что мне это было важно. Он должен был сидеть уже давно в тюрьме. За это дело или другое. Но у нас люди берут деньги, а когда деньги грубые то с огромным удовольствием. И я не слышал, чтобы кого-то из Одесского СБУ или из прокуратуры Крыма уволили.

И судя по тому, какие там суммы фигурируют, прокуроры без руководства не могли решить эти вопросы. И это были деньги именно на все это, что должно было происходить в Украине», — говорит Цимбалюк.

И добавляет, что второй раз не пошел бы на такую спецоперацию, поскольку считает, что государство не способно защитить свидетелей.

Версия Аркадия Бабченко

В ноябре 2019 года Аркадий Бабченко уехал из Украины. Он говорит, что не хочет испытывать на себе «судьбу Сергея Стерненко»: «Стерненко вызвали в Генпрокуратуру или в СБУ. И вот вся страна сидела и думала вручат ли ему подозрение в том, что он убийца, или признают потерпевшим. Слава богу признали потерпевшим, но у меня почему-то нет желания на себе такие эксперименты проводить. Просто вспомните, год назад, когда начала меняться власть, были разговоры о том, что дело Бабченко будет перепроверено. И если окажется, что оно якобы нанесло какой-то ущерб, виновники будут привлечены к ответственности. Я в этих экспериментах решил не участвовать, а постоять в сторонке за забором, посмотреть, чем все это закончится».

Бабченко вспоминает, что спецоперацию разрабатывали два месяца, сам он принимал в ней участие месяц, всего над операцией работало четыре человека, но знали о ней немало людей — от врачей скорой помощи и полицейских до работников морга. По словам Аркадия, первоначальный план откорректировали из-за огласки: «Сначала был план, что я буду мертвым три дня. Я никак не рассчитывал появляться на следующий день. Потому что спецоперация началась в 6 часов вечера, а завершилась только в пять утра. Меня отвезли в скрытое место. Было единственное желание — проспать сутки. Но в 11 мне звонят и говорят „Собирайся, будешь сегодня воскресать“. Я не был готов. Почему раньше? Ну, не знаю. Возможно боялись, что Герман не вернется. Возможно слишком большой резонанс пошел. Не ожидали, что так пойдет по всему миру. Хотя я журналист, но и для меня это было удивительно. Но то, что СБУ это не учло, ну да, это косяк. Хотя не критический».

Слева направо: глава Службы безопасности Украины Василий Грицак, генпрокурор Юрий Луценко, российский журналист Аркадий Бабченко и глава Нацполиции Сергей Князев на брифинге в СБУ сообщили, что Бабченко жив, а «убийство» — это операция украинских спецслужб, Киев, 30 мая 2018 годаУНИАН

По словам Бабченко, так называемое убийство произошло не в запланированную дату: «Задержка была из-за того, что суд или прокуратура, сейчас точно не помню, должны были дать письменное разрешение на проведение спецоперации. Но там или выходные были, или короткий рабочий день в суде короче говоря, не договорились и пришлось переносить. Безусловно был риск срыва. Герман начал нервничать, мы не знали, Цимбалюк один или есть кто-то еще. Потому что в основном все политические убийства стали проходить по практике тендера между своими бросается заказ, и кто первым выполнит».

Бабченко считает, что за подготовкой преступления стоит российский бизнесмен Евгений Пригожин — повар президента РФ Владимира Путина: «„Новая газета“ сделала два больших материала, что этот человек давал приказы на убийства и избиения блогеров. К тому же блогеров, которые живут в Пскове и у них там было 30 подписчиков, а он дает указание убить или избить человека, потому что тот написал какую-то бяку про Путина. Но, понятно, что сейчас все останавливается на Пивоварнике, и какие там дальше были между ним и конечным заказчиком люди, мне неизвестно и возможностей это расследовать нет».

По поводу «Фонда Путина», в котором якобы работал вероятный заказчик преступления Вячеслав Пивоварник, Бабченко говорит, что это возможно, но у него не такое название: «Все эти пригожинские вагнеровские ЧВК то в Ливии, то в Сирии, то в Венесуэле, то еще где-то. Понятно, что этот фонд не оформлен как юридическое лицо, а в уставе как основной вид деятельности не указано отсылка наемников или наемных убийц в ЦАР, в Украину для совершения террористических актов. Понятно, что это какая-то кубышка, где аккумулируются какие-то деньги, все это делается тайно. Возможно, это его личная инициатива, чтобы выйти и дальше туда, в верхние эшелоны власти».

«На самом деле, я не знаю деталей, мне это неинтересно. Если бы не Герман и Пивоварник, были бы другие. То, что эти щупальца прорастали в Украине, и их удалось обрубить это заслуга. И я рад, что от меня зависела часть этой заслуги спецслужб Украины. Эти щупальцы обрублены. То, что их еще остались десятки, сотни, во-первых, это не моя задача разбираться с ними, во-вторых, мне не интересно, в-третьих, все это у меня вызывает физиологическое отторжение, потому что, сами понимаете, копаться в этом не слишком радостно».

Аркадий Бабченко покинул территорию Украины в ноябре 2019 года. На фото — Бабченко во время интервью в Киеве, 27 июня 2018 годаEPA-EFE/VALENTYN OGIRENKO/POOL

Версия Бориса Германа

Несмотря на то, что Борис Герман признал вину, в комментарии hromadske он отметил, что работал якобы в интересах страны, пытаясь разоблачать российскую агентуру: «Я согласовал эту работу с „Дитрихом“ для нейтрализации этого процесса и выявления „русского“ подполья. Я не догадывался, что СБУ меня за лоха держит и подставляет. Все, что они показывают, это оперативная работа внедренного агента. А они это выдают по-другому. Они будут отвечать. Подстава это называется».

«Дитрих» — это Дмитрий Пономаренко. В 2000-х он официально возглавлял госпредприятие «Укрспецторг», в состав которого входило предприятие «Прогресс». В реестре судебных решений есть уголовное дело о вероятной растрате на сумму более 581 340 гривен сотрудниками «Прогресса». Его расследовала СБУ. Там нам сообщили, что сейчас этого дела у них нет, и по нему Пономаренко в качестве фигуранта не проходит.

По словам Пономаренко, в тех же 2000-х он начал работать в разведке. Несколько наших источников, в частности в СБУ, отметили, что речь идет именно об их ведомстве. Но официально СБУ это не подтверждает. В то же время, при встрече Дмитрий Пономаренко демонстрировал нам аудиозаписи разговора якобы с Борисом Германом — похожие записи, но с измененным голосом и надписью «свидетель» демонстрировались СБУ во время брифинга в 2018 году.

В интервью израильскому изданию Борис Герман подробнее рассказал свою версию, в которой объяснил, что у его знакомого Пивоварника начались финансовые проблемы, когда его «кинули в Одессе», и тот на некоторое время исчез. А когда вышел на связь, то якобы предложил ему сотрудничество: «Пивоварник попросил меня об одной услуге, мол, возьми деньги у человека и передай другому. Затем просьба повторилась еще и еще раз, и через некоторое время я отказался с ним иметь дело у меня производство, которым я и дальше намерен заниматься. Вот тогда-то он мне и рассказал о том пресловутом списке, который затем фигурировал в известной всем криминальной истории. По словам Пивоварника, речь шла о людях, неугодных Кремлю, которых собирались устранять с помощью наемных убийц. Вот якобы для каких целей предназначались деньги, которые я передавал», — рассказал Герман. И объяснил, что тогда он и обратился к знакомому в СБУ, как пояснил он уже нам — к Дмитрию Пономаренко, «Дитриху», для того чтобы якобы спасти ситуацию: «Здесь я решил взять инициативу в свои руки: сказал, чтобы он не спешил, пока я проконсультируюсь с кем надо. У меня был хороший знакомый в СБУ, я к нему и пошел. Мне казалось, что ничего хорошего не будет, если уберут весь список руками киллеров, а туда входили люди, которых Кремль почему-то считал своими врагами. Тем более, что ситуация и без того была крайне напряженная».

Нам в комментарии Борис Герман также добавил, что именно «Дитрих» обманул его, а он своими действиями спас Бабченко и других, поскольку, по его словам, в РФ от списка отказались до спецоперации: «Да. Отказались, как от неэффективной стратегии и только потому, что не было успехов в этом деле. Если бы у кого-то другого нанятый киллер начал выбрасывать такие фокусы, как поп, его бы убрали ровно через два часа. Но этого не произошло», — сказал Герман. И добавил, что никому больше не предлагал убивать Бабченко, кроме «Аристарха», и это было согласовано с «Дитрихом», опроверг слова Цимбалюка о том, что он якобы предлагал ему встретиться с представителями ФСБ в 2015 году, и заявил, что помогал украинской армии, о чем свидетельствуют выданные ему грамоты и благодарности, но его, говорит он, «назвали врагом страны».

Подозреваемый в организации покушения на убийство журналиста Аркадия Бабченко Борис Герман во время заседания Шевченковского райсуда и избрания ему меры пресечения, Киев, 31 мая 2018 годаГонтар Владимир/УНИАН

Версия Вячеслава Пивоварника

Вячеслав Пивоварник в сентябре 2018 года опубликовал видео, в котором отметил, что его в 2010 году якобы завербовало СБУ: «Я был завербован Александром Александровичем Скипальским, который был главой Главного управления разведки Минобороны, а также он был заместителем главы СБУ». В задачи Пивоварника якобы входило «наполнение черной кассы СБУ» — что это за касса и как проходило наполнение, он не рассказал.

«Убийство» Бабченко, по словам Пивоварника, было спецоперацией СБУ. У нее было две задачи: ликвидировать оппозиционного российского журналиста, а также запугать и взять под контроль часть других журналистов и общественных деятелей. «Я получил информацию, что в этой операции я расходный материал», — сказал Пивоварник, добавив, что если ему будут угрожать, он опубликует «компрометирующие материалы».

СБУ назвала слова Пивоварника фейком, а сам он не привел доказательства своих слов.

Борис Герман в суде объяснял, что Пивоварник в России «в частном фонде Путина отвечает за Украину и теракты». Согласно данным госреестра, Пивоварник значится одним из учредителей ООО «Общественная служба безопасности Украины». Эту организацию зарегистрировали в Киеве в 2010 году, она может заниматься охранной деятельностью. Hromadske проверило адрес, где зарегистрирована организация — это жилой дом и офиса там нет.

Вячеслав Пивоварникстраница в соцсети

Другие возможные фигуранты

Служба безопасности установила, что Борис Герман по указанию Вячеслава Пивоварника в мае 2018 года финансировал и организовал транспортировку из Российской Федерации в Украину трех украинцев, которые в Ростове-на-Дону проходили инструктаж и обучение по совершению террористических актов на территории Украины. «Данный инструктаж, как следует из материалов уголовного производства, осуществлялся представителями спецслужб РФ», — сказал во время брифинга начальник следственного управления СБУ Богдан Тиводар. Также в СБУ продемонстрировали переписку Германа и Пивоварника о перелете этих людей по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Стамбул — Киев.

Одним из этих троих, по данным следствия, был Тарас Стельмашенко — якобы куратор группы. По месту жительства Стельмашенко нашли огнестрельное оружие и боеприпасы. Также Стельмашенко объявили подозреваемым в подготовке теракта и незаконном хранении оружия, однако в декабре 2018 года Главная военная прокуратура во время заседания сняла со Стельмашенко обвинения в подготовке теракта. В то же время, Стельмашенко признал вину в незаконном хранении оружия. За это его приговорили к пяти годам лишения свободы с испытательным сроком 3 года.

Один из подозреваемых по делу о покушении на российского журналиста Аркадия Бабченко Тарас Стельмашенко освобожденный из-под стражи Шевченковским районным судом Киева в декабре 2018 годаИгорь Бурдыга

Версия России

В Кремле причастность к покушению на Бабченко отрицают. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что никакого «частного фонда Путина» не существует.