У двух львовских волонтеров провели обыски: в полиции отчитываются о якобы разоблаченной мошеннической схеме. Что известно?
Правоохранители 8 сентября провели обыски в домах львовских волонтеров Святослава Литинского и Назария Островского. В полиции говорят, что разоблачили мошенническую схему по присвоению средств благотворительного фонда.
Первым об обысках сообщил Литинский.
По его словам, сначала следователи сказали, что принесли повестку, но потом выяснилось, что у них постановление на обыск.
Самого волонтера во время следственных действий в квартире не было. Дома оставались жена с детьми. Обыск проводили 7-8 мужчин.
Глава Украинской Галицкой партии Ростислав Коваль, который был на месте происшествия, рассказал, что жену Святослава Литинского госпитализировали. По словам волонтера, врачи констатировали у нее предынфарктное состояние.
Дополнено. Нам в комментарии Святослав Литинский заявил, что обыски проводились с процессуальными нарушениями. В частности, его жена не имела возможности ознакомиться с определением суда об обыске до его начала. Также правоохранители не хотели ждать приезда адвоката и привели «каких-то своих понятых».
«Жена начала писать свои замечания к процессу обыска, но приехала скорая, врач сказал, что нужно ее осмотреть. Следователь говорит: "Я не буду ждать" и не дождался каких-либо объяснений от жены», — сказал волонтер.
Он добавил, что уверен, что не нарушал законодательство. При этом Святослав Литинский рассказал, что других волонтеров пытаются спровоцировать на продажу гуманитарной помощи.
«Начинают говорить: "Ой, друзья, мы знаем, что вы везли автомобиль, он там предназначен для кого-то. Но, пожалуйста, у нас здесь разбили роту, нам очень нужен автомобиль, мы как раз собрали деньги, мы вам компенсируем эти ваши расходы, но тому подразделению, которому вы везете, привезете там через неделю-две. То подразделение ведь только формируется". Любой здоровый человек, услышав такую историю, определенно согласится на это. А это практически делается только для того, чтоб вынудить психологически человека реализовать автомобиль. А по законодательству это уже не автомобиль, а гуманитарная помощь, как только он пересек границу», — рассказал Литинский.
Об обысках сообщил и другой волонтер — Назарий Островский. По его словам, правоохранители обыскивали дом в Бродах, который остался от бабушки и дедушки и где живут переселенцы, а также недостроенный дом возле Львова.
«Не предоставили никаких документов и сказали, что обыски производятся за неуплату электроэнергии…» — отметил Островский.
Оба волонтера сейчас в Польше, куда поехали, чтобы забрать очередной автомобиль для ВСУ.
Глава Львовской ОВА Максим Козицкий заявил, что обысками занимаются полиция Киева и Департамент защиты интересов общества и государства Нацполиции, а не львовские полицейские.
Осудил обыски у волонтеров мэр Львова Андрей Садовой. Он призвал стражей порядка заняться владельцами российского бизнеса во Львове, а не волонтерами.
Кто такой Литинский?
С 2012 года Литинский стал известен благодаря своим судебным искам по защите украинского языка. В 2014-м он через суд добился получения паспорта без русскоязычной страницы. В 2020 году был кандидатом на должность языкового омбудсмена. Но тогда в конкурсе победил Тарас Кремень.
Кроме того, в 2015 году активист обратился в Министерство внутренних дел с просьбой предоставить украинский перевод выступления министра Арсена Авакова на русском языке. Ему отказали, поэтому Литинский обратился в суд и выиграл его.
С начала полномасштабной войны Литинский занимается покупкой автомобилей на нужды ВСУ и регулярно отчитывается о процессе.
Что сказали в полиции?
В полиции Киева заявили, что разоблачили преступную схему, где мужчины присваивали гуманитарную помощь. По данным правоохранителей, мужчины продавали автотранспорт, поступавший в Украину в качестве гуманитарной помощи для нужд ВСУ. Для прикрытия своей деятельности фигуранты якобы не использовали наклейки общественных организаций.
Полицейские провели обыски по месту жительства фигурантов в Киеве и области, а также во Львове. Возбуждено уголовное производство по факту незаконного использования гуманитарной помощи для получения прибыли (ч. 3 ст. 201-2 УКУ). Санкция статьи предусматривает заключение от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет.
В пресс-службе не называют имен фигурантов дела, но, похоже, речь идет именно о Литинском и Островском.
Как пишет «Центр противодействия коррупции», разрешила проводить обыски у волонтеров судья Голосеевского суда Виктория Хоменко, которая в свое время сняла арест с земельных участков вблизи «Феофании».
Что предшествовало?
Это не первые дела в отношении волонтеров, вызывающие резонанс. Так, в конце августа правоохранители заявили о разоблачении во Львове двух волонтеров, которые якобы продавали автомобили, которые ввозились из-за границы под видом гуманитарной помощи для ВСУ.
В организации схемы обвинили львовского художника Олеся Дзиндру. Однако на его защиту встал ряд культурных деятелей и военных. Активисты считают такие действия правоохранителей провокацией против волонтерского движения.